Молодой специалист в школе права

Молодые специалисты: права и обязанности

Молодой специалист в школе права

МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ: права и обязанности

Кто считается молодым специалистом

Молодыми специалистами (далее — специалист) являются выпускники высших и средних специальных учебных заведений, закончившие полный курс обучения, и направленные на работу комиссией по персональному распределению (при наличии свидетельства). Они считаются специалистами в течение 2 лет со дня заключения трудового договора с нанимателем.

Выпускники государственных высших и средних специальных учебных заведений, окончившие их без отрыва от производства, персональному распределению не подлежат, в таком порядке они могут быть направлены на работу только по их желанию, просьбе. В этом случае они также считаются специалистами со всеми вытекающими отсюда гарантиями, правами и обязанностями.

Выпускник, который окончил полный курс обучения и направлен на работу комиссией по персональному распределению, обязан отработать по распределению на работу 2 года со дня заключения трудового договора между ним и нанимателем. Срок службы в Вооруженных Силах Беларуси, иных войсках и воинских формированиях после окончания учреждения образования засчитывается в срок работы специалиста по направлению.

Не относятся к специалистам выпускники: — учебных заведений, получившие высшее или среднее специальное образования без отрыва от производства; — дневной формы обучения, которые хотя и обучались за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, но не прошли итоговую аттестацию; — получившие образование в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях не за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов; — дневной формы обучения, хотя и получившие образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, но в соответствии с законодательством имеющие право на самостоятельное трудоустройство.

запрещается, за исключением увольнения по инициативе нанимателя за виновные действия и случаев, предусмотренных в п. п.1 (в связи с ликвидацией организации), 2 и 6 ст.42 Трудового кодекса (далее — ТК).

В случае невыполнения порядка приема на работу выпускников и увольнения специалистов, предусмотренного Положением, наниматель возмещает средства, затраченные на обучение выпускников, в бюджет, с которого осуществлялось финансирование их обучения. В случае отказа от добровольной компенсации денежных средств за обучение их взыскание осуществляется в судебном порядке.

Порядок распределения специалистов

Право молодых на труд

Право на труд — основа всех социально-экономических прав граждан. В соответствии со ст.

41 Конституции гражданам гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. Важнейшей гарантией реального осуществления права на труд для молодых специалистов наряду с установленными общими правовыми гарантиями для всех граждан являются дополнительные гарантии, установленные в специальных нормативных актах.

Нормативные акты, регулирующие правовое положение специалистов

Среди специальных нормативных актов, регулирующих правовое положение молодых специалистов, основное место занимает постановление Совмина “Об утверждении положения о распределении выпускников, которые обучаются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в заведениях образования, что обеспечивает получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в Республике Беларусь” от г. N 1423 (далее — Положение).

Данное Положение является обязательным для исполнения всеми министерствами, иными республиканскими органами госуправления, местными исполнительными и распорядительными органами, организациями независимо от формы собственности, а также для выпускников дневной формы обучения заведений образования, которые обеспечивают получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, что обучались за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. Нанимателям, независимо от форм собственности, запрещается на протяжении 2 лет после окончания учреждения образования принимать на работу выпускников без свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве. Увольнение специалистов или перевод их на работу, которая не связана с полученной специальностью, квалификацией до окончания обязательного срока работы

Важная роль в реализации своего права на труд специалистами принадлежит комиссиям по их персональному распределению. Состав комиссии утверждается руководителем учебного заведения.

Комиссии знакомятся с объективными данными выпускников, заслушивают и обсуждают рекомендации учебного заведения о наиболее целесообразном направлении специалистов на работу.

Однако до начала персонального распределения руководители учебных заведений должны ознакомить специалистов с Положением, местами и планами распределения, договорами, которые заключены заведениями образования с организациями о подготовке специалистов (рабочих) заявками на специалистов (рабочих), с порядком работы комиссии.

В этих целях министерства и другие центральные органы госуправления, в распоряжение которых направляются специалисты, сообщают министерствам, в ведении которых находятся высшие и средние специальные учебные заведения, важнейшие сведения для информирования комиссий и специалистов: перечень рабочих мест, предоставляемых выпускникам по каждому учебному заведению; должности; размер зарплаты; вид предоставляемой жилой площади, т. е. условия составляющие содержание будущего трудового договора, заключаемого со специалистом. Следует иметь в виду, что должности по штатному расписанию, на которые в текущем году должны быть приняты по персональному распределению специалисты, не подлежат замещению другими работниками или могут замещаться по срочному трудовому договору. При наличии указанных сведений в назначенные дни комиссия приступает к персональному распределению специалистов, заслушивает и обсуждает также их личные пожелания о будущей работе. Уже в процессе персонального распределения для специалистов устанавливаются дополнительные гарантии права на труд, которые реализуются по окончании ими высших и средних специальных учебных заведений. Они выражаются в том, что каждому специалисту заблаговременно, не позднее чем за 2 месяца до окончания учебного заведения комиссия обеспечивает предоставление работы в соответствии со специальностью и квалификацией, приобретенной в учебном заведении.

Льготы, предоставляемые при распределении

Действующим законодательством о труде и Положением установлены отдельным специалистам льготы при распределении.

Например, выпускникам, которые имеют инвалидность I и II группы или являются детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, работа предоставляется с учетом состояния их здоровья по месту постоянного жительства родителей, мужа (жены) или с их согласия в одно из свободных мест трудоустройства. В соответствии с п.

14 Положения выпускникам, которые имеют одного из родителей или мужа (жену) инвалида I или II группы, работа предоставляется с учетом их просьбы, по возможности, по месту постоянного жительства родителей, мужа (жены).

Выпускнику — мужу (жене), лицу, избранному на выборную должность в государственные органы, а также лицам из числа военнослужащих Вооруженных Сил, иных войск и воинских формирований, сотрудников Службы безопасности Президента, органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля, таможенных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, прокурорских работников работа по возможности предоставляется по месту прохождения их службы. На выпускников — мужа (жены), военнослужащего срочной службы, а также курсанта военных училищ эта льгота не распространяется.

Льготы при распределении даны также супругам, оканчивающим учебные заведения одновременно. Им работа предоставляется в организациях, расположенных в одном населенном пункте.

Если один из супругов оканчивает учебное заведение раньше другого и распределен комиссией по персональному распределению, то другому выпускнику — жене (мужу) работа по возможности предоставляется в том же населенном пункте.

По месту постоянного жительства семьи (мужа, жены, родителей) по возможности предоставляется также работа молодым специалистам — беременным женщинам и матерям или отцам, имеющим ребенка в возрасте до 3 лет на момент окончания учебного заведения.

Когда комиссия не может предоставить работу выпускнику в связи с отсутствием мест трудоустройства по полученной специальности и квалификации, а также инвалидам I или II группы, избранным на выборную должность в госорганы, военнослужащим, имеющим право на льготы и другим категориям молодых специалистов, предусмотренным в п. п.

15–18 Положения, им предоставляется возможность самостоятельного трудоустройства с выдачей справки о самостоятельном трудоустройстве согласно установленному образцу.

Выдача свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве выпускникам осуществляется учреждением образования не позднее чем за 5 дней после окончания ими учебы.

На специалистов, которые направляются на работу в организации, расположенные в зонах радиоактивного заражения, распространяются льготы и компенсации, предусмотренные законодательством. Комиссии по персональному распределению специалистов при выборе мест будущей работы предоставляют преимущественное право выпускникам-отличникам.

Когда специалист не трудоустроился после окончания учебы по распределению в связи со службой в Вооруженных Силах, иных войсках и воинских формированиях, но имеет намерение работать по месту распределения после окончания службы, он должен письменно уведомить об этом нанимателя.

Гарантийные и компенсационные выплаты

Специалистам, которые получили направление на работу по окончании учебного заведения, предоставляется отпуск продолжительностью 1 календарный месяц независимо от того, когда у них были последние каникулы в учебном заведении.

За период отпуска им выплачивается денежная помощь в размере месячной стипендии, полученной в последнем семестре, за счет средств организаций, в которые молодые специалисты направлены на работу.

При этом выпускникам педагогических специальностей выплачивается денежная помощь из расчета месячной стипендии, которую выпускник получал в последнем перед выпуском семестре за 45 календарных дней за счет бюджетных средств. В этот период включается месячный отпуск независимо от того, когда были последние каникулы в учебном заведении.

Выпускникам учреждений, обеспечивающим получение профессионально-технического образования, которые обучаются не более 10 месяцев, время обучения засчитывается в рабочий год. Этот год дает право на трудовой отпуск.

В тех случаях, когда выпускник не получает стипендию в последнем перед выпуском семестре, соответствующая денежная помощь ему выплачивается исходя из расчета социальной стипендии.

Выпускникам учреждений, которые находятся на государственном обеспечении, за время отпуска, кроме стипендии, выплачивается денежная компенсация за питание исходя из установленных норм.

Следует иметь в виду, что кроме вышеупомянутых выплат и льгот, выпускникам из числа детей-сирот и детей, которые остались без опеки родителей, после окончания учебного заведения выдается одежда, мягкий инвентарь, оборудование и денежная помощь в соответствии с нормами законодательства. Однако если выпускники учреждений образования получили возможность самостоятельного трудоустройства, денежная помощь за период отпуска не выплачивается.

Специалистам, которые прибыли на работу по персональному распределению, местные исполнительные и распорядительные органы, а также организации при недостаточности собственного жилого фонда могут выделить средства с целью компенсации затрат на наем жилых помещений у граждан. Указанные органы и организации могут также выдавать специалистам кредиты на индивидуальное строительство, покупку мебели и иного жилищно-бытового и сельскохозяйственного инвентаря, а также принимать их без очереди в жилищные строительные кооперативы.

 При направлении в порядке распределения на работу выпускников, когда это связано с переездом в другую местность (в другой населенный пункт по существующему административно-территориальному делению), им гарантируются выплаты, предусмотренные законодательством. В соответствии со ст.

96 ТК специалистам возмещаются: — стоимость проезда специалиста и членов его семьи (кроме случаев, когда наниматель предоставляет соответствующие средства передвижения) на условиях, что и при направлении работника в служебную командировку; — расходы по провозу имущества железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (общего пользования) в количестве до 500 кг на самого специалиста и до 150 кг на каждого переезжающего члена семьи. По соглашению сторон могут быть оплачены фактические расходы по провозу имущества в большем количестве (п.2 ст. 96 ТК). При отсутствии указанных видов транспорта могут быть оплачены расходы по провозу этого имущества воздушным транспортом от ближайшей к месту работы железнодорожной станции или от ближайшего морского либо речного порта, открытого для навигации в данное время; — суточные за каждый день нахождения работника в пути в предусмотренных законодательством размерах; — единовременное пособие: на самого выпускника — в размере его месячного должностного оклада (тарифной ставки) по новому месту работы и на каждого переезжающего члена семьи в размере одной четвертой пособия самого работника.

Источник: https://pandia.ru/text/77/300/6184.php

Положение о работе с молодым специалистом

Молодой специалист в школе права

«Утверждаю»

Директор ________/А.В. Мухортикова/

ПОЛОЖЕНИЕ

О РАБОТЕ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ В ШКОЛЕ

1.ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1.1.Настоящее положение регламентирует деятельность методического объединения школы, одной из задач которого является работа с молодыми специалистами.

1.2.Молодой специалист – это сотрудник школы:

– не имеющий педагогического стажа:

– выпускник среднего или высшего учебного заведения по специальности «учитель начальных классов» или учитель – предметник;

– студент 3 – 5 – го курсов высшего педагогического учебного заведения;

– обучающийся на курсах переподготовки по специальности «учитель»;

– имеющий педагогический стаж менее 3 лет в образовательном учреждении.

1.3.Наставник – это учитель:

– обладающий квалификационной категории не ниже первой;

– стажем работы в образовательном учреждении не менее 5 лет;

– высоким профессиональным мастерством;

– стабильно высокими результатами в работе;

– пользующийся авторитетом и уважением среди коллег, администрации, учащихся и их родителей;

– постоянно повышающий свой профессиональный уровень.

1.4.Работа с молодыми специалистами предусматривает индивидуальную работу наставников по передаче собственного опыта и созданию условий для профессионального и личностного роста начинающих педагогов.

1.5.Работа с молодыми специалистами начинается с момента подписания приказа руководителя образовательного учреждения об организации наставничества и о закреплении за начинающим учителем опытного педагога.

1.6.Наставничество является добровольным общественным поручением.

2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

2.1.Цель работы с молодыми специалистами – совершенствование профессиональных педагогических компетенций и личностный рост начинающего педагога.

2.2.Задачи:

– профессиональная и психологическая адаптация молодых специалистов;

– установление отношений плодотворного сотрудничества и взаимодействия между всеми членами педагогического коллектива образовательного учреждения;

– мотивами молодых специалистов в совершенствовании профессиональных и личностных качеств;

– способствование становлению индивидуального стиля педагога, раскрытию творческого потенциала;

– оказание своевременной помощи молодым специалистам в преподавании предметов и в воспитательной деятельности;

– обеспечение эффективности и результативности образовательного процесса.

3.ПОРЯДОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАСТАВНИКА ЗА МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ

3.1 Кандидатура наставника рассматривается и утверждается на заседании методического объединения с его согласия.

3.2 За одним наставником может быть закреплено не более двух молодых специалистов.

3.3 Наставник закрепляется за молодым специалистом не позднее первой недели с момента его назначения на должность.

3.4 Окончательное назначение наставника осуществляется после согласования с молодым специалистом.

3.5 Замена наставника осуществляется на основании приказа в случаях:

– невыполнения им своих обязанностей;

– увольнения или перевода на другую должность;

– психологической несовместимости с молодым специалистом.

4.ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА НАСТАВНИКА

4.1 Наставник обязан:

– изучать нормативные документы, методические рекомендации, инструктивные письма, регламентирующие деятельность педагога в образовательном учреждении;

– составлять план работы с молодыми специалистами после согласования с руководителем методического объединения учителей школы и заместителем директора по учебно- воспитательной работе (далее- УВР);

– изучать личностные качества молодого специалиста;

– способствовать созданию оптимальных условий для адаптации молодого специалиста в педагогическом коллективе;

– мотивировать и поощрять молодого специалиста к саморазвитию и самосовершенствованию;

– оказывать помощь в овладении теоретическими знаниями и практическими навыками в профессиональной деятельности;

– способствовать раскрытию творческого потенциала начинающего педагога.

4.2 Наставник имеет право:

– корректировать план работы с молодым специалистами;

– с согласия заместителя директора или руководителя МО подключать других сотрудников образовательного учреждения к реализации поставленных задач по совершенствованию работы с молодыми специалистами;

– использовать различные формы деятельности.

5.ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

5.1 Молодой специалист обязан:

– добросовестно исполнять свои функциональные обязанности;

– изучать нормативные документы, методические рекомендации, инструктивные письма, регламентирующие деятельность педагога в образовательном учреждении;

– принимать активное участие в работе МО, творческих и инициативных групп по совершенствованию образовательного процесса и развитию школы в целом;

– использовать в своей работе современные педагогические технологии (информационные, здоровьесберегающие, деятельностные);

– прислушиваться к рекомендациям опытных педагогов по организации учебного процесса;

– овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками для совершенствования педагогических компетенций;

– совершенствовать свой культурный уровень;

– отчитываться о результатах своей работы наставнику, заместителю директора, руководителю образовательного учреждения.

5.2 Молодой специалист имеет право:

– вносить предложения по совершенствованию работы начальной школы ОУ;

– вносить изменения в план работы с молодыми специалистами;

– знакомиться с отчётами наставника, оценивающим его работу;

– просить оказать ему квалифицированную помощь при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям, а также в работе с родителями;

– повышать свой профессиональный уровень любым способом, в т.ч. обращаться за помощью к любым членам коллектива образовательного учреждения;

– выполнять какое – либо действие после согласования или консультации с наставником;

– вносить предложения по изучению педагогическим коллективом той или иной проблематики в процессе работы.

6.РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НАСТАВНИКОВ

6.1. Деятельностью наставников руководит заместитель директора по УВР и руководитель МО.

6.2. Руководители деятельности наставников обязаны:

– создавать необходимые условия для решения задач в работе с молодыми специалистами;

– поощрять развитие наставничества в образовательном учреждении;

– изучать, обобщать и представлять опыт наставничества на заседаниях МО;

– регулярно посещать занятия молодых специалистами и их наставников;

– осуществлять своевременный контроль за выполнением наставником своих обязанностей;

– оказывать помощь наставникам и психологическую поддержку молодым специалистам;

– стимулировать молодого специалиста к педагогической активности;

– разрабатывать рекомендации по работе с молодыми специалистами;

– определять эффективность совместной деятельности наставника с молодым специалистом;

– степень готовности молодого специалиста к педагогической деятельности;

– уровень профессионализма молодого специалиста;

– степень комфортности пребывания молодого специалиста в педагогическом коллективе;

– результативность работы (уровень успешности и обученности учащихся).

7.ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОТУ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

7.1. Работу с молодыми специалистами регламентируют следующие документы:

– настоящее Положение;

– внутришкольный план работы с молодыми специалистами на год;

– приказы руководителя образовательного учреждения об организации наставничества;

– протоколы заседаний методического объединения;

– методические рекомендаций по организации наставничества;

– сведения о молодых специалистов и их наставниках;

– отчеты наставников;

– отчеты молодых специалистов;

– отчет по диагностике затруднений молодых специалистов;

– отчет по мониторингу результативности работы с молодыми специалистами;

– диагностические карты по повышению профессионального уровня молодых специалистов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА:

*ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ: – умение самостоятельно подготовить и провести личностно ориентированный урок с использованием различных форм, методов, приемов, технологий. – проводить уроки разной целевой направленности; – способствовать изменению мотивов и целей ученика; – планировать свою деятельность, ставить цели, выбирать оптимальные средства обучения;

* КОММУНИКАТИВНЫЕ:

– демократический стиль общения с учащимися;

– преимущественное использование организующих, а не оценивающих воздействий на уроке;

– управление своим эмоциональным состоянием;

* ИНФОРМАЦИОННЫЕ: 

– регулярное изучение нормативных документов;

– пополнение «методической копилки»;

– знание и использование источников повышения профессионального мастерства;

* УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ:

– умение ставить цель и выбирать оптимальный путь ее достижения;

– определять учебные задачи;

– повышать познавательную активность и мотивацию учащихся;

– объективно оценивать деятельность учащихся;

– анализировать собственную деятельность, а также деятельность учащихся и педагогов;

– определять проблемы и организовывать работу по их устранению;

– расставлять приоритеты в профессиональной деятельности.

1-й год работы.

Мероприятия

Ответственные

Сроки

1.

Собеседование с молодыми учителями и воспитателями. Выбор наставника

Директор, руководитель м\о

Сентябрь

2.

Учебный план – программа – тематическое планирование. Постановка задач урока.

Зам. директора по УВР

Сентябрь

3.

Инструктаж о ведении школьной документации

Зам. директора по УВР

Сентябрь

4.

Составление тематического планирования и поурочного планирования

Зам. директора по УВР

Сентябрь

5.

Основы творческой разработки урока. Методические требования к современному уроку.

Методическая разработка «В помощь молодому учителю»

Зам. директора по УВР

Октябрь

6.

Системно-ролевая модель воспитательной работы класса (диагностика в работе классного руководителя, проектирование целей, деятельность по сплочению и развитию коллектива, критерии оценки воспитанности учащихся)

Зам. директора по УВР

Октябрь

7.

Посещение уроков молодого специалиста учителем-наставником с целью оказания методической помощи.

Учитель-наставник

В течение года

8.

Посещение уроков молодого специалиста администрацией школы.

Директор, зам. директора по УВР

В течение года

9.

Оценочная деятельность учителя, ученика.

Посещение молодым специалистом уроков творчески работающих педагогов

Зам. директора по УВР

Ноябрь

10.

Анализ и самоанализ урока.

Требования к анализу урока.

Типы и виды уроков.

Виды анализа уроков.

Методические рекомендации «Современный урок»

Зам. директора по УВР

Декабрь

11.

Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика.

Анализ урока с позиции здоровьесбережения.

Зам. директора по УВР

Январь

12.

Педагогический манеж – выступление молодых специалистов.

Зам. директора по УВР, молодые специалисты

Февраль

13.

Работа МС по теме самообразования. Контроль над работой МС с слабо- успевающими и одаренными детьми. Собеседование с родителями учащихся классов МС

Зам. директора по УВР

Март

14

Круглый стол «управленческие умения педагога и пути их дальнейшего развития»

Педагог-наставник

Апрель

15.

Проведение административного среза знаний.

Подведение итогов работы ШМС

Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности педагога в коллективе.

Зам. директора по УВР

Май

2 ой год обучения.

Мероприятия

Ответственные

Сроки

1.

Тест «Коммуникативная готовность к диалогу с ребёнком»

Самообразование как источник индивидуального роста педагога.

Методические рекомендации по теме самообразования педагога.

Зам. директора по УВР

Сентябрь

2.

Отчёт наставника на заседании МО о повышении эффектив- ности деятельности МС и результатах их работы. Консультация МС. Посещение уроков МС

Зам. директора по УВР

наставники

В течение года

3.

Социально-психологические аспекты контроля знаний (виды контроля, процедуры контроля, формы проведения)

Зам. директора по УВР

Ноябрь

4.

Взаимопосещения уроков. Анализ и самоанализ уроков

Молодые учителя, наставники.

В течение года

5.

Нетрадиционная форма урока: замысел, организация, анализ.

Молодые учителя, наставники.

Январь

6.

Создание рейтинга успешности класса как фактор повышения творческой, познавательной, и общественно-трудовой активности учащихся.

Зам. директора по УВР

Февраль

7.

Административный контроль. Срезы знаний.

Методические рекомендации «Как помочь слабоуспевающему ученику?»

Зам. директора по УВР

Март

8.

Творческий отчёт молодых педагогов. Открытые уроки, внеклассные мероприятия.

Зам. директора по УВР, молодые учителя, наставники.

В течение года

Определение задач на следующий учебный год.

Зам. директора по УВР

Май

9.

Подведение итогов работы ШМС

Зам. директора по УВР

Май

СПИСОК МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ И НАСТАВНИКОВ

п/п

Молодые специалисты

Наставники

1.

Лизия Фарраховна

2.

Лиля Галимжановна Мустафина

3.

4.

5.

6.

7.

Источник: https://infourok.ru/polozhenie-o-rabote-s-molodim-specialistom-2354266.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.