Молодые педагоги в системе образования

Нынче молодые учителя не такие, какими были мы

Молодые педагоги в системе образования

Не берусь судить – лучше они или хуже. Они просто другие. Можно сказать, что это закономерно: времена изменились – изменились и люди. Согласна. Времена изменились, но суть педагогики не изменится никогда, как бы нам ни пытались внушить обратное. Педагог как был “за руку ведущий”, так им и останется.

Я помню свои первые годы работы в школе, помню свои эмоции: смесь страха и восторга. Помню счастье от первых хороших уроков, горечь от первых неудач. Я помню, сколько во мне было сил и энергии, сколько желания работать с детьми.

Мне кажется, я жила в школе. Я готова была проводить все свое время с учениками: вести уроки, классные часы, готовиться к общешкольным мероприятиям, мастерить декорации, ездить на экскурсии, ходить в походы.

К каждому своему року я готовилась, как к открытому.

Я смотрела на опытных учителей с почтением. Не припомню, чтобы я кому-то перечила или отказывалась от каких-то поручений. Велел директор сделать, значит, я делала, особо не вникая, входит это в мои должностные обязанности или нет. Говорили взять замещение – брала. Велели отвести детей на мероприятие в Дом культуры – отводила…

И не только я. Все, кто пришел после институтов в один год со мной или раньше (позже) на год-два, вели себя так же. Они, кстати, и до сих пор в школе. Как пришли, так и остались. Никто не уволился.

Что же я вижу сейчас? Нынешние молодые учителя более уверенные в себе, более раскрепощенные, свободные, коммуникабельные, но…

Нынче к молодому педагогу не подступишься. Попробуй попроси его о чем-нибудь, ответит: “Это в мои обязанности не входит” или “Мне за это не платят”. Они четко разграничивают личную жизнь и профессию, должностные обязанности свои и чужие, оплачиваемую работу и бесплатную нагрузку.

Они ни на минуту не задержатся в школе после уроков. И, наверное, правильно делают. Сейчас, видимо, так и надо. Это учителя советской закалки ставят общественные интересы выше личных, готовы работать много и зачастую бесплатно, тратить свое свободное время… А молодежь – нет.

Нам стоило бы у них этому поучиться.

А сколько амбиций у молодых учителей! Они так самоуверенны! Редкий из них обратится к опытному коллеге за советом, даже если толком не знает, как и что делается. Но, наверное, это свойственно молодости.

Только потом нередко приходится “расхлебывать” кашу, которую они заварили. То двоек за плохое поведение всему классу наставят, то с урока хулиганящих учеников выгонят… А ведь это нарушение закона. Родители тут как тут – жалуются.

Приходится объяснять, что учитель-де молодой, еще неопытный, надо понять и простить.

Но ничего. Проходит время, и молодой педагог, уже освоившись, становится другим. Школа его засасывает. Спесь проходит, амбиции утихают. И он уже не считается со своим временем и должностными обязанностями, он уже не разделяет школу и дом. Не совершает прежних ошибок, находит общий язык с учениками и их родителями. Но только тот педагог, который по-настоящему хотел быть учителем.

А ведь в школу попадают и другие . Среди молодых учителей немало людей случайных. Я их называю “занесенные ветром”.

Например, те, кто взял когда-то после окончания школы целевое направление от отдела образования, отучился в вузе бесплатно, а потом пришел в школу 5 лет отрабатывать. Но желания-то у них нет.

Вот и ходит такой “специалист” себя и детей мучить. Дожидается только одного – когда срок вынужденного “заключения” закончится.

Есть среди молодых педагогов и карьеристы. Придя в школу, они сразу же понимают, кто есть кто.

С директором и завучами они любезны, готовы выполнить любые их просьбы и поручения, не прочь взять часть их рутинной работы на себя (отчеты заполнить, документы распечатать, списки собрать…), готовы кофеек для них заварить, за тортиком сбегать.

Администрация очень любит такую молодежь и всячески ее продвигает, даже если особо не за что. Не успеет такой молодой специалист года проработать, а его уж грамотами одаривают, премии ему выписывают, дифирамбы ему поют.

Ни от случайных, ни от карьеристов толку нет. Они или помаячат в школе какое-то время и сбегают, или остаются, но как профессионалы не растут.

К сожалению, по-настоящему увлеченных молодых людей сейчас в школы приходит мало. Это весьма печально. Все-таки хочется, чтобы старых учителей сменила новая гвардия молодых талантливых педагогов.

Другие статьи о школе, образовании и воспитании читайте на канале “REALITY ШКОЛА”.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/realityschool/nynche-molodye-uchitelia-ne-takie-kakimi-byli-my-5f637c6961cbe322d9f4a534

Профессиональное становление молодого педагога в условиях современных требований к качеству образования

Молодые педагоги в системе образования

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

К КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ

Современный учитель, все в твоей власти.

Какой завтра будет родная страна,

Процветающей или угасшей,

Поверь, все зависит лишь от тебя.

Со школьной скамьи уйдут миллионы,

Станут взрослыми вчерашние дети,

Им создавать новой жизни законы,

А за качество знаний учитель в ответе.

Часто мне задают вопрос: «Что для меня профессия учителя? На мой взгляд, учитель – это профессия, предполагающая определенный образ жизни. Учитель – это человек, к которому можно обратиться за советом и поддержкой в любое время и с любым вопросом. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд.

Каким же должен быть современный учитель и какова его роль в повышении качества образования? Данный вопрос мы обсуждали на заседании республиканской Школы молодого педагога.

В нашем представлении учитель будущего – это точно не машина, не компьютер, не биоробот, учитель будущего – Человек. Никакая машина не может дать детям того, что дает им учитель, – душевное тепло, сопереживание, ласковое слово, внимательный, добрый взгляд. Жизнь меняется, и человек тоже. Но он всегда будет испытывать потребность в другом человеке. Только человек может воспитать человека.

Сегодня, как и во все века, учитель – это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования, учить учиться.

Он должен вдохновлять своих учеников на создание нового, оригинального, на создание того, что необходимо обществу на данном этапе его развития, каждый учитель должен вести за собой детей, ежедневно показывая им пример во всем, а для этого учитель должен быть профессионалом, которому постоянно необходимо постигать новые вершины знаний совместно со своими учениками. Народная мудрость гласит: «Чего нет в творце, не может быть в творении», а дети – это творение своего учителя. Работа учителя подобна труду ювелира. Такая же тонкая и творческая. Однако есть существенная разница: в случае ошибки ювелир испортит лишь кусочек золота, а в руках педагога – душа ребенка, его судьба и жизнь, поэтому педагог не имеет права на ошибку. Цель учителя – дети и мир, который он улучшает вместе с ними.

В детстве всё оставляет след. в своё время обращал внимание взрослых на такой факт: если на веточке молодого дерева посидит птичка, ветка уже меняет направление роста; так и ребёнок: очень немного нужно, чтобы он изменил направление своего интеллектуального и духовно-нравственного развития.

Каждый маленький изъян в поведении ребёнка, вырастая вместе с человеком, превращается в серьёзную беду для общества. А зерно светлого и благородного со временем даёт добрые всходы.

Вот почему важно так организовать школьную жизнь ребёнка, чтобы она была постоянным упражнением в становлении его как личности.

В настоящее время в концепции социально-экономического развития России на период до 2020 года предложен курс на инновационную модернизацию, на фундаментальные перемены в укладе общественной жизни нашего народа, основанные на новейших технологиях. В связи с этим проводятся соответствующие общесистемные изменения в образовании.

Эти изменения направлены на формирование высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России с активной жизненной позицией, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Для реализации поставленной задачи важно решить проблему повышения качества образования, соответственно возрастают требования к учителю, профессионально мобильному, деятельному, неравнодушному, творческому, способному создавать и вести за собой детей.

Особое значение приобретает развитие системы непрерывного образования, то есть образования на протяжении всей жизни, основными принципами которого являются гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве.

Такой подход призван обеспечить личности успешную самореализацию в профессии, содействовать выполнению его социальной роли в обществе. Следовательно, актуализируется проблема профессионального становления начинающих учителей.

Рассматривая процесс профессионального становления личности педагога, к числу важнейших факторов, влияющих на него, можно отнести мотивацию к педагогической деятельности, к профессиональному самовоспитанию и самообразованию, профессиональную направленность, подлинную интеллигентность, готовность к созданию новых технологий.

Начав педагогическую деятельность, я задала себе вопрос: «Что смогу сделать полезного, нужного для своих учеников, чтобы им было интересно учиться, как наладить сотрудничество, как найти подход к сердцам детей, какую общую работу мы сможем сделать, работу, к которой мы обоюдно будем неравнодушны, ведь когда человек вкладывает во что-то часть своей души, результат получается, и, как правило, уникальный».

Так появилась «Технология обучения поэтическому искусству», которая помогла мне раскрыться самой и вовлечь детей в мир творчества, наладить сотрудничество, пробудить интерес у моих воспитанников и добиться желаемых результатов. Технология направлена на совместную деятельность учителя и ученика.

Даже, может быть, несовершенные «поэтические опыты» наших воспитанников должны вызывать положительный эмоциональный отклик, учитель должен помочь, постараться доработать с учеником данное произведение настолько, насколько это будет возможно сделать.

Ведь это даст учащимся уверенность в себе, желание совершенствоваться в развитии поэтических способностей.

На протяжении 4 лет моей работы в школе были созданы произведения в стихотворной форме в разных жанрах, стилях, ученики принимали участие в различных конкурсах муниципального, республиканского, всероссийского уровня, я видела счастливые глаза детей, когда у них все получается, когда я могу им помочь, когда они стремятся сделать лучше, когда сами проявляют инициативу.

Высшим достижением для нас было участие в этом году в республиканском туре Московского международного форума «Одаренные дети», где мы получили Диплом гран-при.

При подготовке были задействованы учителя технологии, русского языка и литературы, музыки, это наглядно показало целесообразность использования межпредметных связей, единой системной работы учителей и учеников, что отвечает требованиям, предъявляемым современной российской системой образования.

Внедряя данный педагогический прием, проанализировав результаты успеваемости по учебной дисциплине «Литература», я пришла к выводу, что качество знаний учащихся повышается.

При создании стихотворных произведений, им приходится изучать классическую литературу для совершенствования стиля, более подробно вникать в основы стихосложения, знать жанры, в которых можно создать стихотворные произведения, их специфику.

Главное – им интересно этим заниматься, а, как известно, один из мощнейших рычагов в обучении – это интерес, увлеченность ребенка. Таким образом, необходимо использовать все возможности для «учения с удовольствием».

Наряду с мотивацией к педагогической деятельности, одним из факторов профессионального становления молодого учителя является позитивная эмоциональная среда, тот микроклимат, в котором он начинает работать, и очень важна материальная поддержка.

Я благодарна, что школа, воспитавшая меня как личность, приняла меня как педагога. Мои учителя очень хотели, чтобы я работала в нашей школе. А на выпускном вечере директор сказал: «Закончишь университет – и сразу к нам».

Я пришла туда, где меня ждали, тепло встретили, окружили поддержкой и заботой, создали комфортные условия для самосовершенствования и развития, помогли поверить в себя и раскрыться.

Молодой учитель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников.

В современном мире есть множество профессией с достойной заработной платой, одной из них становится профессия учителя. Очень важно, что в условиях новой системы оплаты труда, педагог может хорошо зарабатывать, участвуя в конкурсах различного уровня как сам, так и вместе со своими учениками.

Но главное – в школе не задерживаются те, кто не любит детей, нужно творчески мыслить, искать, выявлять скрытые таланты, необходимо вкладывать душу в то, что ты делаешь, народная мудрость гласит: «Делай, что любишь, и люби, что делаешь», «Хочешь жить в идеальном мире, создай его вокруг себя».

Очень важно не останавливаться на достигнутом, стремиться искать новое, не забывая старое, стремиться совместить традиции и современные запросы общества, стремиться достичь максимум успеха в своей профессиональной деятельности, так как «успех не приходит к тебе… ты идешь к успеху».

Иногда что-то не получается, но я часто говорю детям: «Слабый человек скажет: «Несудьба». Сильный: «Я попробую еще раз». Успешный: «Я буду пробовать до тех пор, пока не достигну поставленной цели».

В одной из конкурсных работ мы с моей ученицей писали монолог «Обращение к молодому поколению» с призывом к достижению поставленных целей, к работе над собой, который начинался словами:

Пред каждым из нас встает вопрос:

Какой след в истории ты оставишь?

Зачем родился на этот свет и рос,

Если ответ на него ты не знаешь?

Каждый из нас постоянно мечтает,

На общий ход истории повлиять,

Кто-то сможет, а кто-то не знает,

Что надо действовать, а не мечтать.

Я как молодой педагог часто задумывалась над тем, какой должна быть «Наша новая школа», ведь в ней учиться нашим детям, именно она даст им правильное воспитание.

писал: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Мы должны создать образцовую школу, чтобы нам не было стыдно перед нашей Родиной.

Участвуя во Всероссийском конкурсе молодых специалистом «Педагогический дебют», я попыталась создать формулу школы будущего, отразив в каждом элементе определенную мини-идею.

Подобно тому, что человек – это живой организм, в котором взаимодействуют гены, образующие единую систему и контролирующие развитие определенных признаков или свойств, школа по своей сути является его своеобразным аналогом.

В моем представлении «ГЕНОТИП» – это название школы будущего, в котором зашифровано послание о том, с помощью каких идеалов достичь той идеи, которая сформулирована в национальной общеобразовательной инициативе «Наша новая школа».

Расшифрую: «Г» – гуманизм, «Е» – единство, «Н» – нравственность, «О» – обеспеченность, «Т» – творчество, «И» – интеллект, «П» – патриотизм. На мой взгляд, девиз «Нашей новой школы» должен звучать так: «За новое, не забывая старое».

Мы не можем представить точно, как будет выглядеть «Наша новая школа», но она обязательно будет, так постараемся строить ее достойной, так как сфера образования способствует формированию индивидуально и социально значимых качеств человека.

Очень важно понять, что стратегический исход борьбы за свободное и цивилизованное российское общество должен решаться в школе, в сфере образования, в сфере культуры. Именно здесь закладываются основы сознания новых поколений Россиян.

Борьба за российское будущее – это борьба за сердца молодёжи. Мы должны быть уверены в том, что смело сможем доверить им самое дорогое – нашу Родину, чтобы принятую от нас эстафету великой ответственности за нее они несли с честью.

Государство, родители будут благодарны тем людям, которые отдавали свои знания, душу ради этого.

Таким образом, современный ритм жизни требует от учителя постоянного самосовершенствования, непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе и полной самоотдачи. Ничего не нужно бояться:

Если сильно постараться ради дела,

То можно добиться немало побед,

Но главное, что я сегодня хотела, –

Оставить в истории свой маленький след…

Источник: https://pandia.ru/text/80/044/42150.php

Актуальные проблемы молодого учителя

Молодые педагоги в системе образования

автор: Веретенникова Юлия Олеговна

Учитель истории МБНОУ «Гимназия №44», Новокузнецк

Актуальные проблемы молодого учителя

Актуальные проблемы молодого учителя

В настоящее время одним из самых актуальных и волнующих всех без исключения вопросов стал вопрос: «Кто завтра будет учить наших детей?». На него пытаются найти ответ многие: от Правительства РФ заканчивая СМИ и простыми рядовыми гражданами.

Большинство учителей имеют солидный педагогический стаж, а молодой смены, которой они могли бы передать богатый опыт, нет. Система образование сегодня находится на поворотном этапе и ожидает координального реформирования. В «новой школе» предстоит работать тем, кто придет в образовательные учреждения сегодня.

Но легко ли быть молодым учителем?

Современной школе нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы.

Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.

Основной возрастной группой молодых педагогов являются учителя в возрасте от 18 до 28 лет 

В целом ситуация выглядит весьма оптимистичной. При этом педагоги в возрасте от 31 до 35 лет составили всего 7,5 %. Всё это свидетельствует о том, что учителя, проработав определённое количество лет, имея педагогический опыт, по разным причинам уходят из сферы образования.

В России за последние пять лет доля молодых педагогов со стажем до 2 лет немного увеличилась, а со стажем от двух до пяти лет – сократилась.

Поэтому адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении -процесс сложный и многогранный. Каждый учитель, приходя работать, в первую очередь должен озадачить себя вопросом, как менее болезненно и легко влиться в ряды коллектива, найти подход к своим ученикам и их родителям.

Молодой педагог, вставший около учительской доски, ответственен за все.

Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность.

Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Как же преодолеть противоречия и справиться с возникающими трудностями? Прежде всего, начинающему специалисту нужно быть готовым к разумному изменению своих личных интересов и мотивов в соответствии со статусом педагога, к работе над собой, к развитию в себе профессионально важных качеств. 

Проблема №1:

Молодому учителю могут навязывать мнение об учениках. Еще не видя детей, он получает «установку» на того или иного ребенка, у него начинает складываться некий образ, он может воспринимать ученика предвзято. 

Что делать в такой ситуации? Постараться составить собственное мнение об ученике, не опираться на чужие, возможно искаженные мнения. Особенность установки заключается в том, что молодой педагог, желая ее подтвердить, воспринимает действия ребенка в пользу этой установки. 

Проблема № 2:

Психологический климат – состояние группового сознания и поведения, выражающееся в отношениях учащихся друг с другом и педагогом. У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут на уроке должна создаться обстановка доброжелательности.

Как расположить коллектив к себе? Необходимо выполнить следующие действия: 

  1. Выбрать правильную позу. Типичная ошибка если преподаватель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Дети сразу сковываются, бояться отвечать.           
  2. Информацию необходимо подавать с позиции «МЫ». Не нужно употреблять в своей речи слишком много сложных терминов. Дети не только не поймут вас, но и будут относиться недоброжелательно. Ни в коем случае нельзя употреблять такую фразу как «На пять здесь знаю только я».
  3. Установить личный контакт. Надо обращаться к ученику по имени, а не по фамилии, это делает короче психологическое расстояние. Еще один важный момент, надо иметь зрительный контакт, смотреть детям в глаза
  4. Проявлять интерес к своей работе, предмету и к ученикам.   

Проблема № 3:

Недостаток мотивации к уроку одна из «вечных» проблем, являющаяся одной из основных причин низкой эффективности преподавания.

Как сформировать мотивацию в классе? Наука дает много ответов, но наш небольшой опыт говорит: сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения, учитель должен быть воодушевлен сам, ему должен быть урок интересен.

Учитель сам должен хотеть узнавать новое, учиться, в том числе участвовать в конкурсах, выступать на конференциях, заниматься саморазвитием.

Проблема № 4:

Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать вести урок. Как добиться хорошей дисциплины? Тщательно готовиться к уроку, не допускать ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета. Урок должен быть интересным, а без подготовки добиться этого невозможно.

Проблема №5:

Основная и главная задача педагога — сделать семью своим союзником. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.

Случается, что между учителями и родителями школьников складываются непростые, а порой даже конфликтные взаимоотношения. Казалось бы, этим сторонам делить нечего: и та и другая действуют в интересах и во благо ребенка.

Но они все равно конфликтуют, причем довольно часто. Любой учитель знает, что самые неприятные, изматывающие и безвыходные конфликты бывают с родителями.

Возможно, потому, что о проблеме члены семьи узнают только со слов ребенка, а выяснить все детали либо не хотят, либо не могут.

Учителю необходимо всегда помнить «золотое правило»: относитесь к людям так, как бы Вы хотели, чтобы относились к Вам.

  1. На собрании поднимайте вопросы общего характера, важные для всех. Все проблемы, связанные с отдельным ребенком, лучше обсудить в индивидуальной беседе с родителем. 
  1. Не стоит избегать конфликтов. Надо своевременно решать назревшие противоречия.
  1. Желательно после уроков наедине побеседовать с ребенком. В такой беседе очень важно избегать оценки его личности. Говорите о вашем отношении к ситуации, а не к личности ребенка.
  1. Очень важно показать ребенку, что вы его замечаете. Обратитесь к нему по имени, ласково, без замечаний. Ваше внимание снизит у него чувство тревоги.

          Это далеко не все трудности молодого педагога, и решение проблем в работе дается не просто, но желание достигать результатов, стремление учиться, совершенствоваться приведут к успеху. Свои удачи и провалы молодой учитель должен анализировать, опираясь на научные представления о профессиональной культуре, личности педагога

Актуальные проблемы молодого учителя

Источник: https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D1%8E-%D0%BE-%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.