Молодой преподаватель

Бесправность, бессилие и ноль личной жизни: о молодых педагогах и школе

Молодой преподаватель

На прошлой неделе наш блогер Кирилл Макеев объяснял, почему молодому учителю выгоднее работать на себя, чем становиться частью коллектива. А сегодня другой наш блогер, Андрей Вдовенко, рассказывает, какие ещё причины удерживают молодёжь от работы в школе.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

По словам Ольги Васильевой, бывшего министра образования, около половины выпускников педагогических учебных заведений высшего образования не идут работать в школы. В целом в стране наблюдается увеличение среднего возраста учителей (19 из 40 преподавателей — пенсионеры, а средний возраст сегодняшнего российского учителя составляет 52 года).

Половина школьных педагогов заявляет о нехватке учителей-предметников, а министерство просвещения прогнозирует обострение дефицита кадров работников образования в школах в ближайшие 5-7 лет.

Почему молодёжь не хочет идти работать в школу? Отвечает выпускник педвуза, не работающий по специальности, на основе опыта своих сокурсников, которые всё же вступили на этот тернистый путь.

Любой труд должен достойно оплачиваться

«Это призвание. А если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю? Ну вот», — Дмитрий Медведев, бывший премьер-министр РФ

Да, это традиционная лебединая песня врачей, учителей и других бюджетников о том, что работы много, платят мало, на которую многие уже смотрят, как на ленивое нытьё. Некоторые даже, вторя нашему бывшему премьер-министру, говорят: «Вы же знали, куда шли. Вы же учителя, а всё о деньгах твердите».

Я не буду сравнивать зарплату учителей в России и других развитых стран (об этом читайте здесь: раз, два). Я не буду разводить бесконечную тираду о том, что майские указы президента, согласно которым зарплата учителей должна быть приравнена к средней по региону, не выполняются (раз, два, три, четыре).

Я хочу поговорить о другом, а конкретно — о загруженности российских учителей

Официальная трудовая неделя учителей из России больше, чем у коллег из зарубежья на 5 часов. Приблизительно она равняется 43-46 часам, из которых на ведение уроков в среднем уделяется 24 часа (так называемая «ставка»).

Хотя я лично знаю молодого специалиста, ставка которого составляет 30 часов.

Но это без учёта времени, затраченного на подготовку к урокам (что очень важно для молодых учителей, только нарабатывающих методическую базу), проверку домашних и контрольных работ, заполнение бесконечных отчётов (на них уходит до трети затраченного времени).

А ещё учителю могут дать (чуть ли не насильно) классное руководство, а это: посещение профилактических бесед, взаимодействие с учителями, и много всякой бесполезной порчи бумаги. И есть родительские собрания, внеурочная деятельность, дежурства на ёлках (зачем, спрашивается, если там нужна полиция) и многое, многое другое.

Даже озвученная здесь цифра в 60 часов (а это 2,5 суток) реальной рабочей недели учителя мне кажется довольно оптимистичной. Ведь для таких информационно-насыщенных предметов, как, например, история, на подготовку надо тратить ещё больше времени. Особенно молодым учителям.

В итоге мы получаем молодого педагога, у которого нет времени на личные потребности в будни, у которого нет выходных, и который отдыхает только ночью (и то не всегда), а получает плату в основном только за ставку (те самые 24 часа).

Захочется ли молодому человеку работать сутками, а получать как за неполную рабочую неделю (всё-таки учительские зарплаты всё ещё далеки от средних) на «нормальной работе»? Нет, конечно.

Не удивительно, что всего лишь 10% студентов собираются по окончании вуза работать в школе.

Учитель — это звучит гордо (на самом деле нет)

Экономика рынка установила совершенно иные показатели успешности в сознании молодых людей: это достойная оплата труда, возможность совмещать работу и отдых, перспектива карьерного роста.

Допустим, молодого специалиста, видящего своё призвание в обучении детей, не смущает низкая зарплата и отсутствие возможности подниматься по карьерной лестнице (не будем кривить душой, большинство учителей и через 20 лет будут работать учителями).

С чем он столкнётся? А столкнётся он с хамским отношением со всех сторон: от родителей, начальства и детей. Давайте по пунктам.

1. Ни один человек не сочтёт нормальной необходимость, например, в нерабочее время прийти на работу или обсуждать какие-то детали профессиональной деятельности вместо того, чтобы вечерком посмотреть сериал. А вот с учителем встречаться в нерабочее время можно. Писать и звонить ему после 10 вечера тоже можно.

Требовать от учителя что-то можно и нужно, и вообще он неправильно моего ребёнка воспитывает. Обязательно при этом угрожать учителю судом и письмами в высокие инстанции

Нужно ли здесь говорить про набившую оскомину тему: «Мой ребёнок не такой, он не мог такого сделать, это всё учителя/другие дети виноваты».

Мне даже рассказывали, как одна родительница обвиняла учителя в заговоре с другими родителями против её ребёнка.

Разве объяснишь такой мамаше, что родители далеко не всё знают про собственных детей, и что как раз поэтому воспитание ребёнка должно идти из семьи.

2. Не отстаёт от родителей и школьное начальство. Внезапно спустить какую-то отчётность, завалив учителя бумагами (печатать, кстати, всё приходится самому), или отправить его на какую-то «обязаловку» считается в порядке вещей.

Загрузка малооплачиваемой «внеурочкой», неоплачиваемыми вовсе субботниками, олимпиадами или мероприятиями не по своему предмету, и классным руководством, дежурствами в коридорах и на детских ледяных городках в новогодние праздники, необходимость заниматься совершенно не относящимися к профессии делами (например, организацией детского питания), давление, постоянная боязнь увольнения и в целом некорректное поведение начальства — реальность, с которой учителю приходится как-то жить.

А мы при этом ещё даже не коснулись щекотливой темы недоплат, «занижения» премий и в целом финансовой незащищённости учителя. Педагогам очень часто не доплачивают, и определённо можно говорить, что в некоторых школах «пилят» в том числе и учительскую зарплату.

«В распоряжении директоров оказалось законное основание творить любой произвол через издание локальных (то есть, внутришкольных) актов. Так, скажем, приказом по школе закреплено право директора одному учителю платить за урок 300 руб., а другому — 2,4 тыс. руб. И ничего сделать нельзя: в локальный акт можно вписать что угодно, и формально закон не будет нарушен.

По некоторым расчетам, таким образом директор экономит до 10 млн руб. в год. Куда именно идут средства, догадаться несложно. Да, зарплата директора не может превышать учительскую больше чем в 5 раз — а вот размеры стимулирующих доплат не оговорены.

И руководство многих школ щедро платит себе надбавки», — учитель школы для инвалидов Ирина Канторович в интервью «МК»

Как ни странно, по моему опыту прохождения практик в школе, именно от детей современному учителю «достаётся» меньше всего

Конечно, отдельные прецеденты были, но в целом нынешние дети показались мне довольно покладистыми, обучаемыми и пытливыми. Если, конечно, к ним приложить достаточно усилий. Но это мой опыт.

В реальности в СМИ очень часто говорят и пишут о неадекватном поведении учителей (чем ставят их фактически в позицию перманентно виноватых, всех — из-за единиц), а вот о том, что педагога ученики могут и послать, и устраивать различные издёвки, говорят значительно реже.

На мой взгляд, такое отношение детей может идти из семьи: если родители не уважают труд учителя, то и ребёнок этого делать не будет.

Резюмируя сказанное: созданные нынче условия преподавания и взаимодействия учителя с окружающими не только не дают ему возможности стать этаким авторитарным диктатором в своём классе, но и наоборот низводят его до положения бесправной обслуги, не давая даже возможности качественно исполнять хотя бы собственные обязанности, а попытки повысить его статус в некоторых моментах просто смешны.

Итог: зачем вообще работать учителем?

Что мы получаем в итоге? А в итоге мы получаем учителя, вечно уставшего, бесправного, находящегося в постоянном стрессе, не имеющего ни сил, ни времени на качественное преподавание, получающего зарплату сравнимую с зарплатой кассира из «Пятёрочки». И это при этом, что в основном тексте не нашлось места многим другим проблемам.

Например, вторжению школы в личную жизнь учителей (вот, например, нашумевшая история, когда учительницу «попросили» за фото в купальнике в соцсети).

Не сказал я и о том, что в первые годы работы зарплата учителя компенсируется выплатами для молодого специалиста, но если за это время не получить категорию, она сократится на треть или даже больше.

Или о том, что во многих школьных коллективах отношения между самими учителями далеки от нормального взаимодействия. Или о невозможности реализации творческого потенциала педагогической профессии в нынешней ситуации. Продолжать можно было бы бесконечно.

О тяжёлых условиях учительского труда свидетельствует и статистика: 33% учителей увольняются в первые три года работы, а больше пяти лет в школе прорабатывает только 54% молодых педагогов. 1/5 часть работающих в школе преподавателей подумывает об увольнении, а четверть вынуждена работать по совместительству.

В таких условиях не только неудивительно, что молодые люди не торопятся стать учителями, но и возникает вопрос: почему старые преподаватели не уходят?

Дело в том, что учителя (особенно проработавшие в школе немало лет) небезосновательно бояться не найти себя в иных сферах деятельности и лишиться тех немногих социальных гарантий, что всё же у них есть.

Я не идеализирую российских учителей: среди них немало некомпетентных, ленивых и даже неадекватных людей, в том числе и среди молодых специалистов, уже занявших место у школьной доски или только готовящихся сделать это в перспективе.

Многие из них не понимают профессию, не знакомы с педагогической этикой и возрастной психологией, плохо знают предмет и в целом не хотят и не умеют учить.

Но, быть может, именно создание условий, в которых учитель не чувствовал бы себя загнанным животным, привлекло бы в школы молодых, амбициозных, творческих, эрудированных молодых людей, с горящими глазами готовых двигать вперёд российскую школу. Тех самых, которым наш бывший премьер посоветовал идти в бизнес.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://mel.fm/blog/andrey-vdovenko/47029-bespravnost-bessiliye-i-nol-lichnoy-zhizni-o-molodykh-pedagogakh-i-shkole

Молодой учитель в коллективе: как стать хорошим специалистом и не выгореть — Я Учитель

Молодой преподаватель

Преподаватель истории одной из московских школ Тимур Алексеев, основываясь на личном опыте, рассказал, какие ошибки, ведущие к профессиональному выгоранию, допускают молодые учителя, и как недавнему выпускнику университета найти баланс между работой и личной жизнью. Своими наблюдениями он поделился на круглом столе «Выгорание учителей», который провели Яндекс.Учебник и интернет-издание Мел.

Ошибки молодых учителей

Есть несколько распространенных ошибок учителей, которые допускают молодые преподаватели. Избегая их, вы сможете свести возможность «сгореть» на работе к минимуму:  

Набирать как можно больше обязанностей и рабочих часов, чтобы получать достойную зарплату. Делая так, молодые учителя попадают в ситуацию большой нагрузки, не успевают восстанавливаться и работают в состоянии постоянной усталости. Такой подход часто приводит к выгоранию учителя, справиться с которым очень сложно.

Более подробно о сценариях, которые могут привести к эмоциональному выгоранию учителя, мы писали здесь. 

Идти работать в школу ради денег. Московские школы предоставляют педагогам хорошие финансовые возможности, и молодые учителя могут погнаться за деньгами, не до конца представляя себе суть работы. Начиная работать в школе, они сталкиваются с трудностями, которых не ждали. 

Пытаться устроить в школе революцию. Бывает, что молодые учителя приходят в школу с желанием перевернуть систему образования, придумать что-то кардинально новое вместо традиционных учебников или методов и приёмов обучения.

Но опыта по созданию методических материалов и продуманных качественных уроков, учитывающих все аспекты обучения, у недавних выпускников слишком мало, да и ученики привыкли к классическому процессу образования.

Нововведения важны и нужны, но изменения должны быть постепенными, и вводить их нужно, здраво оценивая свои возможности и умения. 

Забывать, что нужно сохранять баланс между работой и личной жизнью. Взвалив на себя большой груз обязанностей, учителя, недавно пришедшие в профессию, часто перестают уделять время другим делам, семье и личной жизни в принципе. 

Столкнувшись с профессиональным выгоранием и сумев с ним справиться, Тимур дает несколько советов о том, как молодому учителю защититься от эмоционального перенапряжения. 

1. Не забывайте, что кроме работы есть другие аспекты жизни 

Учитель может прийти в школу, испытать воодушевление и начать жить только работой. Из-за этого проблемы на работе станут казаться слишком глобальными и важными, отсутствие баланса между работой и личной жизнью может привести к эмоциональному и профессиональному выгоранию. 

Не забывайте, что кроме работы есть общение с друзьями, родными, спорт и разнообразные хобби, старайтесь наполнять этим свою жизнь, а не зацикливаться на проблемах в школе.

Важно и личное развитие учителя.

Всё это может помочь учителю не переоценивать важность работы: с какими бы сложностями не приходилось сталкиваться, после работы нужно переключиться, соблюдая баланс между работой и личной жизнью. 

2. Вносите разнообразие в учительскую жизнь и развивайтесь

Молодому учителю важно видеть перспективы своего профессионального роста, повышать квалификацию, узнавать что-то новое, не стоять на месте и развиваться.

Чтобы работа не превратилась в рутину, следите за мероприятиями в педагогической сфере: участвуйте в конкурсах для учителей, слушайте спикеров на конференциях и круглых столах или выступайте там сами.

Любую работу можно превратить в творческий процесс, но для этого нужно желание. 

3. Не бойтесь просить помощи и поддержки у коллег 

Когда молодой учитель приходит в новую школу, где никого не знает, по началу часто бывает трудно. Как бы прилежно вы не учились в университете, опытным профессионалом, способным решать любые проблемы, можно стать только практикуясь.

Если вам нужен совет об обязанностях учителя, о том, какие методы и приёмы обучения использовать в конкретном классе, какие документы заполнять или какие в школе правила внутреннего распорядка, не бойтесь обращаться к более опытным коллегам за помощью, ведь не знать таких вещей — вполне нормально.

Так вы сможете не только получить ценные советы, но и наладить общение с коллективом учителей. 

4. Выстраивайте личные границы с учениками

Ученики, особенно старшеклассники, могут не воспринять молодого учителя всерьёз. У некоторых из учеников, например, могут быть друзья — ровесники учителя.

Они могут вести себя недостаточно уважительно, требовать незаслуженных поблажек, заводить беседы на личные темы, писать сообщения поздно вечером. Поэтому чётко не обозначить границы, не обговорить правила и рамки общения будет ошибкой учителя.

Например, дайте понять, что недопустимо обращаться к вам на «ты» или без отчества и писать посреди ночи.

Но злоупотреблять границами и превращаться в грозного преподавателя — тоже не лучшая идея. Дети все равно поймут, какой вы на самом деле, а попытки казаться серьёзнее, чем вы есть, выглядят не очень искренне. 

«Молодые учителя бывают двух типов – они либо пытаются стать слишком своими, всем понравиться, и это переходит в панибратство,  либо начинают строить из себя слишком взрослых – это тоже выглядит комично. Нужно быть самим собой. Дети всё равно знают, какой ты», – отмечает Тимур.

5. Помните, почему вы пришли работать в школу и какая у вас цель 

В школах иногда встречаются опытные учителя, которые достигли профессионального выгорания, и теперь транслируют свою неудовлетворённость на других. Защитить себя от влияния чужого негативного настроя можно, понимая цели своей работы и не обесценивая их ни при каких обстоятельствах. Если молодой учитель однажды сформулировал идею о том, зачем идёт работать учителем, её нужно придерживаться. 

Свои цели и идеи нужно формулировать чётко, а не абстрактно. Неправильно идти в школу за неким «высшим смыслом», не понимая, как это будет работать на практике. Когда такие идеи сталкиваются с реальностью, ничего, кроме расстройства, это не приносит. 

«Идея должна быть высокой, но её обязательно нужно конкретизировать.

Например, заниматься анализом классической литературы и сделать ряд уроков с прописанным сценарием, а не заставить детей полюбить литературу — ведь последнее слишком абстрактно.

Важно понимать, чего хочет подросток, как его можно заинтересовать, какие формы подачи материала ему могут быть интересны», – считает Тимур.

6. Составляйте план на день, неделю, месяц

Задач у молодого учителя много. В обязанности учителя входит планирование уроков, заполнение электронного журнала в школе, дневников, календарно-тематического планирования, общение с родителями, важные встречи и рабочие собрания.

Кроме этого, нужно вставить в расписание личные дела и найти время на личное развитие учителя.

Старайтесь не отступать от плана – выполняя как можно больше из намеченного, вы будете чувствовать себя эффективным и останетесь довольны собой. 

Подробнее о тайм-менеджменте и способах эффективно управлять временем учителя мы писали здесь. 

7. Прокачивайте свои рабочие навыки

Профессор Мельбурнского университета и глава Мельбурнского научно-исследовательского института образования Джон Хэтти на основе исследования в сфере педагогики выделил шесть компетенций учителя, которые нужно развивать, чтобы быть успешным учителем:

  • умение анализировать свои действия; 
  • ориентация на результат;
  • способность наладить сотрудничество с коллегами для повышения учебных результатов учеников;
  • побуждение учеников к развитию; 
  • умение искать индивидуальный подход к детям;
  • умение выстраивать с учениками доверительные отношения. 

Важно не стоять на месте, находить интересные для себя курсы, конкурсы для учителей, новые методы и приёмы обучения, развиваться и выходить за рамки привычного. Так работа не превратится в неинтересную рутину.  

На сайте Я Учитель можно пройти тест и выяснить, какие компетенции учителя нужно развивать лично вам. Поняв свои слабые стороны, молодому учителю будет легче понять, на чём нужно сконцентрироваться. 

Источник: https://education.yandex.ru/teacher/posts/molodoy-uchitel-v-kollektive-kak-stat-khoroshim-spetsialistom-i-ne-vygoret

Молодой преподаватель о профессии и о себе

Молодой преподаватель

Молодых педагогов, которые хотели бы трудиться в системе СПО, немного. И все же они есть.

Победитель конкурса «Лучший молодой преподаватель профессионального образования» Приволжского федерального округа Юлия ЛАПИНА входит в их число. Окончив вуз, она около пяти лет работает в Оренбургском гуманитарно-техническом техникуме.

Что удерживает молодого педагога в системе СПО, а что не устраивает – вот значимые проблемы, затронутые в нашем интервью.

ЛАПИНА Юлия Александровна – преподаватель Оренбургского гуманитарно-технического техникума.Родилась в 1987 году. В 2009 году окончила Оренбургский педагогический университет по специальности «учитель математики». Победитель конкурса «Лучший молодой преподаватель Профессионального образования» Приволжского федерального округа (2013), победитель областного конкурса «Лучший классный руководитель» среди учреждений СПО (2013), лауреат конкурса «Учитель Оренбуржья (2012).В 2009 году стала чемпионом области по зимнему туризму на спартакиаде «Оренбургская снежинка».

– Юлия Александровна, математика, которую вы преподаете, да еще связанная с педагогикой, – достаточно трудная область деятельности и познания. Чем она вас привлекла?

– Можете ли вы гарантировать, что, потеряв телефон или записную книжку, вспомните нужный номер и позвоните, куда нужно? Далеко не во всех случаях. Чтобы мозг помогал человеку, его нужно тренировать, как спортсмена перед важными стартами.

«Математика – гимнастика ума», – сказал кто-то из великих людей. Очень точная оценка. Более того, эта наука знает ответы на множество простых и интересных вопросов, она основа любого закона в окружающем мире.

История ее развития прошла сквозь века, страны, цивилизации.

Педагогика – удивительная область, где каждый день не похож на предыдущий. Здесь нельзя останавливаться. Если перестал работать над собой, искать новое, удивлять студентов – сдавайся!

Для меня нет вопроса, должна ли быть преграда между педагогом и воспитанником. Спору нет, должна. Но это не стена или барьер, а довольно высокая ступенька, на которую необходимо подняться педагогу, чтобы протянуть руку тем, кто идет следом.

– Как вы оцениваете подготовку школьников по математике?

– Техникум, в котором я преподаю, находится в областном центре. Почти 50 процентов студентов – иногородние, многие из отдаленных районов области, из самых обыкновенных сельских школ. Однако другая половина – выпускники школ, лицеев и гимназий Оренбурга. Понятно, что подготовка по предмету у всех различная.

В системе СПО не обязательно сдавать ЕГЭ, и, скажу честно, это в какой-то степени привлекает сюда абитуриентов. Большинство студентов имеют средний и низкий уровень знаний по математике. Но есть и такие, с которыми приятно поддерживать диалог, на которых можно опереться на уроке.

– Что вы предпринимаете, чтобы повысить уровень знаний школьников и студентов?

– Задача трудная, способ ее решения только один – постоянная и кропотливая работа. Наверное, это не ново, но мне помогает зачётная система проверки достижений, которая позволяет формировать и существенно повышать познавательный интерес.

Когда студенты привыкают работать по зачётной системе, меняется стимул учения: над ними не висит страх получить плохую оценку, они начинают учиться прежде всего потому, что сами этого хотят.

Зачетная система позволяет им планировать деятельность, видеть конечную цель работы, распределять силы для достижения поставленной цели.

Приходится вести индивидуальную работу с каждым. Конечно, это занимает много времени. Но иначе нельзя.

– Объясните, как вы попали на работу в систему СПО: случайно или целенаправленно? Что вас держит в этой системе? Чем она интересна, привлекательна?

– Еще во время практики в городской школе я поняла, что мне нравится работать со старшеклассниками. Наверное, именно это и привело в техникум.

Ну а когда вработалась, могу сказать, что самое интересное в системе СПО – наблюдать за взрослением обучающихся. Буквально за один год студенты изменяются до неузнаваемости.

Ко времени выпуска во взрослую жизнь они становятся гражданами, личностями. Это очень приятно и вызывает гордость.

– Кто или что помогает вашему профессиональному становлению?

– Не могу выделить только одно слагаемое. Так получилось, что меня всегда окружали и окружают хорошие люди. Коллеги поддерживают, кто постарше – подсказывают правильное решение. Родители, брат, муж болеют за меня. Студенты ждут содержательного урока, одобрения, совета. Можно ли хоть кого-либо подвести? Приходится постоянно заниматься самообразованием, без этого – никуда.

– Есть ли в системе СПО то, что вам хотелось бы изменить?

– Убеждена, что со студентами должна проводиться методичная и качественная работа по раскрытию сущности и содержания выбранной профессии. Без участия социальных партнеров сделать это очень трудно.

Иногда, окончив техникум, молодой человек не может устроиться на работу. Это абсурдная ситуация. Специальное образование призвано привести выпускника к конкретному месту работы.

Молодой человек вправе быть уверенным, что диплом, полученный в техникуме, поможет ему трудоустроиться, а в отделе кадров должны знать, какого специалиста берут на работу. Пока такая взаимосвязь с предприятиями мала, но в нашем техникуме этот процесс постепенно набирает ход.

Хочется верить, что в будущем у выпускников не будет трудностей при трудоустройстве по специальности и рабочие профессии станут престижными
и хорошо оплачиваемыми.

– В системе СПО преподаватели самостоятельно разрабатывают программы, курсы, модули, то есть делают то, чем примерно два десятилетия назад занимались только специализированные научно-методические организации. Ваше отношение к такой постановке дела?

– Наверное, сегодня для преподавателей это самый больной вопрос. Уже потеряла счет программам, планам и другим документам, которые за последние годы пришлось делать и переделывать. Постоянно что-нибудь меняется. Любому преподавателю приходится «вариться в собственном соку», чтобы грамотно и методически верно выстроить программы и модули.

Конечно, в коллективе есть методисты, которые подскажут и нацелят, однако основную работу делаешь сам. При этом приходится помнить, что главная миссия учителя – учить и воспитывать. Временем, которое можно и даже нужно потратить на основную цель, зачастую приходится жертвовать ради бумажной работы. А ведь нужно еще и план урока на завтра составить.

Пожалеешь, что в сутках всего двадцать четыре часа.

– Что для преподавателя техникума сложнее: научиться доходчиво излагать материал, пробуждать интерес к предмету или воспитывать?

– Современный преподаватель должен уметь все в совокупности. Урок не получится, если не заинтересовать, не мотивировать, не объяснить так, чтобы всем было понятно. А этого не произойдет, если не будет дисциплины.

Тут и начинается процесс воспитания, который неотделим от обучения. И мне как начинающему педагогу несколько лет назад было очень сложно. Нервы, слезы… словами не передать! Не удивительно, что молодые не выдерживают и уходят из системы СПО, а некоторые из образования вообще.

Остаются только те, кто твердо решил: это мое призвание.

Восстановиться после трудного урока или разговора со студентом и быть в хорошей форме мне помогает спорт. Увлекаюсь им с детства. Имею второй взрослый разряд по лыжному спорту, в 2009 году стала чемпионкой области по лыжному туризму IV класса.

– Ваша формула успеха – это…

– Зажечь не может тот, кто сам не горит. Надо быть уверенным и не бояться показать себя. Искать, дерзать и никогда не останавливаться на достигнутом.

Синица уже в руках

В продолжение темы о том, как живется работникам колледжей и техникумов, заглянем с помощью статистики в кошелек преподавателя.

В перестроечный период низкие зарплаты, постоянные сокращения, которые происходили в образовательных учреждениях, наряду с изменением требований к компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения, привели к тому, что в системе СПО начался отток педагогов.

Причем уходили не только сотрудники предпенсионного возраста, но и находящиеся в расцвете сил, хорошо подготовленные специалисты. В отдельных случаях дело доходило до того, что директора были вынуждены поручать ведение практических занятий наиболее успешным старшекурсникам.

Разговоры о дефиците кадров и омоложении коллективов колледжей и техникумов не утихали долгое время.

В мае 2012 года появились указы Президента РФ, нацеленные на повышение материального состояния работников социальной сферы. Сняли ли они остроту проблемы, и если да, то в какой степени?

Вот ответ, который дает на этот вопрос Федеральная служба государственной статистики, организовавшая по поручению Президента РФ наблюдение за оплатой труда отдельных категорий работников, которым, согласно указу от 7 мая 2012 года1, предписано поднять заработную плату. За 9 месяцев 2013 года российские преподаватели и мастера производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования федеральной формы собственности получали в среднем 22 500 рублей, субъектов федерации – 23 877.

Задание президента регионы в основном выполняют и кое в чем даже перевыполняют. По некоторым категориям бюджетников увеличение выплат идет опережающими темпами.

В частности, в целом зарплата преподавателей и мастеров производственного обучения соответствует 81,5 процента от средней по экономике, тогда как нормативный показатель, установленный на 2013 год, несколько меньше. Но что касается доходов конкретного человека, в нашей большой стране все по-разному.

Кто-то имеет зарплату, составляющую треть от среднестатистической, а кто-то получает в три раза больше. Известно же: если один съел курицу, а второй остался голодным, в среднем – накормлены оба. Показатели по субъектам федерации тоже отличаются друг от друга.

Есть регионы, где, судя по общим цифрам, зарплата мастеров и преподавателей за 9 месяцев прошлого года составляет около 14-15 тыс. рублей, а имеются и такие, где платят почти вдвое больше. Самый низкий показатель, 11 208 рублей, зафиксирован в Северной Осетии – Алании.

Картина по федеральным округам представлена в таблице (данные Росстата).

Средняя зарплата педагогов и мастеров производственного обучения за 9 месяцев 2013 года

Проблема кадров, пусть и смягчилась, но тоже не решена полностью. Например, в Самарской области, по данным регионального министерства образования и науки, 78 учреждений среднего профессионального образования нуждаются в 52 высококвалифицированных педагогах. Четвертая часть от этого количества – преподаватели специальных дисциплин.

Вторые по востребованности – преподаватели информатики, третьи – математики. В Оренбургской области дефицит кадров считают главной проблемой образования. Нехватка квалифицированных педагогов и мастеров наблюдается во многих регионах. Значит, не в одной зарплате дело. Скорее всего, имеет значение и то, как она достается.

Во многих случаях прибавка в кошельке появляется только потому, что педагоги работают на полторы-две ставки. На статистических показателях это сказывается положительно, а на здоровье конкретного человека – увы, нет. Без сомнения, страдает от переработок педагогов и качество образования.

Вряд ли можно требовать творческого подхода к преподаванию от того, кто устал и выдохся. Разговоры о профессиональном выгорании педагогов возникают не на пустом месте.

Другими причинами, которые тормозят поступление на работу молодежи в учреждения СПО, служат высокие требования, предъявляемые к работникам, ответственность за результаты труда и довольно сложный контингент обучающихся.

Нельзя сбрасывать со счетов и так называемую оптимизацию, которая висит над головами педагогов, подобно дамоклову мечу.

Каждый знает, что по отношению к работникам этот процесс, наряду с положительным, приводит к отрицательному результату: одних сокращают, другим добавляют обязанности и зарплату.

Не секрет, что регионы, особенно дотационные, оптимизируют свои системы образования довольно активно.

Особая статья – дефицит преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения в колледжах экономического и технического профилей. С введением образовательных стандартов нового поколения изменились и возросли требования в первую очередь к этой категории работников.

Чтобы выпускники овладели необходимыми практическими компетенциями, преподавателям и мастерам нужно хорошо знать конкретное производство. А этому в пединститутах не учат.

Заботиться о пополнении знаний и умений приходится самостоятельно, причем учиться не только на курсах повышения квалификации, но, если есть возможность, и на предприятиях.

Хорошая, на первый взгляд, идея – привлекать к преподаванию специалистов с производства – трудно реализуется на деле, так как, отлично зная практическую часть, производственники плохо ориентируются в вопросах педагогики. И их далеко не всегда устраивает заработная плата, которую предлагают в учреждениях образования.

В одном из колледжей нашей страны нашли довольно простой способ преодолеть нехватку кадров. На работу берут своих выпускников, которых уже во время учебы готовили к педагогической деятельности. Но проблему в масштабе всей страны такой подход вряд ли решает.

По данным НИУ ВШЭ, в последние два десятилетия признанным знатоком и самым цитируемым специалистом в науке о развитии образования является почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан.

Он знаменит тем, что в своих работах отстаивает тезис, на который, судя по практической деятельности, российские реформаторы обращают мало внимания.

Канадский ученый считает, что в сфере образования нельзя проводить изменения без участия учителей.

Бесспорно так, – если говорить о воплощении в жизнь всего, что приходит в головы реформаторов. Но, думается, не только это имеет в виду знаменитый профессор. Необходимо прислушиваться к мнению педагогов, знать, как и чем они живут. Вот тогда реформы получатся и дадут ожидаемый эффект.

Хорошо, что указ Президента РФ выполняется. Остается надеяться, что государственная власть заинтересуется и тем, какой ценой достается денежная прибавка конкретному человеку, какие условия для его работы созданы в регионах, насколько эффективен «эффективный» контракт. Возможно, тогда будет яснее, почему до сих пор не удается преодолеть дефицит кадров в колледжах и техникумах.

Источник: https://akvobr.ru/molodoy_prepodavatel_o_professii.html

Молодые учителя: льготы, выплаты, ипотечные программы

Молодой преподаватель

Молодые учителя в России встречаются не так часто. В стране кадры выпускаются из вузов, а затем идут работать не по специальности. Ведь профессия учителя хоть и важная, но она не считается престижной в Российской Федерации.

Так утверждает население. Чтобы привлечь новые кадры, государство решило ввести определенные программы поддержки молодых учителей. Людям, которые соблюдают те или иные условия, положены льготы и разнообразные возможности.

Какие именно? На что могут рассчитывать граждане?

Перечень льгот

Льготы молодым учителям были предложены в России совсем недавно. Как уже было сказано, данная важная профессия среди молодежи не пользуется спросом. Люди оканчивают вузы и трудоустраиваются не по диплому, а туда, где выгоднее. Ни для кого не секрет, что у учителей зарплаты не слишком высокие. А для большинства молодежи именно перспективы заработка важны.

Но молодые учителя в Российской Федерации при соблюдении определенного перечня правил способны получить некоторые льготы и возможности. Среди них выделяют:

  • подъемные выплаты;
  • специальную программу ипотечного кредитования;
  • поддержку при покупке жилья (не ипотека).

Фактически граждан стимулируют для трудоустройства. Крайне привлекательной считается именно ипотека. Для молодых учителей, как и для большинства новоиспеченных специалистов, вопрос жилья стоит очень остро. Поэтому в России предложена помощь в этом вопросе. Причем такая, чтобы даже среднестатистический преподаватель мог получить собственное жилье.

Статус молодого специалиста

Для начала следует понять, кто такой молодой специалист. Ведь только тогда получится в полной мере осознать, какие кадры имеют право на льготы и выплаты. В России специалист – это гражданин, который получил диплом о высшем или среднем специальном образовании.

А кто такие молодые специалисты? Выпускники вузов и техникумов, которые впервые трудоустраиваются в бюджетную сферу по полученному образованию. Фактически любой современный молодой выпускник получает этот статус. А значит, он имеет право на некоторые льготы. Особенно если речь идет об учителях.

Возраст – это проблема

Немаловажным моментом является еще и возраст выпускника. Молодые учителя – это граждане, которые не достигли 35 лет. В некоторых городах данная планка устанавливается на более низкой позиции – 30 лет. Точную информацию следует узнавать в каждом регионе на тот или иной момент.

Получается, что только что выданного диплома недостаточно. Если кто-то решил уже в зрелом возрасте стать учителем, на звание молодого специалиста он может не рассчитывать. Этот факт нужно учесть в обязательном порядке. Ведь он способен помешать получить те или иные бонусы от государства.

Первый тип помощи – денежный. Это подъемные. Молодым учителям данные выплаты положены в качестве единовременного пособия, которое выплачивается при трудоустройстве в то или иное государственное учреждение.

Точная сумма везде разная. Поэтому за конкретной информацией нужно обращаться в администрацию региона проживания. Величина денежной выплаты составляет от 20 до 100 тысяч рублей. В сельских местностях, как правило, подъемные назначаются более высокие, чем в городах.

Помощь с жильем

Следующая особенность – это то, что молодые учителя имеют полное право на помощь с покупкой жилья. Или на полное обеспечение оным. Второй вариант чаще всего встречается на практике. Обычно распространен в сельской местности, а также данный тип поддержки оказывается учителям, которые приехали из других областей страны.

Данный вопрос индивидуален. Как показывает практика, учителям предоставляют место в общежитии. Небольшая, но помощь. При этом молодые учителя имеют право на государственную поддержку в вопросах ипотечного кредитования. Так что место для проживания государство преподавателям обеспечивает в той или иной степени.

По Трудовому кодексу

Также следует обратить внимание на некоторые особенности законодательства. Например, на то, что в Трудовом кодексе РФ для молодых специалистов существуют свои правила трудоустройства. Этот момент крайне важен.

На что может рассчитывать молодой специалист-учитель? Выплаты, ипотека, помощь в обеспечении жилья – все это не имеет никакого отношения к трудовому законодательству страны. При трудоустройстве молодые специалисты (не только преподаватели) имеют полное право на принятие на работу без испытательного срока.

В ТК РФ четко указано, что для данной категории лиц испытаний быть не должно. Но только при условии, что гражданин первый раз после получения диплома трудоустраивается, и сразу же по полученной специальности. Правило имеет законную силу в течение года после выпуска.

Продление статуса

Молодой специалист-учитель – это статус, который позволяет пользоваться льготами и выплатами в той или иной степени. В некоторых случаях можно продлить его. Как именно?

Существует несколько приемов, которые помогают решить поставленный вопрос. Максимальный срок, на который можно продлить статус, – 6 лет. Он автоматически удлиняется, если:

  • гражданин проходит срочную службу в армии;
  • во время обучения в аспирантуре на очной форме;
  • речь идет об учительнице, находящейся в отпуске по уходу за малышом, а также ввиду беременности.

Выплаты молодым учителям требуется оформлять как можно скорее. Все это из-за того, что с момента трудоустройства статус сохраняется только 3 года, после чего он полностью утрачивается и не подлежит восстановлению.

Ипотека

Есть ипотека под названием “Молодой учитель”. Программа эта носит федеральный статус. Она была придумана специально, чтобы помочь новоиспеченным преподавателям с получением собственного жилья. Выдается при определенных условиях.

Следует отметить, что процентная ставка по данной ипотеке в среднем составляет 8,5 процента. При этом важно, чтобы ежемесячный платеж не требовал от учителя уплаты более 45 % заработка. Чаще всего данное правило распространяется на преподавателей, которые должны будут работать в сельской местности. Но и обычным учителям тоже предлагают подобное кредитование.

Еще один нюанс относительно ипотеки – это то, что “Молодой учитель” (программа федерального масштаба) требует уплаты в качестве первоначального взноса всего 10 % средств будущего владельца квартиры. Остальные деньги предоставляются государством в качестве компенсации.

Условия для ипотеки

Какие могут быть во время получения ипотеки проблемы? Молодых учителей тщательно проверяют на соответствие установленным правилам оказания государственной поддержки. Поэтому нужно знать все условия, способные помешать процессу.

Среди основных требований, предъявляемых к молодым специалистам, выделяют следующие факторы:

  • возраст до 35 лет (как мы уже сказали, в некоторых городах бывает и до 30, но это редкость);
  • трудоустройство после выпуска по специальности;
  • работа должна быть в бюджетном (государственном) учреждении;
  • заключаемый договор продолжительностью минимум на 3 года;
  • стаж в области педагогики (зависит от региона, нужен в основном для ипотеки).

Следует обратить внимание, что после получения того или иного диплома молодые учителя должны трудоустроиться в течении 3 месяцев максимум. Но и этот срок рекомендуется уточнять в каждом регионе. Вполне вероятно, что он может оказаться где-то более коротким.

Прочие льготы

Ипотека для молодых учителей, выплаты, пособия – все это помогает привлечь новые кадры в сферу образования. Существуют некоторые особенности, которые предоставляются молодым специалистам в разных регионах. Речь идет о менее важной поддержке, которая зачастую устанавливается конкретным учебным заведением.

На что еще может рассчитывать молодой специалист-учитель? Выплаты единовременных пособий – не единственная денежная компенсация, которая предоставляется гражданам. Помимо этого можно рассчитывать:

  • на частичную или полную оплату расходов на транспорт до учебного заведения;
  • субсидии на строительство и благоустройство дома;
  • полное или частичное возмещение расходов, связанных с содержанием детей учителя в школьных и дошкольных образовательных учреждениях;
  • льготы при поступлении в те или иные школы.

Надбавки к заработку

Молодые учителя имеют право на еще одну особенность, которая регулируется региональными нормативными актами. Дело все в том, что за свой статус граждане должны получать повышенный оклад. Здесь роль играет то, насколько хороший диплом выдан специалисту.

Например, прибавка к зарплате молодого учителя составляет 40 %. Если специалист окончил вуз с отличием и имеет красный диплом, он будет получать дополнительно 50 % заработка от своего оклада.

Советы

Какие можно дать советы молодому учителю? Как действовать, чтобы получить все положенные льготы и не потерять свой статус? На самом деле рекомендаций не так уж и много. Граждане должны:

  • заранее поинтересоваться льготами для молодых специалистов в регионе трудоустройства;
  • не медлить с поиском работы (лучше начинать делать это заранее);
  • искать место для долговременного трудоустройства;
  • стараться получить красный диплом;
  • поинтересоваться льготами для молодых специалистов в выбранном учебном заведении.

Уже было сказано, что в сельской местности обычно больше надбавок и выплат предоставляется. Обращаться со всеми вопросами нужно или в городскую администрацию, или во многофункциональные центры.

В предоставлении субсидии могут отказать. Ведь все денежные средства берутся или из регионального, или из федерального бюджета. Если денег нет, то гражданину не сумеют помочь. Но молодые учителя смогут попытать счастья в следующем году.

На самом деле все не так трудно, как кажется. Каждое учебное заведение постоянно придумывает, чем привлечь молодые кадры. И этот пункт тоже не следует забывать. Выплаты, субсидии и жилье молодым учителям положены в каждом регионе России.

Главное – узнать правила предоставления оных.

Источник: https://FB.ru/article/266112/molodyie-uchitelya-lgotyi-vyiplatyi-ipotechnyie-programmyi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.