Молодой учитель в современной школе

Творческая работа «Молодой учитель в современной школе-это…»!»

Молодой учитель в современной школе

Творческая работа «Молодой учитель в современной школе-это…»

Кто такой учитель? В педагогике существует следующее определение: одна из самых распространённых общественных профессий, преподаватель, педагог, возникшая вследствие как необходимости воспитания и обучения следующих поколений (шире — учащихся) для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи. Но для меня это не просто профессия, а скорее призвание, образ жизни. В каждой человеческой судьбе велика роль учителя. От его мастерства, педагогического таланта зависит не только успеваемость класса, группы, но и возможность социализации, «быстрого вхождения обучаемых в общественную жизнь» (по определению).

Согласимся, что при слове «учитель» многие из нас представляют человека в возрасте, может быть, убеленного сединами. У него открытое лицо, глубокий взгляд, спокойное выражение лица. Именно такой я вспоминаю свою первую учительницу.

Но ведь не все учителя имеют солидный стаж работы за плечами. Когда-то, как и я сейчас, моя первая учительница тоже подходила под категорию «молодой учитель». Кто же это-молодой учитель? Многие между словосочетанием молодой учитель и современный учитель ставят знак равенства. В определенной степени с этим можно согласиться.

Молодой учитель стоит у истоков своей педагогической деятельности. В силу молодого возраста он энергичен, подвижен, творчески настроен на работу. Также он открыт для всего нового, лучше понимает интересы учеников, разбирается в педагогических технологиях, некоторые из которых успешно применяет в образовательном процессе.

Конечно, начинающий педагог будет испытывать трудности в работе. Такое тоже возможно. Сказывается недостаток опыта, знаний, неумение быстро сориентироваться в конкретной педагогической ситуации. Но если учитель пришел работать, а не просто переждать трудные времена, значит, он может и должен справиться с этими временными трудностями.

Начинающий учитель задумывается над вопросом- как стать хорошим учителем? Я вспоминаю своих школьных учителей, которые прекрасно знали свой предмет, но, увы, преподать также хорошо у них не получалось. Мы не любили биологию, которая казалась нам совершенно непонятной наукой и разобраться в которой не представлялось возможным.

Только теперь я понимаю, что каждый предмет можно и нужно сделать интересным и доступным для детей.

Какими же качествами должен обладать начинающий педагог для того, чтобы стать хорошим учителем ? Я составила своеобразный рейтинг таких качеств и расположила их в порядке значимости: трудолюбие; работоспособность; дисциплинированность; ответственность; умение поставить цель; избрать пути ее достижения, организованность; настойчивость; систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня; стремление постоянно повышать качество своего труда. А еще понятие учитель для меня включает три важные составляющие Он должен быть специалистом: знать педагогическую теорию и, психологию; владеть педагогическим мастерством, технологиями обучения и воспитания; уметь рационально организовать труд; работником: уметь поставить цель и достигнуть ее, распределять время; систематически и планомерно повышать квалификацию; быть нацеленным на повышение производительности труда; обладать способностью к творчеству; человеком: обладать высокими моральными качествами, принимать активное участие в общественной жизни, иметь активную жизненную позицию. Конечно, нельзя рассматривать данные составляющие изолированно друг от друга. Они действуют только сообща, отдать предпочтение какой-то одной из них вряд ли получится.

Учитель в школе является не только носителем знаний, но и отвечает за формирование личности ребенка. Именно учитель способен раскрыть потенциал каждого ученика. И здесь же возникает вопрос: как это сделать? Как найти подход к каждому ученику?

Я считаю, что хороший учитель должен не только владеть своим предметом, но и любить детей. Хочется привести слова выдающегося писателя Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».

Учителю необходимо дарить частичку тепла каждому ученику, переживать все проблемы с учеником – а это задача не из легких. Все свои силы учитель должен отдавать детям. Ведь не случайно появился девиз: «Учитель – это не профессия, это образ жизни».

Несмотря на небольшой опыт работы в школе, я уже успела убедиться, что работа учителя стала моим образом жизни.

Предметы, которые я преподаю в среднем звене- русский язык и литература. Их благодатный материал способствует сближению с учениками. Изучение классических произведений литературы способствует раскрытию души ребенка, а это, в свою очередь, способствует воспитанию любви к предмету. Русский язык, не скрою, далеко не все ученики относят к разряду любимых.

Но моя задача на данном этапе- сделать сложное простым и понятным, создать ситуацию успеха. Пусть этот успех будет небольшой, но для конкретного ученика он будет значимым. Когда в таком случае видишь сияющие глаза ученика, понимаешь, что урок прошел не зря. Я вдохновляюсь таким результатом и готовлюсь к новым победам.

Учитель должен заинтересовать ученика в своем предмете, но не навязывать его. Я стараюсь привлекать к процессу обучения жизненный опыт детей, устанавливать межпредметные связи. К примеру, один из уроков в 5 классе мы посвятили проблемам русского языка в современном мире. Для детей было новым понятие «лингвистическая экология».

Это культура мышления и речевого поведения, воспитание лингвистического вкуса, защита и «оздоровление» литературного языка, определение путей и способов его обогащения и совершенствования, эстетика речи.

Ребята осознали, что язык требует заботы, защиты от засорения вульгаризмами и жаргонизмами, ненужными иноязычными заимствованиями, от разного рода неточностей, ошибок и неправильностей. Это всё может привести к оскудению языка и к обеднению или омертвению мысли.

Мы провели параллель с защитой природы от неблагоприятных факторов внешней среды в результате деятельности человека. Я предложила ребятам изучить тезисы статьи Л.И. Скворцова «Язык общения и культура (экология и язык)», посвященной проблеме состояния современного литературного языка и русской речи.

Цель статьи – показать читателю важность сохранения русского языка и культуры речи, ведь родной язык – душа нации; в языке и через язык можно увидеть важные особенности и черты, национальную психологию, характер народа, склад его мышления. Автор предлагает осмыслить культуру языка в экологическом аспекте – как часть здоровой окружающей «речевой среды существования.

Ребята пришли к следующему выводу: как природа должна быть освобождена от мусора, промышленных выбросов, так и язык должен освободиться от ненужных слов, диалектизмов, просторечия. Каждый из нас в ответе за заботу об окружающей природе и о родном языке.

Ученики получили домашнее задание-нарисовать иллюстрацию к уроку, представить в рисунке, что такое лингвистическая экология. Ребята очень творчески подошли к заданию. Один мальчик нарисовал словарь и Красную книгу и поставил знак равенства между ними. Поясняя свою работу, он сказал о том, что мы защищаем редкие и исчезающие виды растений и животных и должны защищать слова родного языка. Некоторые изобразили на рисунке плакат «Охраняй природу!», кто-то нарисовал детей за чтением книг. Как видим, нестандартное мышление детей позволяет им справиться с заданиями любой сложности.

Ученики, мои коллеги, руководство школы- одна большая дружная семья. Я тоже считаю себя частью большого дружного коллектива. Современная школа – это государство, живущее по своим законам, которое, конечно, подчиняется высшим органам власти. Каждый кабинет, вне зависимости от изучаемого в нем предмета, должен быть оснащен компьютером и интерактивной доской.

Замечательно, что сейчас так оборудована практически каждая школа и в крупном городе, и в сельской местности. Это позволяет максимально привлекать учащегося к процессу обучения, помогать ему самостоятельно приобретать знания. Школа – это мир, в котором свои обычаи и правила.

Здесь важную роль должно играть взаимодействие психологической службы с учителями, родителями и учащимися. Это способствует созданию доброжелательных взаимоотношений в коллективе и достижению наивысших результатов обучения.

Родители моего класса активно участвуют в жизни детей, постоянно интересуются их успехами, предлагают посильную помощь в благоустройстве класса и школы в целом. В нашей школе существует добрая традиция устраивать вечера встреч с родителями, которые стали альтернативой традиционным родительским собраниям.

Конечно, вопросы успеваемости, посещаемости также обсуждаются, но обязательно на этих встречах есть тематическая часть. Я поддержала традицию, и с учениками класса мы устраивали праздник для отцов, посвященный празднику 23 февраля. Все остались довольны и высказали пожелание продолжить общение на таком уровне.

Итак, молодой учитель в современной школе – это учитель, который стремится к профессиональному росту, постоянно занимается самообразованием, использует инновационные методики. Он умеет построить урок с учетом индивидуальных способностей ребенка на основе индивидуального подхода, личностно ориентированных и здоровьесберегающих технологий.

Но я убеждена, что все эти усилия могут потерпеть полный крах, если учитель в своем стремлении стать профессионалом и научить детей учиться, забудет, что он в первую очередь должен оставаться ЧЕЛОВЕКОМ, интересным своим ученикам, ЧЕЛОВЕКОМ душевным, всегда необычной и неординарно мыслящей ЛИЧНОСТЬЮ, способной сопереживать, сотрудничать, соучаствовать.

Источник: https://infourok.ru/tvorcheskaya-rabota-molodoy-uchitel-v-sovremennoy-shkoleeto-1434606.html

Легко ли быть молодым учителем в современной школе… (статья)

Молодой учитель в современной школе

В жизни каждого человека есть моменты, которые он помнит на протяжении всей жизни.

Молодая мама никогда не забудет трогательный момент появления первенца на свет, олимпийский чемпион вспоминает слезы счастья на пьедестале почета под гимн своей Родины, седоволосый старик бережно хранит в памяти грозные годы войны.

С теплотой в сердце мы вспоминаем свои беззаботные походы в детский сад, первую заслуженную пятерку, волевую победу, веселый юбилей, трепетное предложение руки и сердца, рождение детей. И это, наверное, минуты, с которыми память никогда не захочет расстаться. Одним из таких воспоминаний всегда будет первый школьный звонок…

Но все меняется, когда этот «первый звонок» звучит для тебя как для учителя. Молодого учителя, впервые покинувшего стены университета и оказавшегося на пороге современной школы, задающего, в том числе и самому себе, вопрос «А легко ли им быть?».

Уже не студент и еще не состоявшийся в роли учителя молодой специалист, полный энергии, сил и амбициозных планов.

Только что я сидел за партой и слушал мудрую, поучительную речь профессора, заучивал ответы, готовясь к экзаменам и находился в ожидании долгожданного звонка на перерыв, а теперь мне предстоит самому погрузиться в роль преподавателя, периодически говоря знакомую всем фразу «звонок для учителя».

Еще будучи ребенком, я часто мечтал о том, что когда вырасту, обязательно выберу профессию педагога. А мечты, как известно, обязательно должны сбываться! Напряжение первого сентябрьского дня довольно быстро сменилось чувством ответственности за детей.

Работа каждого учителя увлекательна и интересна. Я преподаватель физической культуры в сельской местности.

Графовская школа, в которой я тружусь, очень спортивная, можно даже сказать, пропитана атмосферой соревновательного духа. Стенды с фотографиями лучших спортсменов, грамоты, медали и кубки – все это лишь малая часть ее физкультурной жизни.

Старшее поколение преподавателей на протяжении не одного десятка лет выстраивало свою работу таким образом, что физическая культура не просто общеобразовательный учебный предмет, а главная часть жизни многих учеников. Мне не приходится прививать любовь к спорту, она в них заложена с детства.

И это большой плюс в моей работе, когда занимаясь любимым делом, я вижу, как безудержно счастливы дети. Виды спорта, которыми они владеют, разнообразны. Ученики с легкостью зимой бегают на лыжах, а весной играют в лапту. Глядя на их старание, волю к победе, желание учиться, невольно вспоминается фраза: глаза горят, а руки делают.

Многие молодые специалисты, на мой взгляд, сталкиваются с неуважением среди детей, выглядят в их глазах неуверенно, проходят своего рода «проверку на стойкость», где важно не сломаться, проявить силу характера, расположить учеников к себе, заслужить авторитет.

Работа физрука такова, что вызовом, как правило, являются спортивные способности, которые мне доставляет огромное удовольствие демонстрировать в кругу школьников.

Ведь ничто так не сближает, как совместное занятие чем-либо. И если во многих случаях молодость преподавателя – минус, то в работе учителя физической культуры – это огромный плюс. Пробежать стометровку, подтянуться, выполнить кувырок, забить гол, исполнить зрелищный нападающий удар – все это безусловно дается легко, когда ты юн.

Но какими бы долгими и прекрасными не были рассказы о самом процессе обучения, специфика работы любого учителя, к сожалению, неразрывно связана с документами. Методическая работа, отчеты, заполнение журнала – весь этот трудоемкий процесс требует опыта, которого лишен каждый молодой специалист.

Безусловно, можно в начале своей трудовой деятельности приобщиться к большинству коллег, назвав этот процесс «бумажной волокитой», и без особого энтузиазма отнестись к работе с документами.

Но, руководствуясь крылатым выражением известного политического деятеля «не ошибается только тот, кто ничего не делает» (Т. Рузвельт), я и к этому направлению своей деятельности подхожу ответственно.

По моему мнению, в любой профессии есть свои трудности. Каждый человек сам решает, каким образом их преодолевать. Я часто, будучи студентом, слышал мнение о том, что вместо слова «проблема» нужно говорить «задача». У меня столько задач! Только сейчас я понимаю, какой смысл заложен в этой фразе. Важен не масштаб и глобальность сложностей, а отношение к ним.

Я, к счастью, отношусь к той категории людей, у которой отсутствует боязнь сделать что-то не так. Показательные уроки, сложные педагогические ситуации и непонимание со стороны родителей я воспринимаю как возможность обретения опыта и неотъемлемую часть своей профессии.

Молодой учитель должен не только идти в ногу со временем и своевременно овладевать новыми подходами к формированию подрастающего поколения, но и обладать проверенными качествами педагога.

Он должен быть всесторонне развит, умен, трудолюбив. У него не должно быть времени на боязнь и неуверенность справиться, он с первого дня работы несет личную ответственность за детей и не имеет права на ошибку. Это своего рода моя личная формула успеха преподавателя.

Можно изучать программы по работе с молодыми педагогами, заручиться помощью опытного наставника, но в любом случае необходимо в первую очередь надеяться только на себя, прилагая максимум усилий и работая с полной отдачей.

Я люблю свою работу и все, что с ней связано. Меня радует не только то, что сбылась мечта моего детства, но и тот факт, что у меня есть огромное желание даже спустя десять, пятнадцать лет работать учителем.

Каждый день заходить в зал, в котором светло не только благодаря хорошей погоде, но и тому, что светятся переполненные азартом глаза детей, слышать гул и восторженные крики побед, наблюдать за первыми успехами учеников, которые под моим руководством учились играть в волейбол и баскетбол, выполнять прыжки с места и подтягиваться.

А в конце рабочего дня, собирая мячи, разбирая гимнастические снаряды, наслаждаться тишиной самого большого школьного класса, забывая обо всем.

Возвращаясь к началу своего рассуждения, должен признать, что каждый день, переступая порог спортивного зала, понимаю, что теперь меня намного больше волнуют вопросы «а нравятся ли ученикам мои уроки?», «чему я могу их научить?», «чем заинтересовать?». А на вопрос «легко ли быть молодым учителем в современной школе?» я отвечаю твердое и лаконичное «Да!».

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/legko-li-byt-molodym-uchitelem-v-sovremennoy-shkole-statya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.