Молодой учитель года

Победитель конкурса “Учитель года России — 2019”, преподаватель русского языка и литературы волгоградской школы “Долина знаний” Лариса Арачашвили рассказала корреспонденту ТАСС, как переезжает со съемных квартир с кипами книг, а за две с половиной недели конкурса ни разу не спала больше пяти часов в сутки.

Не превратиться в Обломова

Я побывал только на одном уроке Ларисы Арачашвили, но и этого хватило, чтобы убедиться: передо мной — необычный учитель. Собственно, и сама она относит себя к нестандартным педагогам.

Итак, урок русского языка в 7-м классе. “Чего нет у причастия?” Поднято несколько рук, и выбранный Ларисой ученик отвечает: будущего времени.

Учитель хвалит: “Супер!” И задает следующий вопрос: “Почему слово бетонный пишется с двумя “н”?” Опять несколько рук, опять жестом учитель показывает, кому отвечать, и ученица, не вставая с места, говорит, что первая буква “н” из корня слова, а вторая — это суффикс.

“Класс!” — снова одобряет учитель. Работа на доске. Лариса, замечая ошибку, говорит чуть обиженно: “Слово “отражение” пишется через “а” — это словарное слово, друг мой…”

На уроке оживленно, учитель дружелюбна и даже уютна: когда дети обращаются к ней с каким-либо вопросом, она просто и по-домашнему откликается междометием “ая”.

“Я стараюсь быть понятной и услышанной детьми, разговаривать с ними по-современному, даже музыку слушать ту, какую они сейчас слушают, чтобы лучше понимать их. Но самое главное — быть перед ними честной.

Тогда и они будут с тобой честны. Мне буквально вчера один ученик пишет СМС в 12 ночи: “А это нормально — рыдать над Обломовым?” Я ему отвечаю: “Нормально. Только пацанам не говори”, — улыбается собеседница.

Она призналась, что ей нравится грустная шутка — “как-то незаметно из Чацкого я превратился в Обломова”. “Так вот моя цель — не превращаться в Обломова, все-таки Чацкий мне ближе”, — уточнила педагог.

Семейный ритуал

А начиналось все, наверное, с глубокого детства. Когда в конце 1940-х годов на казаков начались гонения, семья Кудряшовых из Сталинградской области уехала в Грузию, где бабушка Ларисы 40 лет проработала учительницей русского языка и литературы в средней школе города Рустави.

Конечно, отсюда же у девочки любовь к книгам, чтению, русскому языку.

“Помню, был даже такой семейный ритуал — я садилась в бабушкино старое кресло, читала лет в шесть свою любимую сказку “Гадкий утенок” и смотрела в окно, ждала маму с работы, а мама работала юристом в исправительной колонии в Рустави, кстати, там же работал и мой папа, только экономистом, там они и познакомились”, — рассказывает Арачашвили.

Мама и сейчас работает юристом, только в райцентре Средняя Ахтуба под Волгоградом. Лариса же, окончив девять классов в Средней Ахтубе, пошла в 10-й класс волгоградской школы-интерната для одаренных детей “Лидер”.

“Моим классным руководителем в “Лидере” была преподаватель русского языка и литературы Анна Александровна Селезнева. Вот в ней я впервые увидела классного современного преподавателя. Она вот такая яркая и нестандартная.

Когда она на линейке вот так — не зло, не едко, а вот именно интересно, комментировала происходящее… Я еще подумала: наверное, чья-то мама, учителей таких не бывает.

И тут вдруг выяснилось, что она наш педагог и даже классный руководитель! При этом она профессионал, она научила меня писать научные работы, однозначно, как педагог она дала мне очень многое. Конечно, она поздравила меня с победой на конкурсе”, — улыбается победительница.

“Так, как ты, работать нельзя”

Сначала Лариса поступила в Волгоградский госуниверситет на редакторский факультет. Но когда на втором курсе попала на лекцию в педагогический университет, поняла, что вот это — ее.

“В ВолГУ парты, столы такие чистые, гладкие, а в педуниверситете все парты исписанные. Но они исписаны цитатами классиков русской литературы. И у меня перед глазами цитата Михаила Булгакова: “Вы смеетесь надо мной, потому что я отличаюсь от вас, а я смеюсь над вами, потому что вы не отличаетесь друг от друга!”

И еще цитаты из Есенина, Маяковского, переписка о том, что кто-то хочет в столовую, но она… в стихах! Маме говорю: я хочу в педагогический, она говорит: хочешь — хоти, но ВолГУ не бросай. Договорились, я осталась в ВолГУ на заочном, а в педуниверситет перевелась на очный”.

В первый год работы учителем старшие коллеги говорили Ларисе, что так, как она, работать нельзя. Но на втором году работы к ней подошла семиклассница и спросила: а что нужно читать, чтобы быть как вы?

“И вот после этого я решила: пускай вынесут меня из образования вперед ногами, но буду такой, какая есть, потому что это классно, когда ребенок увидел в тебе что-то, чему хочется подражать. Ты-то себя знаешь со всеми недостатками, но дети увидели в тебе самое хорошее, это такой стимул в работе, вы не представляете”, — признается педагог.

Сейчас у 29-летней Ларисы Арачашвили уже семь лет педагогического стажа, и ее награда подтверждает, что она была права. 

“Лучшие люди — это дети”

Как утверждает Лариса, в школе может быть что угодно, но никогда не бывает скучно.

“Я работаю с самыми лучшими людьми — это дети. Они лучше, чем взрослые, — они чище, они забавнее, они веселее. Уверена, что детям не противно идти ко мне на урок, у нас происходит живое общение. Но уроки я всегда веду на высоких каблуках, это меня как-то собирает, дисциплинирует.

И еще — я не добренький учитель: я ставлю двойки, и немало. Но они понимают, за что получают эти двойки. При этом я и пятерок не жалею. Наказываю? Да нет, не наказываю. Хотя… могу наказать своим невниманием. Я не урокодатель, я учитель.

Если они очень сильно шумят, а делаю раз, два замечания. Если это не срабатывает, я превращаюсь в урокодателя.

То есть распрямляю плечи, голос становится холодным, бесстрастным, и на детей это производит самое большое впечатление — вы так на нас сильно обиделись? У них сразу такой ужас”, — рассказывает Лариса Георгиевна.

За опоздание педагог тоже “наказывает”, и тоже своеобразно: нужно рассказать любое стихотворение наизусть.

“Сначала они мне Агнию Барто читали, теперь сообразили, что есть короткие стихотворения — у Маяковского, Цветаевой, Пушкина. Я сижу — радуюсь, но сказала, что есть одно стихотворение, оно всего в одну строку, которое я просто как филолог знаю. Вот жду, когда они его найдут, это уже такое исследование и соревнование”, — признается собеседница.

Среди 120 ее старшеклассников любимчиков нет. Есть дети, которые больше проводят с ней время, но они сами приходят к своему учителю. А так, чтобы кому-то ставить четверку, а кому-то за такую же ошибку пятерку, потому что педагог как-то по-особому к нему относится, такого нет.

Лариса призналась, что в 9-м классе был один сложный ученик, который провоцировал ее, ждал, когда она “взорвется”.

“Как я с ним справилась? Поговорила спокойно, по-честному.

Сказала: вот чего ты добиваешься? Хорошо, я “взорвусь”, начну кричать, буду выглядеть отвратительно, потом я буду вести себя как нехороший человек — писать на тебя докладные, вызову родителей, пойду жаловаться, ты пройдешь это все вместе со мной, кому будет легче? Он постепенно успокоился. Так он выпустился после 9-го класса, а уже в сентябре пришел ко мне — соскучился, говорит”, — улыбается Лариса.

“Преступление и наказание” похоже на “Бойцовский клуб”

Лариса вспоминает случай на уроке русской литературы. Изучали “Преступление и наказание”. И ее ученики говорят: это очень похоже на “Бойцовский клуб” Чака Паланика, который читали полкласса. А еще они вспомнили “Заводной апельсин” Энтони Берджесса.

“Хотя все это выходит за рамки школьной программы, но мы обсудили и это. Вообще, я стараюсь далеко не отходить от программы, потому что на это просто нет времени.

Тем не менее часто приношу на урок дополнительные книги, рассказываю такую информацию по русской литературе, русскому языку, которой нет в учебниках, например, почему появились две точки над буквой “ё”, вот что-то такое познавательное, историческое. Кстати, недавно попросила восьмиклассников собрать десять фактов из истории русского языка.

Они замечательно справились. Я вот не знала, что до XVIII века восклицательный знак назывался точкой удивления. А теперь и они, и я это знаем”, — рассказывает Лариса Георгиевна.

Портрет, который написали ученики, особенно дорог Ларисе

© Дмитрий Рогулин/ТАСС

Что касается чтения книг, она считает, что книгу должны любить и читать прежде всего в семье. Но и роль учителя здесь тоже важна. Неудивительно, что победительница конкурса “Учитель года” следит за всеми книжными новинками, победителями “Букера”, “Большой книги”.

Пробовала сама писать рассказы, но не пошло. “Я хорошо умею говорить о литературе, чувствую красоту языка, литературы, умею и люблю показывать ее детям, что для меня важнее”.

“У меня дома уже лет десять как нет телевизора, но фильмы и сериалы, например “Игру престолов”, смотрю по интернету. Конечно, много читаю. Когда я переезжаю с одной съемной квартиры на другую, у меня кипы книг перевязанные. Мама ворчит: нет чтобы что-то путное перевозить”, — снова улыбается Лариса.

Наполнить себя

В финале “Учитель года России — 2019” приняли участие 85 человек — лидеры региональных отборочных туров. Чтобы войти в тройку лучших педагогов страны, участники прошли шесть испытаний: “Урок”, “Внеурочное мероприятие”, “Мастер-класс”, “Образовательный проект”, “Публичная лекция” и “Разговор с министром”. Два финальных этапа стали решающими.

“Безумно страшно было на последнем туре, когда я читала список жюри — ректор МГУ Виктор Садовничий, Шалва Амонашвили. Да я по книгам Амонашвили училась, а сейчас я ему должна что-то показывать. Вот это было эмоционально страшно.

И оказывается, не выключили трансляцию и перед “Мастер-классом” не включили перебивку, а я этого не знала. И вот вся страна смотрела, как я 10 минут моталась по сцене туда-сюда и сама себя успокаивала.

 Но я своих детей учу быть смелыми, честными и идти до конца, так что и у меня не было варианта не пройти до конца эти конкурсные испытания. Я в Чечне на первом этапе конкурса не была ни на одной экскурсии, только по вайберу смотрела, как остальные конкурсанты гуляют.

А я готовилась, что-то читала, вот такие вещи — ты себя наполняешь, потом выдаешь хороший результат”, — рассказывает Лариса, отметив, что не следила за другими конкурсантами и не очень тесно с ними общалась.

Ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, Лариса Арачашвили и министр просвещения РФ Ольга Васильева

© Владимир Гердо/ТАСС

Как признали потом многие педагоги, “Публичная лекция” конкурсантки Арачашвили была необычной. Она остро подняла вопрос не столько обучения детей, сколько их воспитания, назвав в этом ключевой фигурой учителя.

“Сегодня же все можно “прогуглить”. Я не знаю столько, сколько “Гугл”, а сейчас есть и онлайн-уроки. Но тогда для чего нужен учитель? А затем, что воспитывать должна личность учителя. Его поведение, как он общается с детьми.

У меня 120 учеников, все они разные, и я не могу с каждым разговаривать одинаково — есть дети, на которых надо посмотреть строго и их это собирает.

А есть такие, которым надо “помурчать”: ну давай сделаем, вот, смотри, еще одно упражненьице, и пойдешь домой”, — вспоминает об этом конкурсе Арачашвили.

“Ты негуманный педагог”

Когда в “Разговоре с министром” Лариса сказала, что ставит двойки за списанные работы или несделанную домашнюю работу, Амонашвили отвел ее в сторонку и сказал, что она все-таки негуманный учитель. На вопрос “почему” легендарный педагог ответил, что двойки ставить не надо.

Однако Арачашвили в своей “Публичной лекции” не согласилась с мэтром педагогики. Она считает, что когда ученик пошел гулять, не сделав домашнее задание, это его осознанный поступок, за который он должен отвечать, и именно за это она и ставит двойки.

Но вот позади победа в конкурсе, многочисленные поздравления и очень теплая встреча в волгоградском аэропорту после возвращения из Москвы. После всего этого Лариса вернулась в свою школу №55 “Долина знаний”, отказавшись от предложения о работе в столичных школах и даже вузах.

“Ну как это? Я заканчивала волгоградский вуз, я работаю в волгоградской школе, я работаю с волгоградскими детьми. По факту все, что у меня есть, мне дал волгоградский регион.

И стала я победителем, потому что меня поддерживал регион, друзья мои флешмоб запустили, и вот я говорю: спасибо вам большое — а теперь я поехала в Москву? Нет, знаете, долг платежом красен, вот, скажем, я отдаю этот долг, дань уважения.

Через несколько лет, да — может быть”, — резюмировала обладательница “Хрустального пеликана” — главного приза конкурса “Учитель года России — 2019”.

Кстати, эта хрустальная птица стоит сейчас в кабинете директора школы, и победительница предполагает, что эта статуэтка и останется навсегда в волгоградской школе “Долина знаний”.

Игорь Каленич

Источник: https://tass.ru/v-strane/6977675

Конкурс «Учитель года»: что он дает педагогам?

Молодой учитель года

3 млн рублей абсолютному победителю, сюжеты для фильмов, Хрустальный Пеликан. Рассказываем обо всех секретах конкурса «Учитель Года».

Символом конкурса «Учитель года является пеликан. Победитель получает его хрустальную фигурку. Эта птица символизирует самопожертвование и родительскую любовь. В старину даже считали, что она кормит птенцов своей кровью. Ученые давно опровергли этот миф. Но красивая легенда до сих пор отражается в эмблемах и гербах.

Как стать учителем года?

Конкурс «учитель года» возник в 1990 г. «Учительская газета» решила провести его, узнав о схожих состязаниях на Западе. Участвовали педагоги со всех уголков Советского Союза. Вот только жить стране советов оставалось недолго. С 1992 года борьба за звание стала уже не всесоюзной, а всероссийской.

За 28 лет конкурс менялся. Ныне он состоит из нескольких этапов.

Учитель должен победить сначала на школьном этапе, потом на муниципальном и, наконец, на региональном. Ясных указаний для состязаний на нижних уровнях организаторы не дают. Победителя определяют местные органы образования.

Всероссийский, финальный, этап начинается с заочного состязания. На испытании «интернет-ресурс» жюри оценивает, как учитель представлен во всемирной паутине: много ли у него там материалов, эстетичен и удобен ли дизайн. Прежде рассматривали персональные сайты, отсюда и претензии к оформлению. Сейчас принимаются в расчёт и странички в социальных сетях.

Еще в заочную часть входит создание эссе «Я – учитель». Педагог должен изложить мысли о том, почему он встал на эту стезю, что внес нового, как решить проблемы в образовании.

Дальше следуют три очных тура. В первом учителю надо рассказать о своих методиках на семинаре и провести испытательный урок.

Второй тур схож с первым. Сначала педагог демонстрирует свои способности на сцене. Испытание называется «Мастер-класс». Затем следует конкурс «Классный час», где учитель публично обсуждает с учениками какую-либо тему.

Во втором туре происходит командное испытание «Образовательный проект». Жребий делит учителей по группам. За семь часов они должны разработать свой проект и представить его прототип.

В третьем туре учитель же предстает пред ясные очи Министра Образования. Педагогу дают 60 минут на разговор о проблемах с сеяньем разумного, доброго, вечного.

Через несколько лет конкурс изменится. Организаторы «Учителя года» предлагали поменять «интернет-ресурс»: отказаться полностью от домашних страничек, наследников веб 1.0., и перейти к социальным сетям.

Также они размышляли о замене «образовательного проекта» на показ видеоролика о работе педагога в школе.

Но так как на официальном сайте об этих реформах не написано, то их, скорее всего, решили не вводить из-за критики.

Интересный факт: на конкурсе побеждали преимущественно мужчины. За двадцать восемь лет женщины получали хрустального пеликана всего шесть раз. Такой перекос не раз вызывал критику в прессе.

Что дает победа на конкурсе “Учитель года”?

Победитель получает хрустальную статуэтку, нагрудный знак и грамоту. Но конкурс не ограничивается символическими наградами. Еще на региональном уровне педагога щедро премируют. В Пермском крае учитель мог рассчитывать на 500 тыс. рублей, в Липецке – на 250 тыс. рублей.

О премиях на Всероссийском этапе в СМИ практически не упоминают. Но победитель с пустым счетом не уезжает. Так, в 2017 г. питерский учитель истории Илья Демаков получил за победу 3 000 000 рублей.

Кроме хрустального пеликана для абсолютного победителя, на конкурсе есть и «специальные призы» для остальных финалистов. В 2018 г., например, Екатерина Балькина из Самарской области получила награду от Mail.Ru Group за мастерство в использовании современных информационных технологий.

Победители конкурса отмечают, что участие дает возможность повысить квалификацию. Конкурсы, обмен опытом, общение с коллегами – все это расширяет кругозор педагога. Алихан Динаев, «Учитель года – 2018», заявил:

Конкурс даёт возможность познакомиться с интереснейшими, яркими людьми, лучшими представителями нашего педагогического сообщества. А ещё это настоящая школа профессионального роста. Мои коллеги отмечают, что Алихан Динаев 2017 года и Алихан Динаев ноября 2018 — это, может быть, и один человек, но точно два разных учителя.

Главное не победа, а участие – к такому выводу приходишь после чтения интервью.

Сами финалисты люди неординарные. Они не похожие на привычных нам учителей. Неудивительно, что в истории «Учителя года» было немало трогательных случаев. В 1995 году на конкурс приехал учитель физкультуры из глухого села.

Для покупки билета продал единственную корову. А в 2001 году награду забрал учитель технологии. Он не успел завершить педагогическое образование, но зато имел за плечами опыт предпринимательства.

Рассказы о таких педагогах могли бы стать сюжетами для кино в духе Быкова или Балабанова.

Сейчас на конкурсе побеждают молодые педагоги. Некоторым нет и тридцати. Их успехи доказывают, что у нашего образования есть будущее.

Остается пожелать конкурсу больше виртуозов и экспериментаторов от мира педагогики. А участникам успехов как в преподавании, так и в совершенствовании образовательной системы.

Автор текста — читатель нашего канала, учитель истории.Если у вас есть интересный опыт школьной жизни и вы хотите им поделиться на страницах нашего канала —свяжитесь с нами.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/konkurs-uchitel-goda-chto-on-daet-pedagogam-5c77f086406d7600b0def2e8

�������������������� ���������������������� ���������������� “�������������� ��������-2017” �������� �������������� �������������� ���� ����������-�������������������� �������� ��������������. ������ ������ �������������� �������� ���������������� – ���������������������� �������������� ������������ �� ���������������� ����������������.

�������� �������������� ������������������ �������������� �� ���������������������������� �� ���������������� N 116 ����������-��������������������.

���� ������������������ ����������-���������������������������� ������������������������������, ���������� ��������, ���������������� ���������������������� ������.

�� ���������������� ���� ������ �� ������������������ ���������������������� �������������� ���� ���������������� ���������� �� �������������� ������������������ �������������������� ����������������.

���������� ������������, ���������� ���������������� �������� ���������������� ������ �������� �������������� �������������������������� ������������������ �������������������� ���� ���������������������������� – ������������ ���������������� �� ������������ ������������������.

���� ������������: “������������ ������ ���������������� ���������������� �� ����������?” ���������������� ������: “�� ���������� ������ �������� �� ����������������.

������������������������������������ �� �������������������� ���������� �������������������� �� ��������������������������������. ���� �������������� – �� ���������� ������������ �������� ����, ������ ������������ ��������������������.

�� ���������������� ���������������� �������� ������, ������ ���� ��������������”.

������������ �������������� ������������ – ���� �������������������� ������������������ ����������������. ������ ������������ ������ ���������������� �������������������� �� ���������������������� ��������������, �������������� – ��������������, �������� ���������������������� ������������������������������ ������������������.

“���� ���������� ��������������������, �������� ���� ����������-���� ���������� ������������ ���� ����������, ������ ���������� ����������, ������ ������ ���������������� ���� ���������� �������� �� ��������������. �� �������������� ���������� ������ ����.

���� ��������, ������ ������ ����������������, ���������� �������������������� �������������� ���������������� – ����������������, ����������������������, ���� �������������������� �� ��������������, �� �� ������������ �������� �� ���������� – ����������, ������������ �������������� ������ ��������.

�������������� ����-������������ ������������ �������������� ����������: ������, ������������, ������������ – ������ �������� ���������� ������������”, – �������������� �������� �������������� �� ���������� ��������.

�� �������� �������� �������������� ���� ���������������� “�������������� ��������-2017” ���������������� ���������������� �������������� �� ������������ ��������������������.

���������������� ���������������������� �� ������������������������������ ���������� ������������������ �� ���������������� ������������������ �������������� �������������� �������������� ����������������������������, �������������� �������������������� �� ������������ �� ������������������.

– �������� ���������� �������������� – ������������������������ ��������������������. ��������, �������������� ������������, ������ ���������� ������������ ������������������ �� ������������������.

������������ ����������������������, ���������� �������������������� ����������������, ����������������, �������������� �������� ����������, ���������� ���������� ����������, ���������� ������������ �������� �� ��������, ���������� ���������������� �� ���� ���������������� ����������������.

�������� �������� ���������� �������������������� ���������� ���������� ����������, – ���������������������� �������������� ���������� ������������������ �� ����������������, ������ “������������ ������ ������������������ ���������� ������������������”.

�������� “���� ���������������� ���������������������� ��������������” ���������������� �������������� �������������������� ���� ���������������������� �������������� �������������� ��������������.

�������������� �������������� ���������������������� �������������� ���� ������������ �������������� �������������� �������������� “���� ���������� �� ���������������������� ��������������������”.

�������������� ���������������������� �� ������ ���� ������������������������ �������������� ������������ �������� ������������ �� ������������������ “���� �������������������������� �� �������������������� ��������”.

������������ ���������������� “���� ���������������� ������������������ �� ���������������������������� ����������” ���������������� ���������������� ���� �������������������������� �������������� ���������������� ����������������������.

“���� �������������������� �� �������������������������� ���������������������� ��������������������������-�������������������������������� ��������������������” �������� ���������������� �������������� ��������������, ����������������������������, ����������, ������������������ ���� ���������� �������������������� �������������� �������� ����������������. ������ ���������������������� ���������������� ������ �� ���������������� ����������������������.

��������-����������������

������������ ����, ������ ������������ �������������� ������������������������ �������������� ����������, ������ ��������������?

�������� ��������������: ���������� ������������������ �� ���������� ����������, ����, ������������, �������������� ���������������� �������������������� ������������������������ ��������������, ���� �������������� ������������ �������� ����������������������.

���� ������ ���� �������������� ������������?

�������������� 500 ������������ �������� ������������

�������� ��������������: �� ���������������� �������������������� ������������, �������� ���� ������������������ ���������������� ��������������. ���� �� ������������, ������ ������ ������������ ���� ������������ ���� ������������ ���� �������������������������������� �� �������������� �� �������������������� ��������������������������.

���������� �������� ���������������������� ���������������������� �������������� ����������?

�������� ��������������: �������������� ���� ��������. ������������ ���������� ����-���� ������������ ��������������������. ���� ������������������ ���������������� ������������: �� �������������� �� �� ������������������������ ��������������. �� �� �������������� ���������������� �������� �������� ������������.

�������������������� ���� ������������������ ������������ ������������ ������������, ������������������ �� ������������������. ���������� �������� ���������������� �� ������������������ �������������� �� 5-���� ������������.

������ ���� ������������ ������ ��������������, ���� �� ������ �������������� ������������������������ ����������, ������������������ ������������������ ���������� ���������������� ������������ ���� �������������� ����������������.

������ ���� ���� ���������������� �� ������?

�������� ��������������: ������������������ �������� ���� �������������� ������������ ��������������. ������������ ���������������� ���������� ����������, �� ������ ���������������� ���������������� ������������������ �� ����������������-������������������.

����������������, ������������ ����������������, ������ �������� ������������ �� “����������������”, ���������������� �������������� ���� ������������������������. ���� �� ������ ���� �������������� ������������ ������ ������ ���������� ������.

�� �� ������ �� �������������� �������� ������������ �������������� �������� ������������������������. �� ���������� �� ���������������� ������ ����������������, �������������� ��������, ������ ������������������ ���������� ����������, ���������� ���������� ����������������.

����, ���������������� ���� ������ ������, �������� ��������������. ���� �������� ���� �� ������������������. ���������� �������������� – ������ ������������ ������������.

���������������������� �������� ����������������, ����������-������������������

������������

�������������� ���������� ������������������ ��������������������, ������ ������������������ �������������������� ������������������.

“���������������� ������������������������ �� �������������� ��������������������, ���� ���������������������� ������������������ ���� ���������� ���������� �������������������� �� ������������ ���������������������� ������������ ������ ������������ ����������������, �������� ������������������, ������ �� ���������������� �������� ����������-���� �������������� ��������������”.

����������

48 ������������������ �������������� ��������������, ������ ������������������ �������������� �������������������� �� ���������������� �������������� ������������������. ������ ������������ ������������ ���������������� �������� ������������������������ ������������.

72 ���������������� ��������������, ������ �������������� ������������ �������������������� ���������������������� ���������� ����������������. ������������ ������������ ��������������, ������ ���������������� ������������������ �������������� �������������� ���� ������������������������ ���������������� ���������� ����������������.

38 ������������������ ��������������, ������ ������������������ ���������� ������������������ “������������” �� “��������������”,

���������������������� “����”: ������������ ��������������/���������� ����������������

��������������

�� �������������������������� �������������� ���������� ���������������������������� ���������������� �������� “������������ ��������������”. �� ������ ���������������������� 500 ���������������������� �������� ���������� �������� ���� �������� ���������������� ������������. ������ ������ ������ �������������������� �� ���������� �������������� ������������������:

“������������������, ������������������ ����������, �� �������������� �������������������� ��������������, ������ ���������� ��������-���� ���������������� �� ������ ���������� ������������������������, ���� ������������ �������������� ���� �������������� ������������, ������ ���� �������������� ������������������. ������ ������������ ��������������, ������, ������ ���� ��������������: “������ ���������� – ������������ ��������”. �������� ������������ �������� ��������������, ������������ ����������, ������������ �������������� ��������, ���������������� ���������������� �������������� ���� ���������� ������ ���� ��������… ���������� ������������������ �� ������������ ������������������������ ���������� �������������� ���������������� ������������������������! ���� ������������������ ������ ���� �������� ������ �������� ���� ������������ ����������������, �� ����������������������, ������������ �� ������������ ��������������������. ������������ ���� ������������ ������ �������� �������������������������� ������ �������������� �� �������������������� �� �������������������� �������������� ������ �������������������������� �� ������, ���������� ���������� �� ������������ �������� ������������������ ��������������”.

�������� ����������������, ����������-������������������

������������ �������� ������������ �������� ��������������, ������������ ����������, ������������ �������������� ��������

���������������������� ������������������ – ������ ���� ���������� ���� ������������������. ������ ������. ������ ����������������, ���������������������� �� �������� ������. ���� ���������������� ���������������� ��������, ������������������ �������� �� �������� ���������������� ������������.

������ ������ ���������� ��������������������, ������ ���������������� ������ ���������� �������������� ������������. ������ ������������������������������ ������������������ ������������ ����������������. ������������������ ��������������, ������ �������������� ���������� ��������������������.

���������� ���� ������������ ������ �������� ��������������, �������������� ����. ������ ���������������� ���������� ������ ����������-��������������: “���� ���������������� �������������� ��������, �� �������� �������� ������������������, ���������� ���� ��������������������”.

������ �������������� ���� ���� ���������� �������� “����������” �� ����������������. ���������������� ���� ������������������������ ��������.

�������������������� ����������������, �������� ����������������, �������������������� ��������

“��������������. 2005 ������. ������ 7 ������. ���������� �� ���������������� ���� ����������. ���������� �������� ��������. �������� ����������, ����… ���� ����������. ������ ���������� �������������������� ����������, �������������� ���������� ���������� ���������� – ����������������. ������ ���������������������� ������������ ��������.

���������� – �������������� ������, ������������ ����������… �� 7 ������������ ���������������� �������������������������� ���������� �������� ���������������� ��������������. ������ ���� �� �������� ���� ��������������������.

�������������������� �� ������������, �������� ����������������, �������������� �������������� ��������������, �� ������ ������������������������ ������������������, �������������������� – ������ ������ ���������� ���� ���� ������������.��������������, �������������� �� ������������ ������������, �������� ������������������������, “����������������������”.

������������ �������������� �� �������� ������������������ ���� ����������. ���� ������… ������ ����������������������������, ���������������������������� ��, �� ����������, ��������������������”.

���������� ������������������, ������.

���������������������� �������������� ����������������

Источник: https://rg.ru/2017/10/09/uchitelem-goda-stal-molodoj-prepodavatel-istorii-iz-sankt-peterburga.html

Теория трёх «не»: как молодому учителю не сгореть в первый год работы

Молодой учитель года

Молодые учителя приходят в школу, полные сил, идей и планов. И очень быстро выгорают: дети их не слушаются, коллеги не воспринимают всерьёз, начальство уже третий день ждёт отчёт. Как этого избежать? Рассказывает наш блогер Александр Косачёв.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Редкая птица долетит до середины Днепра, и редкий учитель-новичок доработает до середины учебного года. Молодые педагоги сгорают так быстро, что и оглянуться не успеешь: ещё вчера они были полны сил и стремлений изменить мир, а сегодня едва-едва плетутся на урок.

И дело тут не только в маленькой зарплате и чрезмерной нагрузке: свежеиспечённые учителя с завидным упорством наступают на одни и те же грабли. Ведь они знают, что должны делать, и им постоянно напоминают, что нужно делать, однако часто упускается из внимания, чего делать ни в коем случае не стоит.

По крайней мере, в первый рабочий год.

1. Не быть добрым

Как это часто бывает, молодой учитель приходит в школу и, чувствуя себя ещё неуверенно, пытается заручиться поддержкой ребят: ставит им хорошие и, конечно, завышенные оценки, не ругает за опоздания, с пониманием относится к шуму и гаму на занятиях и даже сам решает немного похулиганить: не дать домашнее задание, отпустить пораньше с урока, разрешить сидеть в телефоне, а то и просто поболтать с детьми по душам.

В общем, молодой учитель пытается быть непохожим на других учителей, строгих и злых

Ученики млеют от такого отношения и славословят юного педагога: «Вы не такой как другие, вы лучше всех, мы вас любим» и прочая-прочая. Финальным аккордом становится фраза: «Вы добрый».

После этой фразы учитель может смело тушить свет и кидать гранату, ведь в переводе с ученического на русский это значит следующее: «Вы нам всё равно ничего не сделаете, поэтому мы ничего учить не будем». И действительно: спустя месяц-другой учитель замечает, что дети становятся шумнее, письменные работы короче, а поговорить по душам, как раньше, уже не получается — учителя теперь никто не слушает.

И тогда начинается закручивание гаек. Однако расхлябанные ученики этому всячески противятся, и их можно понять: ведь и так хорошо, зачем что-то менять? В итоге возникает конфликт, и некогда «лучший» учитель становится таким же, как и прочие, либо вовсе увольняется.

Избежать подобного хода событий можно одним действенным способом — до поры до времени хранить в тайне свою доброту и помнить бессмертные слова Макиавелли из трактата «Государь»: «Обиды следует наносить все разом, дабы их действие могло притупиться. Благодеяния же следует вершить постепенно, чтобы люди лучше прочувствовали их».

2. Не быть другом

Если доброту понадобится скрывать, то о дружбе учителя с обучающимися придётся, пожалуй, и вовсе забыть, по крайней мере — на долгие годы.

Хотя, казалось бы, кто не мечтал обрести в лице учителя близкого товарища, с которым можно беседовать не только о суффиксах и алгебраических формулах, но и о материях более нежных, и которому можно открыться больше, чем товарищам (ибо те ещё сами ничего толком не понимают) и даже больше, чем родителям (ибо последние, традиционно, поймут и растолкуют всё превратно)?

Так, например, И. С. Кон (скандальный учёный, но всё же) в своей монографии «Психология юношеского возраста» пишет, что старшеклассники желают дружить с учителями, однако тут же автор добавляет: «… уровень ученических требований к этой дружбе весьма высок». В этом-то и заключается проблема.

Конечно, молодым педагогам хочется, чтобы их считали своими в доску, хочется быть с учениками на одной волне, хочется сократить и так не особенно великую возрастную дистанцию.

Но из-за отсутствия опыта, профессионального и просто жизненного, тесный эмоциональный контакт с обучающимися зачастую превращается либо в откровенную фамильярность со стороны самих обучающихся, либо в, мягко говоря, неэтичное поведение со стороны преподавателей.

Крайне сложно балансировать на стыке дружеских и начальственных отношений (ведь, вопреки новомодным концепциям, в нашей образовательной системе учитель — всё ещё начальник, а ученик — всё ещё подчинённый). Умение держать баланс появляется (и то не всегда) спустя годы напряжённой работы.

Более того, следует задаться вопросом: действительно ли ученикам нужна дружба с учителями? Поддержка и опора — разумеется, но дружба? «Детям нужны взрослые, сильные и уверенные, а не просто партнёры по развлечениям», — пишет психолог Людмила Петрановская в своей книге «Тайная опора». И хотя некоторые идеи этого автора очень спорные, мысль, что взрослый для ребёнка должен всегда оставаться взрослым, кажется верной. В конце концов, друг — это чаще всего ровесник, и как бы ни был молод учитель, он всё равно невозвратимо старше и, что называется, не в теме.

3. Не быть новатором

Это, пожалуй, самый кощунственный совет, ведь молодым у нас везде дорога, да и кто как не выпускники педагогических вузов должны менять мир к лучшему? Кто, кроме юношей бледных, со взором горящим, сможет разрушить порочную систему?

На деле же оказывается иначе: система ломает молодых учителей, да так, что последние бегут из школ не оглядываясь. Проблема, однако, кроется не только в системе, а в самих выпускниках педагогических вузов. Последние пытаются взять школу нахрапом, надеясь в считанные месяцы влюбить в себя учеников и подчинить себе администрацию. Вот только подобный топорный метод не работает.

Противника следует изучить досконально. Если говорить прозаичнее, то прежде, чем изменить систему, необходимо понять и принять её правила: научиться заполнять ненужные бумажные журналы, научиться составлять бессмысленные отчёты, научиться выполнять немыслимые требования касательно отстающих обучающихся, буквально за них делая просроченные задания.

Молодые педагоги нередко всем указанным пренебрегают, говоря, что у них творческий подход, что для них важнее дать детям знания и этих самых детей воспитать.

Но, как правило, ни научить, ни, тем более, воспитать молодые учителя, по вполне объективным причинам, ещё никого не могут, и получается, что они не выполняют вообще никакой работы: ни практической, ни бумажной.

Вследствие чего находятся в постоянном стрессе и, как нынче принято это называть, быстро выгорают.

И даже творческий подход не помогает. Хоть и «суха теория, мой друг», однако без неё не обойтись.

У нас так часто говорят о творческой составляющей в образовательной сфере, что, кажется, забывают — творчество не есть самодеятельность, это такой же труд, который требует изучения, систематизации, изнурительных тренировок и копирования, копирования, копирования. Копирования до тех пор, пока не станет ясно, будто день, как устроена та самая порочная система.

И, может быть, только сделавшись добропорядочным и трудолюбивым винтиком огромного механизма, удастся что-то изменить. Пока же — воз и ныне там.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Кадр из фильма «Полу-Нельсон» (2006)

Источник: https://mel.fm/blog/aleksandr-kosachev/25703-teoriya-trekh-ne-kak-molodomu-uchitelyu-ne-sgoret-v-pervy-god-raboty

Учитель года 2021

Молодой учитель года

Один из самых старейших и авторитетных конкурсов образовательного пространства – «Учитель года» пройдет в 2021 году 32-й раз. Он проводится Министерством просвещения РФ совместно с Общероссийским профсоюзом образования и «Учительской газетой» с целью выявления и поддержки наиболее перспективных школьных педагогов, передачи их опыта коллегам и повышения престижности профессии.

Кто участвует и как проводится конкурс

Претендовать на звание «Учитель года России 2021» могут работники общеобразовательных учреждений, независимо от формы собственности (государственной, муниципальной, частной). Главное – иметь стаж работы минимум 3 года на момент предоставления материалов для участия в конкурсе. На пути к победе им предстоит пройти несколько этапов:

  • на школьном уровне – участвует не менее 3-х человек, из которых в следующий тур перейдет 1 или 2 педагога; при наличии только одного претендента он автоматически становится участником следующего уровня;
  • на муниципальном уровне – участвуют победители предыдущего уровня, среди которых выбирается лишь 1 представитель от учебного заведения;
  • на региональном уровне – определяются будущие участники всероссийского, финального этапа;
  • на всероссийском уровне – организуется Министерством образования РФ, где будет определен абсолютный победитель.

Точный порядок, сроки проведения каждого этапа, перечень необходимых документов определяют оргкомитеты конкурса на местах. Кроме того, работает глобальный оргкомитет, который разрабатывает общие положения конкурса «Учитель года 2021», критерии оценивания конкурсантов, отвечает за проведение финала (формат мероприятия, место, время) и решает другие вопросы.

Конкурсные испытания

На всероссийском финальном этапе учителей ждет очно-заочный и 3 очных тура. После 1-го определится 15 лауреатов, после 2-го – 5, после 3-го – абсолютный победитель.

Очно-заочный тур

Для участия в первом очно-заочном туре претендентов на звание «Педагог года 2021» ждут 2 задания, объединенных под названием «Методическое портфолио»:

  1. «Интернет-ресурс» – оценка личного блога, сайта, аккаунта в соцсетях, которые дают представление о компетенции учителя, использовании информационно-коммуникационных технологий и ресурсов для повышения качества педагогической деятельности.
  2. «Эссе» – написание рукописного текста (до 6 страниц формата А4) на тему, случайно выбранную из утвержденного учредителями конкурса перечня. Задание выполняется в специальной аудитории на время (5 ч) без использования гаджетов или дополнительных материалов. При оценке работы учитывается аргументированность позиции, затронутые проблемы и варианты их решения, индивидуальность и оригинальный подход в изложении материала, грамотность.

Первый очный тур

Этап называется «Учитель-профессионал» и включает два задания, которые проходят на базе выбранного оргкомитетом конкурса образовательного учреждения:

  1. «Урок» – проводится по теме согласно учебному календарному плану. Задача учителя – продемонстрировать профессиональные умения и творческие способности в процессе организации и проведения урока.
  2. «Внеурочное мероприятие» – предполагает занятие (на базе школьного кружка, клуба, студии) или классный час на выбранную конкурсантом тему. Жюри будет оценивать ее актуальность, обоснованность выбора, индивидуальный подход педагога при решении воспитательных задач, его грамотность, коммуникабельность.

Второй очный тур

Этап называется «Учитель-мастер» и включает 2 испытания:

  1. «Мастер-класс» – предполагает 20-минутную презентацию о методах и приемах образовательных технологий с последующими ответами на вопросы жюри в течение 10 минут.
  2. «Образовательный проект» – групповое испытание, на котором конкурсантам, объединенным в группы по 5 человек, предстоит разработать за 4 часа и презентовать проект для решения проблемной ситуации, характерной для общеобразовательных учреждений.

Третий очный тур

Заключительный третий этап под названием «Учитель-лидер» включает следующие задания:

  1. «Публичная лекция», на которой нужно раскрыть перед аудиторией одну из тенденций или проблем российского школьного образования, пути его взаимодействия с властью и обществом. Время выступления – до 7 минут.
  2. «Разговор с министром» – предполагает диалог с Министром просвещения РФ о стратегических направлениях развития образования, где предстоит выразить собственное видение в решении актуальных проблем. Конкретная тема утверждается оргкомитетом и заранее сообщается конкурсанту.

Порядок проведения финала

Для каждого участника исполнительные органы власти в сфере образования субъекта РФ по месту его работы должны направить оргкомитету конкурса до 10 июня 2021 года следующие материалы:

  • заявление на участие;
  • согласие на обработку персональных данных;
  • информационную карту конкурсанта;
  • справки о прохождении отборочных этапов;
  • выписку протокола заседания оргкомитета с регионального этапа.

Обязательным условием участия в финале является также предварительная регистрация на официальном сайте конкурса «Учитель года», иначе материалы не будут приняты. Важно, чтобы последние также соответствовали установленным требованиям к оформлению.

Финальные мероприятия должны пройти в конце сентября-начале октября 2021 года. 1-2-й тур традиционно проводится в городе победителя предыдущего, 2020 года.

Но в связи с санитарно-эпидемиологической ситуацией последний станет известен только в 1 квартале 2021 года. Заключительный 3-й тур обычно проходит в Москве.

В рамках финала «Учитель года» предусмотрены не только испытания, но и культурная часть: экскурсии, губернаторские приемы, концерты, встречи с представителями образовательных структур, посещение школ.

Абсолютному победителю вручается статуэтка большого хрустального пеликана и денежный приз.  Остальные финалисты получают звание лауреатов конкурса «Учитель года».

Они также могут получить специальные призы от партнеров за мастерство, творческий подход или другие отличительные способности, проявленные в ходе испытаний.

Победители муниципальных и региональных отборов получают медали, грамоты и другие поощрения, которые устанавливают местные оргкомитеты.

Источник: https://2021god.com/uchitel-goda-2021/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.