Молодому учителю

Молодой учитель в коллективе: как стать хорошим специалистом и не выгореть — Я Учитель

Молодому учителю

Преподаватель истории одной из московских школ Тимур Алексеев, основываясь на личном опыте, рассказал, какие ошибки, ведущие к профессиональному выгоранию, допускают молодые учителя, и как недавнему выпускнику университета найти баланс между работой и личной жизнью. Своими наблюдениями он поделился на круглом столе «Выгорание учителей», который провели Яндекс.Учебник и интернет-издание Мел.

Ошибки молодых учителей

Есть несколько распространенных ошибок учителей, которые допускают молодые преподаватели. Избегая их, вы сможете свести возможность «сгореть» на работе к минимуму:  

Набирать как можно больше обязанностей и рабочих часов, чтобы получать достойную зарплату. Делая так, молодые учителя попадают в ситуацию большой нагрузки, не успевают восстанавливаться и работают в состоянии постоянной усталости. Такой подход часто приводит к выгоранию учителя, справиться с которым очень сложно.

Более подробно о сценариях, которые могут привести к эмоциональному выгоранию учителя, мы писали здесь. 

Идти работать в школу ради денег. Московские школы предоставляют педагогам хорошие финансовые возможности, и молодые учителя могут погнаться за деньгами, не до конца представляя себе суть работы. Начиная работать в школе, они сталкиваются с трудностями, которых не ждали. 

Пытаться устроить в школе революцию. Бывает, что молодые учителя приходят в школу с желанием перевернуть систему образования, придумать что-то кардинально новое вместо традиционных учебников или методов и приёмов обучения.

Но опыта по созданию методических материалов и продуманных качественных уроков, учитывающих все аспекты обучения, у недавних выпускников слишком мало, да и ученики привыкли к классическому процессу образования.

Нововведения важны и нужны, но изменения должны быть постепенными, и вводить их нужно, здраво оценивая свои возможности и умения. 

Забывать, что нужно сохранять баланс между работой и личной жизнью. Взвалив на себя большой груз обязанностей, учителя, недавно пришедшие в профессию, часто перестают уделять время другим делам, семье и личной жизни в принципе. 

Столкнувшись с профессиональным выгоранием и сумев с ним справиться, Тимур дает несколько советов о том, как молодому учителю защититься от эмоционального перенапряжения. 

1. Не забывайте, что кроме работы есть другие аспекты жизни 

Учитель может прийти в школу, испытать воодушевление и начать жить только работой. Из-за этого проблемы на работе станут казаться слишком глобальными и важными, отсутствие баланса между работой и личной жизнью может привести к эмоциональному и профессиональному выгоранию. 

Не забывайте, что кроме работы есть общение с друзьями, родными, спорт и разнообразные хобби, старайтесь наполнять этим свою жизнь, а не зацикливаться на проблемах в школе.

Важно и личное развитие учителя.

Всё это может помочь учителю не переоценивать важность работы: с какими бы сложностями не приходилось сталкиваться, после работы нужно переключиться, соблюдая баланс между работой и личной жизнью. 

2. Вносите разнообразие в учительскую жизнь и развивайтесь

Молодому учителю важно видеть перспективы своего профессионального роста, повышать квалификацию, узнавать что-то новое, не стоять на месте и развиваться.

Чтобы работа не превратилась в рутину, следите за мероприятиями в педагогической сфере: участвуйте в конкурсах для учителей, слушайте спикеров на конференциях и круглых столах или выступайте там сами.

Любую работу можно превратить в творческий процесс, но для этого нужно желание. 

3. Не бойтесь просить помощи и поддержки у коллег 

Когда молодой учитель приходит в новую школу, где никого не знает, по началу часто бывает трудно. Как бы прилежно вы не учились в университете, опытным профессионалом, способным решать любые проблемы, можно стать только практикуясь.

Если вам нужен совет об обязанностях учителя, о том, какие методы и приёмы обучения использовать в конкретном классе, какие документы заполнять или какие в школе правила внутреннего распорядка, не бойтесь обращаться к более опытным коллегам за помощью, ведь не знать таких вещей — вполне нормально.

Так вы сможете не только получить ценные советы, но и наладить общение с коллективом учителей. 

4. Выстраивайте личные границы с учениками

Ученики, особенно старшеклассники, могут не воспринять молодого учителя всерьёз. У некоторых из учеников, например, могут быть друзья — ровесники учителя.

Они могут вести себя недостаточно уважительно, требовать незаслуженных поблажек, заводить беседы на личные темы, писать сообщения поздно вечером. Поэтому чётко не обозначить границы, не обговорить правила и рамки общения будет ошибкой учителя.

Например, дайте понять, что недопустимо обращаться к вам на «ты» или без отчества и писать посреди ночи.

Но злоупотреблять границами и превращаться в грозного преподавателя — тоже не лучшая идея. Дети все равно поймут, какой вы на самом деле, а попытки казаться серьёзнее, чем вы есть, выглядят не очень искренне. 

«Молодые учителя бывают двух типов – они либо пытаются стать слишком своими, всем понравиться, и это переходит в панибратство,  либо начинают строить из себя слишком взрослых – это тоже выглядит комично. Нужно быть самим собой. Дети всё равно знают, какой ты», – отмечает Тимур.

5. Помните, почему вы пришли работать в школу и какая у вас цель 

В школах иногда встречаются опытные учителя, которые достигли профессионального выгорания, и теперь транслируют свою неудовлетворённость на других. Защитить себя от влияния чужого негативного настроя можно, понимая цели своей работы и не обесценивая их ни при каких обстоятельствах. Если молодой учитель однажды сформулировал идею о том, зачем идёт работать учителем, её нужно придерживаться. 

Свои цели и идеи нужно формулировать чётко, а не абстрактно. Неправильно идти в школу за неким «высшим смыслом», не понимая, как это будет работать на практике. Когда такие идеи сталкиваются с реальностью, ничего, кроме расстройства, это не приносит. 

«Идея должна быть высокой, но её обязательно нужно конкретизировать.

Например, заниматься анализом классической литературы и сделать ряд уроков с прописанным сценарием, а не заставить детей полюбить литературу — ведь последнее слишком абстрактно.

Важно понимать, чего хочет подросток, как его можно заинтересовать, какие формы подачи материала ему могут быть интересны», – считает Тимур.

6. Составляйте план на день, неделю, месяц

Задач у молодого учителя много. В обязанности учителя входит планирование уроков, заполнение электронного журнала в школе, дневников, календарно-тематического планирования, общение с родителями, важные встречи и рабочие собрания.

Кроме этого, нужно вставить в расписание личные дела и найти время на личное развитие учителя.

Старайтесь не отступать от плана – выполняя как можно больше из намеченного, вы будете чувствовать себя эффективным и останетесь довольны собой. 

Подробнее о тайм-менеджменте и способах эффективно управлять временем учителя мы писали здесь. 

7. Прокачивайте свои рабочие навыки

Профессор Мельбурнского университета и глава Мельбурнского научно-исследовательского института образования Джон Хэтти на основе исследования в сфере педагогики выделил шесть компетенций учителя, которые нужно развивать, чтобы быть успешным учителем:

  • умение анализировать свои действия; 
  • ориентация на результат;
  • способность наладить сотрудничество с коллегами для повышения учебных результатов учеников;
  • побуждение учеников к развитию; 
  • умение искать индивидуальный подход к детям;
  • умение выстраивать с учениками доверительные отношения. 

Важно не стоять на месте, находить интересные для себя курсы, конкурсы для учителей, новые методы и приёмы обучения, развиваться и выходить за рамки привычного. Так работа не превратится в неинтересную рутину.  

На сайте Я Учитель можно пройти тест и выяснить, какие компетенции учителя нужно развивать лично вам. Поняв свои слабые стороны, молодому учителю будет легче понять, на чём нужно сконцентрироваться. 

Источник: https://education.yandex.ru/teacher/posts/molodoy-uchitel-v-kollektive-kak-stat-khoroshim-spetsialistom-i-ne-vygoret

8 советов молодому учителю, как пережить первый год в школе

Молодому учителю

Какие дети придут в класс? Поладят ли они друг с другом? А какие у них родители и что они скажут мне, молодому учителю? Вчерашние выпускники педагогических вузов хорошо знают, что перед учебным годом волнуются не только дети. Доктор Джейн Блюштайн, в прошлом учительница, а теперь писатель и координатор учебных программ для преподавателей, рассказывает, как без потерь пережить первый школьный год.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Не стесняйтесь спрашивать у коллег

Первый квест для нового учителя — узнать о негласных правилах школы. Не стесняйтесь уточнять детали, которые касаются внутреннего распорядка и внеурочной жизни. Тем для вопросов десятки: от того, где и когда обедают учителя, до школьных традиций. Знание правил и процедур поможет заранее учесть все нюансы, которые смогут помешать учебному процессу.

Новый преподаватель должен быть готов к сдвигам в расписании или переносам уроков из одного кабинета в другой. В комнатах может не быть того, что нужно для занятий. Подготовиться ко всем изменениям не получится, поэтому относитесь к неожиданностям с юмором, а не негативом. Не стесняйтесь узнать у коллег, как они справляются с внезапными ситуациями.

Азарт и рвение одновременно и помогают, и вредят начинающим учителям. Новые методики и игры хочется попробовать сразу, а все интересные детали по теме обязательно нужно рассказать в рамках одного занятия.

Но даже интересные задачи требуют от учеников усилий. Если дети явно устают и не успевают за вашим темпом — сбавьте обороты. Уроки не станут хуже, если вы ограничитесь одним игровым блоком, а не всеми сразу.

Начните с малого. Ежедневные маленькие ритуалы помогут детям привыкнуть к школьному ритму. В первый месяц дети часто могут забывать о ежедневных, но обязательных делах. Помогите им составить комфортный распорядок дня, в которым занятия не будут стрессом.

Имейте в виду: у детей плохо с тайм-менеджментом и умением распределять свои силы

В идеальном мире ученики каждое утро повторяют неправильные глаголы, тренируются решать тесты и практикуют скорочтение. В реальности это не так. Потратьте время на то, чтобы развить в них эти качества — так ваши уроки станут более эффективными.

3. Не мешайте детям проявлять самостоятельность

Самоуправление — благо, но только в том случае, если учитель направляет процесс принятия решений. Дети могут не разбираться в предмете настолько, чтобы уверенно выбрать лучший вариант.

Подсказывайте им, где можно сэкономить время и куда его перенаправить. Если у вас получилось выстроить доверительные отношения с учениками, то они будут внимательно относиться к вашим советам.

Главное, чтобы напутствия не становились приказами.

Позвольте ученикам самостоятельно выбирать, какое задание выполнять в первую очередь. Если на уроке предполагается работа в парах, разрешите детям выбрать партнёров самостоятельно. Возможность делать выбор — бонус к уверенности в себе. Немного свободы — и потребность ребёнка в контроле будет удовлетворена на ваших условиях.

У начинающего учителя часто есть два, казалось бы, взаимоисключающих желания: дружить с детьми и быть для них непоколебимым авторитетом. На самом деле они вовсе не противоречат друг другу. Учитель может быть открытым и дружелюбным и при этом оставаться ответственным взрослым, в котором дети нуждаются.

4. Не бойтесь чужих оценок

Молодые учителя часто чувствуют неуверенность, когда в класс заглядывают другие педагоги. Вас хотели предупредить о собрании на этой перемене, а дети — о боже! — шумят. Учитель впадает в панику: «И что теперь думают о моём профессионализме? Как к этому отнесётся коллега?»

Да, поведение ваших учеников что-то говорит о вашей компетентности, но никто не будет судить вас по случайному фрагменту урока. Думать за других — энергозатратное занятие, так что лучше сосредоточиться на работе с классом.

Секрет «идеального» урока (когда никто не шумит) заключается в том, что дети всегда должны быть чем-то заняты.

Болтовня и крики начинаются, если ребёнок выполнил задание раньше остальных и теперь бездельничает, а преподаватель не знает, чем его занять. Чтобы избежать такой ситуации, заранее подготовьте несколько заданий не из учебника.

Вы можете потратить немного личного времени, чтобы найти их, но в итоге это позволит вам сохранить дисциплину на уроке.

5. Не ставьте крест на сложных учениках

Помните, что задиры и хулиганы заслуживают не меньше заботы и внимания, чем скромники и тихони. Ребёнок может плохо себя вести, замедлять ход урока, но это не должно делать его монстром в глазах учителя. Забыл домашнюю работу? Оставил беспорядок на парте? Постоянно критикует ваши методы? Это не поводы озлобиться в ответ.

Успеха может добиться каждый ребёнок, и задача учителя — помочь ребёнку раскрыться. Дети, как и все люди вообще, часто боятся браться за то, что может потребовать усилий. Преподаватель традиционно помогает ученикам, подсказывая и направляя их: «Всё в порядке, мы сделаем это вместе».

Ни в коем случае не насмехайтесь над ошибками: это разрушит выстроенные отношения не только с одним ребёнком, но и с классом вообще.

Тратьте силы не на язвительные комментарии, а на поиск того, за что ученика стоит хвалить. Это может быть сложнее, чем кажется!

С самого начала постарайтесь больше узнать об интересах, когнитивных способностях и навыках каждого ученика. Не игнорируйте их характеры, когда разрабатываете учебный план для всего класса. Вы быстрее поможете им овладеть программой, если будете понимать их особенности, а не пытаться давить.

В начале учебного года не стоит заваливать класс сложными задачами. Хотя некоторые из них кажутся вам полезными и занятными, даже отличники могут стушеваться перед слишком трудным вопросом и новым учителем. Потратьте время не на разбор олимпиадных заданий, а на укрепление доверия между вами и классом. На отработку сложных задач есть ещё целый год!

6. Не игнорируйте коллектив

Многие молодые учителя сомневаются в себе, когда впервые идут на работу в школу. Этот страх особенно актуален, если атмосфера среди коллег не отличается дружелюбием. Средство против едких замечаний коллег — уверенность в себе: «Да, я недавно окончил вуз, но это не значит, что я ничего не стою».

Но уверенность в себе не синоним неуважения к окружающим. Новичок, который входит в уже сложившийся коллектив, должен быть открытым и дружелюбным. Беседуйте, спрашивайте совета, участвуйте в школьных и общественных мероприятиях. Однако помните, что между желанием общаться и навязчивостью существует грань и переходить её не стоит.

Обратите внимание на то, о чём именно вы беседуете с коллегами. Постоянные жалобы на учеников, школу, других учителей и родителей будут вызывать как минимум недоумение. При этом самоуничижение раздражает так же, как и высокомерие. Ни «я ничтожество», ни белое пальто не помогут наладить отношения с коллегами.

Наверняка среди них найдутся люди, с которыми общаться вам будет проще всего. Наладьте отношения в первую очередь с ними. Затем, заручившись их поддержкой, попробуйте выстроить доверительные рабочие отношения с остальными.

7. Не сравнивайте себя с другими

Начинающий учитель всё-таки должен сделать одно дело в обязательном порядке — перестать сравнивать себя с другими.

Универсального рецепта успеха не существует, и полностью перенять опыт коллег не получится. То, что сработает для одного человека, легко станет катастрофой для другого.

Пробуйте новое, но не расстраивайтесь, если у вас не получается следовать всем советам опытных преподавателей.

Если 4-й «Б» опережает ваш «А» на целых 15 страниц учебника, это кажется катастрофой. Но причин может быть несколько. Ваши дети задавали больше вопросов — и ответа заслуживал каждый. Другой учитель давно работает по этому учебнику и знает, чему уделить больше времени. Если это кажется жалкими оправданиями, напомните самому себе: учебный процесс — не гонка по освоению программы.

8. Не наказывайте себя за ошибки

Будут дни, когда вы окажетесь на работе во всеоружии, будете энергичным и бодрым с первого звонка до последней минуты дополнительных занятий.

Им на смену могут прийти опустошение и уныние, но это не значит, что пора искать чистый лист для увольнения по собственному желанию. Успокойтесь, дайте себе отдохнуть и подумайте над тем, что стоит попробовать завтра.

Плохой день станет отличной возможностью понять свои слабые места и рассмотреть подходы, о которых вы не задумывались раньше.

Если вы чувствуете разочарование, страх и грусть, то напоминайте себе, что все начинали с сомнений. Учёба в школе даёт новые знания не только ученикам, но и преподавателям. И делать ошибки — нормально.

Если вы не можете справиться с волнением и остаётесь неуверенным в себе, то постарайтесь искать положительные моменты в каждом проведённом уроке. «Я не плачу каждый день» — тоже повод для похвалы.

Иллюстрации: Shutterstock (ivector)

Источник: https://mel.fm/shkola/1603457-advice_young_teacher

Памятки, советы молодому учителю

Молодому учителю

Семь золотых правил для учителя

  1. Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов).

  2. Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев).

  3. Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс).

  4. «Магическая десятка»: посчитай до десяти прежде, чем дать волю своему гневу. И он покажется вам противным. (В. Джемс).

  5. Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).

  6. Никакая большая победа не возможна без маленькой победой над самим собой (Л. Леонов).

  7. Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор).

Заповеди молодому учителю

  1. Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.

  2. Будь приветливым – и будешь смелым.

  3. Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.

  4. Умей требовать и прощать.

  5. Верь в уникальные способности каждого ученика.

  6. Будь компетентен и будь уверенным.

  7. Верь, что каждого ученика можно научить, только для этого необходимо время.

  8. Претворяй процесс обучения в радость.

  9. Будь для ученика не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.

Памятка начинающему учителю

  1. Тщательно готовься к урокам. Обязательно пользуйся поурочным планом и придерживайся всех его пунктов. Возьми себе за правило наличие поурочного плана является для тебя допуском на урок.

  2. Идя на урок, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что будешь делать, будет ли это эффективно.

  3. Приходи в класс до звонка, чтобы приготовить все необходимое для проведения урока.

  4. Огляди класс, особенно недисциплинированных учеников. Старайся показать красоту и привлекательность организованного начала урока, стремись к тому, чтобы на это с каждым разом уходило всё меньше и меньше времени.

  5. Энергично начинай урок. Не спрашивай: «Кто не подготовил домашнее задание?» – это приучает школьников к мысли, что домашнее задание можно не выполнять. Веди урок так, чтоб каждый ученик был постоянно занят делом. Помни: паузы, медлительность, бездеятельность – враги дисциплины.

  6. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, мозговым штурмом. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно наблюдайте за теми, у кого неустойчивое внимание. Предупреждайте попытки нарушить рабочий порядок.

  7. Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем учащимся, которые отвлекаются на уроке, занимаются посторонними делами.

  8. Комментируя оценки знаний старайтесь быть деловым, заинтересованным. Укажите ученику, над чем ему необходимо поработать, чтобы получить лучшую оценку.

  9. В конце урока дай общую оценку классу и отдельным ученикам. Пусть дети почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда. Старайся замечать позитивное в работе недисциплинированных учеников, но не делай это часто и незаслуженно, за незначительные усилия.

  10. В случае недисциплинированности учащихся старайся обходиться без помощи других. Помни: наведение дисциплины с помощью чужого авторитета не даст пользы, а только навредит. За поддержкой лучше обратиться к классу.

Советы опытных коллег молодому учителю

  1. Перед уроком проверьте все ли на месте, нет ли лишних предметов у доски, на столе, чисто ли в классе.

  2. Рационально используйте каждую минуту урока.

  3. Объясните ученикам цель, задачи, урока.

  4. Объясняя новый материал, старайтесь выделить проблемы, предлагайте ученикам решать их самостоятельно.

  5. Не спешите исправлять ошибку ученика, лучше если её исправят учащиеся.

  6. Старайтесь организовать самостоятельную работу на уроке – предлагайте учащимся больше писать, решать примеры, творить.

  7. На уроке каждый ученик должен быть на виду, к каждому ищите индивидуальный подход.

  8. Используйте все возможности для реализации принципов развивающего обучения.

  9. Обращайте внимание на воспитательные аспекты урока: трудолюбие, бережливость, способности, дружелюбие.

  10. Домашнее задание давайте дифференцированно, с подробным объяснением, до звонка. Не задерживайте учеников после звонка.

  11. Помните: каждый урок особенный, не должен быть похож на предыдущие .

  12. Посещайте уроки старших учителей. Применяйте у себя их позитивный опыт.

  13. Помните, что наивысший педагогический успех – это улыбка на лице учащегося.

Советы для молодого учителя

1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно – недисциплинированных ребят.

Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.  2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене.

Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.  3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: Кто не выполнил домашнее задание? – это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания – дело неизбежное.

Ведите урок так, чтобы каждый учащийся постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины. 4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс.

Особенно следите за теми, у кого внимание не-устойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок. 5. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку. 6.

Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия. 7. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного. 8.

Удерживайтесь от излишних замечаний.

9. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.

Памятка молодому учителю при подготовке к уроку

1.    Определите задачи целой темы.

2.    Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.

3.    Изучите методические пособия к проведению урока.

4.    Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы  с задачами урока.

5.    Не забудьте, что в образовательном процессе, в целом, и его важнейшая часть – урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.

6.    Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.

7.    Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.

8.    В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока – это будет вашим творчеством.

9.    Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.

10. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков  должны быть известны и ученикам.

11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.

12. Постарайтесь  “примерить” свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки – это и есть индивидуальный подход, без которого н не добиться глубоких и прочных знаний.

13.Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок – законченное целое, но он – звено всего учебного и воспитательного процесса.

Источник: https://golbuda.schools.by/pages/pamjatki-sovety-molodomu-uchitelju

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.