Монетизация год

Содержание

Какие льготы можно заменить денежной компенсацией?

Монетизация год

Государственная помощь, предоставляемая определенным категориям граждан, делится на несколько видов. По разным причинам некоторые льготники пользуются только частью привилегий, а некоторые не оформляют дополнительные преференции вообще. Исходя из этой ситуации, правительством было принято решение дать возможность людям заменить их на денежную компенсацию.

Что такое монетизация льгот

Официальная льготная политика Российского правительства дает право гражданам, получающим федеральные или региональные льготы, заменить их на денежное пособие. Система предоставления социальной помощи гражданам за долгие годы своего существования требовала изменений, и для реализации этих решений у руководства страны были такие причины:

  • оформление помощи ложным льготникам;
  • отсутствие адекватного финансирования;
  • хищение средств из бюджета и ненадлежащий контроль за ними;
  • неравноправие в пользовании натуральными привилегиями.

Не все население страны одобрило такие перемены.

Негатив вызвали такие моменты, как небольшой размер компенсаций: объем бюджета, который предназначается для социальной помощи, распределяется равномерно между всеми получателями, и для некоторых эта сумма получается мизерной. Кроме того, отдельные категории потеряли возможность многократного использования некоторых видов послаблений – выделяемый объем пособия не покрывает их.

Тем не менее, монетизация льгот имеет и положительные стороны, причем как для государства, так и для населения. Среди них выделяют следующие моменты:

  • уменьшение коррупции;
  • обеспечение равноправного использования всеми льготниками;
  • при небольших пенсиях у граждан появляется возможность ожидать дополнительных финансовых поступлений;
  • уменьшение расходов из бюджета (особенно местного);
  • снижение уровня бедности в селах;
  • улучшение развития бизнеса (вместо борьбы за госдотации).

ВНИМАНИЕ! Чтобы монетизировать помощь, человек подает заявление на отказ от нее. Льготники самостоятельно и добровольно решают, какой вид пособия заменить на финансовую поддержку.

Правовые основы монетизации льгот

Процедуру предоставления помощи в виде денежного эквивалента регулирует ФЗ № 122 от 22.08.2004. Законом № 178-ФЗ предусмотрен список услуг, от которых человек может отказаться.

Региональные власти самостоятельно принимают решение по поводу наличия и порядка предоставления социальных льгот на местах, но и на федеральном уровне доступны способы замены дополнительных пособий. В первую очередь это единовременные денежные выплаты.

Кто вправе монетизировать льготы

Заменить помощь на денежные средства могут далеко не все категории граждан. Право на монетизацию, в соответствии с ФЗ №178, предоставляется:

  • многодетным семьям;
  • матерям-одиночкам;
  • жителям блокадного Ленинграда;
  • людям с ограниченными возможностями (с любой группой инвалидности);
  • ветеранам ВОВ и участникам боевых действий;
  • работающим на военных объектах в период войны;
  • врачам и учителям из сельской местности;
  • детям-инвалидам;
  • людям пенсионного возраста.

Каждая категория получает свои финансовые выплаты. На местном уровне монетизируют не все льготы, чаще всего это касается возмещения проезда в общественном транспорте.

В настоящее время проводится работа по созданию Единой государственной информационной системы социального обеспечения, в которой будет вестись персонализированный учет всех льготников с указанием суммы и вида помощи, которой воспользовался человек.

Перечень льгот, которые можно заменить денежной компенсацией

Возможность монетизации касается не всех видов льгот. Замена на денежные выплаты доступна в отношении:

  • лекарственного обеспечения;
  • компенсации проезда в транспорте;
  • оздоровления на базах отдыха санаторного и курортного типа.

Эта денежная замена разрешена гражданам на федеральном уровне. Однако в регионах имеют полное право принять решение о дополнительных замещениях пособий (льготы по налогу на землю, путевки в детский лагерь и т.д.).

Пенсионный возраст не является причиной для получения федеральных привилегий. Чтобы воспользоваться набором социальных услуг, нужны дополнительные условия, дающие на это право: инвалидность, участие в боевых действиях и т.д.

ВАЖНО! Запрещенные к денежной замене на федеральном уровне льготы не могут быть монетизированы в соответствии с региональными программами. В то же время любые привилегии местного масштаба дозволено менять без ограничений.

Некоторые категории пенсионеров получают право замены оплаты коммунальных услуг на денежные выплаты. Процедура выглядит так:

  • человек оплачивает в полном объеме полученные услуги ЖКХ;
  • государство делает возврат 50% на карту банка.

Если у пенсионера нет никаких дополнительных оснований для льгот, то он вправе воспользоваться компенсацией на капитальный ремонт. Если его возраст превысил 70 лет, то возвращается половина стоимости, а после 80 лет – 100%.

Как оформить компенсацию вместо льгот

Чтобы оформить отказ от льгот для замены на финансовые выплаты, гражданину придется обратиться в Пенсионный фонд по месту жительства. Человек вправе отказаться от пользования всеми льготными услугами или только их частью. Для этого предоставляются такие бумаги:

  • заявление;
  • пенсионное свидетельство и паспорт гражданина РФ (оригинал и копия);
  • свидетельство, подтверждающее право на набор соцуслуг;
  • справку из ПФР об имеющихся льготах.

Могут понадобиться и другие документы: это зависит от вида льгот и категории, под которую попадает обратившийся гражданин. Сотрудники в региональных представительствах проконсультируют заявителя при обращении по поводу этих подробностей.

В заявлении необходимо конкретно указать, от какого вида помощи будет оформляться отказ. Подать его нужно до 1 октября текущего года, в противном случае обращение рассматриваться не будет.

ВНИМАНИЕ! Если возникает желание или необходимость вернуть помощь обратно, нужно снова обратиться с просьбой в управление ПФ.

Оформление бумаг на замену проводится каждый год. Направить их можно, помимо личного визита в ПФ, и при помощи многофункционального центра. Граждане, которые желают воспользоваться помощью своих представителей, оформляют на них доверенность, обязательно заверяя у нотариуса.

Источник: https://govcare.ru/lgoty/monetizatsiya

«Застрелите нас»: как монетизировали льготы

Монетизация год

Пятнадцать лет назад, 22 августа 2004 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон 122-ФЗ с длинным названием на четыре полноценные строки. В народе реформу окрестили более прозаично и точно — монетизация льгот.

Льготная система была введена в эпоху тотального дефицита времен СССР. Она предполагала оказание привилегий незащищенной части населения. Причем если до 1980-го года программа распространялась лишь на пенсионеров и инвалидов, но в 90-е годы в категорию льготников попало больше половины населения страны.

В условиях гиперинфляции и хронической нехватки денег в кошельках россиян, льготная система позволяла снизить волну социального недовольства и хотя бы частично погасить протестные настроения, отмечают эксперты.

Льготы выступали своеобразным элементом сдерживания и помогали новому правительству в «лихие 90-е» удержаться на плаву. Затем наступили сытые 2000-е, россияне постепенно начали выбираться из тотальной бедности, и вероятность вспышек мятежей на социальной почве снизилась.

При этом власти в целом руководствовались желанием упростить запутанную систему социальных привилегий. Льготы требовали серьезных дотаций, а у тогда еще неокрепшей российской экономики их не было.

«В итоге решили реформировать систему, заменив некоторые права соизмеримыми денежными выплатами, но граждане отнеслись к реформе негативно, особенно горожане. Только вчера они проходили в метро, гордо показав удостоверение, например, ветерана труда, а сегодня уже через турникет пропускают только по билетам. Россияне чувствовали себя обманутыми, как и ходе состоявшейся в 90-е приватизации», — объясняет в беседе с «Газетой.Ru» член Комитета гражданских инициатив Евгений Гонтмахер.

«Чтобы их застрелили всех!»

Вопреки надеждам властей, россияне восприняли новость об отмене льгот очень негативно. Так, протесты против монетизации начались почти за месяц до подписания закона.

Например, 29 июля 2004 года в Москве прошел митинг ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, а уже 2 августа акции протеста состоялись практически во всех крупных городах страны.

К протестам даже присоединилась Национал-большевистская партия (организация запрещена в России)Эдуарда Лимонова, который вмести с единомышленниками провел акцию по захвату приемной Министерства здравоохранения.

Волна протестов охватила и Московскую область, где на несанкционированный митинг пришли около двух тысяч пенсионеров.

Они требовали вернуть льготы на проезд и бесплатные лекарства, подкрепляя свою позицию плакатами с лозунгами и «Долой такую власть!» и «Застрелите нас!»

«Люди были попросту обижены. Они получали льготы за свои заслуги. А им вместо благодарности всучили какие-то деньги. Граждане восприняли это как унижение. Особенно негодовали жители Химок, которые раньше ездили бесплатно в автобусе до Москвы каждый день, а теперь должны были стоять в очереди и покупать билет», — вспоминает Евгений Гонтмахер, добавляя, что часть россиян боялись повторения негативного опыта приватизации.

Между тем протестные акции продолжились и в январе 2005 года, когда закон фактически вступил в силу.

Масштабные акции протеста вновь прокатились по всей стране и в этот раз сопровождались перекрытием крупных автотрасс.

Любопытно, что лицом таких акций стали пенсионеры, в то время как их негласно поддерживали военные. Опросы показывали, что до 80% военнослужащих были недовольны монетизацией. В феврале 2005 года протестующие сформировали Всеармейское офицерское собрание, которое провело заседание, превратившееся в митинг. К акции даже подключились казаки, сформировав офицерско-казачье ополчение.
В результате правительство попыталось смягчить ситуацию: президент Владимир Путин предложил индексировать пенсии не с 1 апреля, а с 1 марта, а также повысить их сразу на 200 рублей.

Также российский лидер поручил повысить денежное довольствие военнослужащим. Власти ряда регионов самостоятельно увеличили размеры денежных компенсаций, а мэр Москвы Юрий Лужков и вовсе решил сохранить льготы, профинансировав их из городского бюджета.

Сохранить бюджет

Между тем власти преследовали благие цели при переходе на денежные компенсации. По крайнем мере, идейный адепт реформы и тогда еще министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов заявлял, что больше всего от изменений выиграют простые горожане.

По мнению чиновника, выгода от денежных компенсаций с лихвой должна была перекрыть якобы «несерьезные права льготников».Изначально Минфин, советники которого также участвовали в создании реформы, предлагали монетизировать более десяти льгот, в том числе и по услугам ЖКХ.

Но в итоге решили отменить всего три: право на бесплатное санаторно-курортное лечение, проезд в городском транспорте и пригородных электричках и обеспечение медикаментами.«Те, кому нужны лекарства, получат не только деньги», — неоднократно обещал Зурабов во время первого этапа реформы.

При этом всем критикующим изменения министр отвечал, что у них «в голове мусор, причем пластиковые бутылки перемешаны с банками».

С помощью монетизации льгот власти пытались снизить нагрузку на федеральный бюджет, признают опрошенные «Газетой.Ru» аналитики.

По словам профессора, директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, реформа была «экстремально необходима» для российской экономики.«Льготами пользовались буквально все горожане и в меньшей степени сельское население.

На это тратились колоссальные средства», — отмечает профессор.

До 2004 года только на федеральном уровне в России насчитывалось около 120 видов льгот, а их получателями выступали свыше 220 категорий граждан. Всего различными льготами пользовались более 103 млн человек.

Необходимо отметить, что большинство из них действительно являлись ветеранами труда и инвалидами войны.

По замыслу чиновников, герои Великой отечественной войны в качестве компенсации натуральных льгот должны получать ежемесячно 3,5 тыс. рублей, ветераны войны – по 1,5 тыс. рублей, инвалиды войны – по 2 тыс. рублей, а блокадники – по 1,1 тыс. рублей.

Кроме того, по 1,7 тыс. рублей ежемесячно предусматривалось для ликвидаторов чернобыльской аварии, и от 800 до 1,4 тыс. рублей для инвалидов различных групп. На замену льгот деньгами только федеральным льготникам в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд рублей.

«Но эти деньги не восполняли затрат горожан на тот же проезд в общественном транспорте, поэтому переход на компенсации был столь болезненным как для правительства, так и для населения. Конечно, от реформы выиграли жители сел, которые об этих льготах и не особо знали, но в большинстве случаев власти, по сути залезли в карман к ветеранам труда инвалидам и участникам ВОВ», — указывает Наталья Зубаревич.

Источник: https://finance.rambler.ru/economics/42701084-zastrelite-nas-kak-prohodila-monetizatsiya-lgot/

Монетизация льгот: оправдала ли себя реформа для пенсионеров в 2019 году и закон о монетизации инвалидам или участникам боевых действий

Монетизация год

На законодательном уровне предусмотрена социальная помощь в адрес ветеранов труда, направленная на повышения качества жизни людей. Перечень мероприятий приведен в нормативно-правовых актах, но различается в зависимости от области проживания.

Кроме того, предусмотрена возможность проведения монетизации льгот для ветеранов труда. В соответствии с законом о монетизации льгот ветеранам труда от 2016 года, такое право получила только категория граждан федерального значения.

Процедура монетизации льгот

 Денежные средства допускается переводить для получения следующих услуг:

  • нахождение на лечении в санаторно-курортных условиях;
  • необходимость приобретения лекарственных препаратов;
  • использование общественного транспорта.

На региональном уровне в оформлении процедуры играет ряд факторов:

  • человек, из какой категории направляет заявку;
  • количество заявлений;
  • планируемый размер выделения средств из местного бюджета.

Тем не менее, компенсации предоставляют по стандартному алгоритму, и недоимок по этим статьям выявлено не было.

Денежные выплаты позволяют гражданам в самостоятельном порядке приобретать медикаменты в аптечных пунктах и получать государственные дотации. Примечательно, при оформлении надбавки к пособию, пенсионер вправе написать отказ от предоставления льгот и получать компенсацию в твердой валюте.

Термин «монетизация»

Процедура монетизации для ветеранов труда допускается при наличии ряда ситуаций, при которых человек не может на 100% пользоваться социальными услугами.

Однако отменить право на получение компенсаций невозможно по причине нарушения Федерального закона. Поэтому гражданину предоставляется возможность обналичить дотацию.

При этом уровень полученных средств будет эквивалентен государственной помощи.

Как ветерану труда произвести обмен льгот

Ежемесячные надбавки к пенсии заслуженным труженикам входят в перечень федеральных льгот. В каждой области объем, и формат дотаций отличается. Ответственность за порядок и установление дополнительной поддержки возложена на административную власть в регионе.

К сведению: региональные органы обладают правом провести замену выплат ветеранам на предоставление иной помощи в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Такие меры являются законными и не ведут к нарушению прав льготного населения.

Процесс оформления получения государственной дотации является идентичным для всех субъектов Российской Федерации.

Процедура, как оформить монетизацию льгот для ветерана труда, заключается в следующих этапах:
  1. Посещение территориального подразделения ПФ России лично или с помощью зарегистрированного личного кабинета на официальном сайте ведомства;
  2. Предъявить документ, удостоверяющий личность и удостоверение ветерана;
  3. Пенсионный фонд занимается рассмотрением заявки в течение месяца, по истечении которого выносит решение — отказ или одобрение.

Примечательно, что если гражданин имеет звание «Ветеран труда» с подтверждающим документом, то ПФ России не может отказать в предоставлении дополнительного пособия.

Расшифровка монетизации

Необходимо понимать, что не каждый гражданин в звании может или желает пользоваться социальной помощью, предоставляемой на государственном уровне. Однако при таком подходе право на получение поддержки не аннулируется. Поэтому почетный труженик обладает возможностью совершить монетизацию льгот ветеранам труда в 2019-2020 году, т. е. обменять их на деньги.

Тем не менее, эта процедура затрагивает лишь несколько областей жизни человека, т. е. на законодательном уровне четко регламентировано на какие нужды можно обменять компенсацию. Так, в список бесплатных льгот, а также наличие скидок, действует в отношении следующих пунктов:

  • проезд на городском транспорте;
  • приобретение медикаментов;
  • лечение в муниципальных здравницах и поликлиниках;
  • возможность протезирования в сфере стоматологии;
  • оплата услуг за коммунальное хозяйство;
  • оплата за использование общей жилой площади;
  • оформление путевки на лечение в санаторно-курортных условиях.

Соответственно, размер монетизации льгот для ветеранов труда федерального значения будет различаться в зависимости от региона прописки. К примеру, в одной области на бесплатное пользование общественным транспортом выделяется до одной тысячи рублей ежемесячно, а где-то аналогичная услуга оплачивается выше или ниже.

К сведению: объем монетизации определяется на региональном уровне в соответствии с действующими законами.

Метод монетизации

Монетизация льгот для федеральных ветеранов труда включает следующие услуги:

  1. Бесплатный проезд на муниципальном транспорте между городами и другими населенными пунктами РФ;
  2. Получение скидки 50% на оплату услуг за коммунальное хозяйство;
  3. Работающим пенсионерам предоставляется возможность выбора места отдыха, но в рамках одного оплачиваемого отпуска, длительностью не больше одного календарного месяца;
  4. Бесплатное использование стоматологических услуг в муниципальных учреждениях, в т. ч. протезирование;
  5. Безвозмездное обследование в государственных больницах.

Кроме этого, почетные труженики могут получить скидки, действующие в определенных регионах, к примеру:

  • ежемесячные выплаты;
  • компенсация приобретенных медикаментов;
  • предоставление компенсации в соответствии с социальной картой на покупку продуктов и хозяйственных товаров (5% от стоимости);
  • покупка билетов на железнодорожных станциях, водном транспорте с компенсацией 50%.

Объем и число льготных видов товаров варьируется в зависимости от регионального бюджета и поступающей прибыли.

К сведению: зачастую почетные труженики считают, что после прохождения монетизации социальной поддержки, происходит утрата пенсионных преференций. Эксперты отмечают, что направление заявления на отказ от компенсации в пользу получения надбавки к пенсии является добровольным решением. Если не подавать документы, то компенсации сохраняются в изначальном виде.

Практика монетизации льгот

Принимая решение провести обмен компенсации на твердую валюту, граждане закономерно проявляют интерес о том, как получить монетизацию льгот для ветерана труда. Однако прежде чем изучать алгоритм действий, следует понимать, кто имеет преференции на назначение субсидии:

  • несовершеннолетние граждане, работающие до 22.06.1941, т. е. до начала Великой Отечественной войны;
  • лица, имеющий определенный трудовой стаж работы — женщины в 35 лет, мужчины в 40;
  • лица, награжденные наградами в СССР, в т. ч. кавалеры ордена.

Примечательно, что во внимание берется общая продолжительность трудовой деятельности. Стандартная пенсионная надбавка сохраняется за человеком в том случае, если уровень пособия не достигает МРОТ, установленного в регионе проживания труженика в звании.

В этом случае происходят выплаты, зафиксированные местными органами самоуправления на начало действующего года. В отдельном порядке происходит доплата проиндексированного обеспечения, если имело место повышение или снижение минимального порога.

Дополнительно следует рассмотреть включенные налоговые послабления, если гражданин подает заявление на монетизацию льгот ветерану труда. В полной мере человек не будет освобожден от уплаты налога на недвижимость, однако аннулируется необходимость уплачивать ставку для физических лиц. В первую очередь это относится:

  • к пособиям и социальным надбавкам;
  • материальную поддержку;
  • выделение средств на санаторно-курортное лечение.

При документальном подтверждении собственности на недвижимое имущество, инициируется возможность получить вычет по расходам, оплату процентов по ипотеке или кредиту. Отчисления проводятся в рамках трех налоговых периодов в действующем времени.

Невзирая на высокую стоимость медикаментов, санаторного лечения и билетов на проезд, пенсионер труда получает компенсацию в случае обмена от 700 до 1000 руб., в зависимости от региона нахождения.

В отношении почетных тружеников на государственном уровне до сих пор не принято конкретных мер. Поэтому неясно, как будет происходить перечисление пенсии — наравне с другими пожилыми гражданами или будут действовать преференции. При этом не прогнозируется повышение выплат, но положительные тенденции просматриваются.

Из последних новостей, эксперты отмечают следующее:

  1. В текущем году проведена индексация государственного обеспечения в соответствии с инфляционным изменением. Размер составил 3,7%;
  2. Повышен МРОТ, благодаря которому произведен расчет льгот. Таким образом, пенсионные выплаты будут увеличены до прожиточного минимума.

В связи с тем, что законодатели не занимаются формированием и перечислением обязательных дотаций и компенсаций в адрес тружеников в звании, эта тема находится в подчинении у региональных властей. Местные исполнительные органы по мере пополнения бюджета стремятся в обеспечении населения дополнительными субсидиями.

Источник:

Монетизация льгот ветеранам труда в 2019 году: способы оформления и сроки получения

Государственные органы проявляют заботу о незащищенных слоях населения, к которым относятся инвалиды, ветераны, малообеспеченные семьи, пенсионеры и т. д.

Это проявляется в предоставлении права на различные услуги и преференции.

В некоторых случаях граждане могут воспользоваться возможностью получить деньги вместо конкретной льготы.

Монетизация льгот ветеранам труда в 2019 году предусматривает денежную компенсацию определенных привилегий.

Выплачиваемая сумма денег может отличаться в зависимости от места проживания человека.

Иногда следует подумать – пройти процедуру монетизации льгот, либо оформления льгот ветерана труда в натуральном виде.

Особенности процедуры монетезации

Монетизация льгот ветеранам труда представляет собой процесс, когда предоставляемые социальные меры поддержки прекращаются, после чего их заменяют денежными компенсациями. Такая возможность обладает положительными и отрицательными качествами.

Среди плюсов процедуры, следующие:

  • снижение бюджетных затрат;
  • снижение риска возникновения коррупционных схем;
  • развитие задействованных отраслей бизнеса;
  • обеспечение равноправия среди населения.

Большая часть предусмотренных правительством льгот финансируются местным бюджетом.

Чтобы обеспечить граждан преференциями на должном уровне, приходится подвергать бюджетные запасы значительной нагрузке.

Замена услуг денежными выплатами дает возможность немного разгрузить затраты.

Когда льготники отказываются от натуральных преференций, это помогает предотвратить образование коррупционных процессов.

Реализация льгот, в особенности связанных с медицинским обслуживанием или транспортными услугами, часто сопровождается нечестными данными, которые могут предоставлять владельцы транспортных компаний или медицинских фирм.

Эти же сферы часто терпят убытки из-за обслуживания значительной части льготного населения. На железнодорожный транспорт приходится около 80% особенных категорий граждан. Монетизация транспортных услуг повышает конкурентную способность предприятий и поощряет к развитию.

Многие граждане не могут воспользоваться всеми предоставляемыми привилегиями по причине отдаленного места проживания.

К примеру, ветераны труда, проживающие в деревнях, не имеют никакой возможности использовать свое право на бесплатный проезд в общественном транспорте. Денежная компенсация обеспечивает их равноправие в этом вопросе.

Негативные моменты

Бывает и так, что монетизация льгот ветерану труда в РФ провоцирует недовольство среди людей, на фоне которого возникают протесты.

В основном, негативную реакцию вызывает тот факт, что отдельным группам лиц натуральные льготы более важны, нежели их денежная замена.

Минусы монетизации:

  1. большое количество граждан теряет необходимые преференции;
  2. выплаты в недостаточном объеме;
  3. риск возникновения политического кризиса.

Ветераны труда относятся к незащищенной категории населения, для них деньги никогда не бывают лишними. При этом бывает так, что в некоторых ситуациях отказываться от определенных привилегий в пользу денег может быть невыгодно.

Монетизация реализовывается путем разбивки бюджетных запасов, предусмотренных ранее для обеспечения общего количества преференций. Фактические выплаты могут оказаться недостаточными, что не удовлетворяет запросы людей. В любой стране тема льготного обеспечения населения сопровождается различными изменениями и политической нестабильностью.

  1. Наибольшую известность получил процесс выплат денежных компенсаций преференций, вступивший в силу в 2005 году.
  2. Основанием для этого послужил закон о монетизации льгот ветеранам труда, принятый в 2004 году.
  3. Предполагалось большое количество изменений в вопросах льготного обеспечения населения.
  4. Самыми масштабными оказались изменения, касающиеся денежных компенсаций бесплатного пользования общественным транспортом, которые должны были охватить большое количество граждан России, обеспечение лечением и бесплатными лекарственными средствами.

Источник: https://uszn1.ru/lgoty/chto-takoe-monetizatsiya-lgot.html

Монетизация льгот: пенсионерам, ветеранам, инвалидам

Монетизация год

Некоторым категориям граждан предоставляются льготы в различных сферах. Но не всегда граждане могут ими воспользоваться. Поэтому предусмотрена монетизация льгот в 2020-2021 году, предусматривающая их замену на определенную денежную сумму. Льготникам дается возможность выбрать, что они хотят получать, послабление в определенной сфере или выплаты.

Монетизация льгот: что предусматривает

Монетизация льгот пенсионерам и другим категориям впервые была сделана в 2005 году. В советское время послабления предоставлялись различным гражданам.

Но не всегда льготники использовали свое право, особенно проживающие в сельской местности. Программа монетизации затрагивает федеральных льготников.

Среди них следующие категории:

  • инвалиды;
  • ветераны ВОВ;
  • граждане, ликвидировавшие последствия катастрофы в Чернобыле;
  • ветераны боевых действий;
  • военнослужащие;
  • жители блокадного Ленинграда;
  • дети-инвалиды.

В соответствии с Законом № 178-ФЗ от 17.07.1999 гражданам этих категорий полагаются следующие льготы:

  • обеспечение лекарственными средствами;
  • путевки на санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд на пригородном или междугороднем транспорте.

Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий утвержден Постановлением Правительства РФ.

В нормативно-правовых актах установлена максимальная длительность лечения по санаторно-курортной путевке. Она составляет для всех категорий 18 дней, кроме детей-инвалидов, которые могут лечиться в санатории до 21 дня.

При заболеваниях спинного или головного мозга дается путевка до 42 дней.

Ветеранам труда

Монетизация льгот ветеранам труда, предоставляемых регионом, выполняется по желанию гражданина. Он может использовать их в натуральном виде или заменить денежной суммой.

Гражданин может монетизировать все льготы, которые ему положены, или некоторые из них. В 2020 году сумма компенсации составляет 1155,06 руб. ежемесячно.

При этом из них выделяется:

  • 889,66 руб. на оплату лекарств;
  • 137,63 руб. на покупку путевки в санаторий;
  • 127,77 руб. на оплату транспорта.

Нередко стоимость лекарственных средств, необходимых инвалиду, гораздо дороже. Поэтому не все льготники предпочитают заменить свое право на их бесплатное получение на денежные выплаты.

Денежная сумма выплачивается вместе с пенсией, но не включается в ее размер.

Выплата компенсации за услуги ЖКХ

Внесение изменений в Закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 позволило расширить действие закона. В результате льготники могут получить компенсацию за оплату услуг ЖКХ.

Изначально некоторые категории граждан имели право оплачивать только 50% от начисленной суммы.

В настоящее время необходимо полностью платить за ЖКХ, а компенсация начисляется отдельной суммой. Чтобы воспользоваться льготой, не должно быть задолженностей за предоставление коммунальных услуг.

Как оформить заявление на монетизацию льгот

Заявление монетизация льгот подается в ПФР по месту жительства. Гражданин, имеющий право на послабления, должен до 1 октября определиться с тем, что он выбирает, льготы или денежные выплаты.

Заявление пишется на весь следующий год.

Если гражданин своевременно не обратился в ПФР, то автоматически за ним сохраняется право на льготы в натуральном виде. Заявление на возвращение послаблений подается также до 1 октября.

При этом воспользоваться своим правом на льготы можно будет только в следующем календарном году после подачи документов.

Льготники могут отказаться как от всех послаблений, так и отдельных из них. В таком случае право на остальные преференции за ним сохранится.

Для оформления денежной выплаты необходимо обратиться в ПФР до 1 октября текущего года с заявлением.

На монетизацию льгот на 2021 год уже подавать заявление поздно. Теперь пишем заявление на 2022 год.

Заявление на монетизацию льгот. [66.00 KB]

Как подать документы

Документы допускается подавать следующим способом:

  • лично;
  • через представителя;
  • в МФЦ;
  • через Портал госуслуг;
  • в личном кабинете на сайте ПФР.

Если заявление подается не лично, а через представителя, то у последнего должна быть нотариальная доверенность.

Для использования Портала госуслуг пенсионер должен иметь подтвержденную учетную запись.

Заявление заполняется в ПФР. В нем содержатся следующие сведения:

  • данные о заявителе;
  • наименование отделения ПФР;
  • основание получения льгот;
  • просьба заменить одно или все послабления на денежную выплату.

В конце документа ставится личная подпись и дата заполнения. К заявлению необходимо приложить:

  • удостоверения личности;
  • СНИЛС;
  • справка, подтверждающая основание для льготы.

Заявление рассматривается сотрудниками ПФР в течение 10-15 дней, после чего принимается решение. Если оно положительное, то с нового календарного года пенсионер или инвалид будет получать с пенсией дополнительное денежное пособие.

Его размер будет зависеть от того, сколько льгот оставил гражданин или отказался полностью от всех.

Едв ветеранам труда в 2020 году.

Отказ ПФР монетизировать льготы

Сотрудники ПФР могут не принять или вернуть заявление в следующих случаях:

  • использованы подложные документы;
  • предусмотрена неверная или неполная информация;
  • гражданин утратил право на льготы;
  • в заявлении написаны ложные сведения;
  • предоставлен неполный пакет документов и пр.

При возврате заявления гражданин может еще раз обратиться в ПФР после устранения всех недостатков.

В Личном кабинете на сайте госструктуры можно заполнить заявление и приложить все документы в электронном виде. В таком случае понадобится посетить ПФР только для предоставления оригиналов.

Заключение

С 2005 года в России запущена программа, позволяющая льготным категориям заменять послабления на денежные средства. Для этого гражданину необходимо обратиться с заявлением в ПФР до 1 октября.

Сумма, выплачиваемая каждый месяц, ежегодно индексируется. В 2020 году ее размер составляет чуть более 1000 руб.

Граждане могут заменить на выплаты льготы по получению бесплатных лекарств, путевок в санатории и использования общественного транспорта. При этом дается возможность отказаться от всех послаблений или только от одного из них.

Наталья Сергеевна Шереметева – главный редактор портала Права семей. Окончила бакалавриат Государственного Университета Управления г.Москва в 2000 году – специализация “Менеджмент”.

Магистратура ГУУ в 2002г. – специализация “Юриспруденция”.

Источник: https://pravasemei.ru/raznoe/pensionery/monetizatsiya-lgot/

«Застрелите нас»: как проходила монетизация льгот

Монетизация год

Пятнадцать лет назад, 22 августа 2004 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон №122-ФЗ с длинным названием на четыре полноценные строки. В народе реформу окрестили более прозаично и точно — монетизация льгот.

Льготная система была введена в эпоху тотального дефицита времен СССР. Она предполагала оказание привилегий незащищенной части населения. Причем если до 1980-го года программа распространялась лишь на пенсионеров и инвалидов, но в 90-е годы в категорию льготников попало больше половины населения страны.

В условиях гиперинфляции и хронической нехватки денег в кошельках россиян, льготная система позволяла снизить волну социального недовольства и хотя бы частично погасить протестные настроения, отмечают эксперты.

Льготы выступали своеобразным элементом сдерживания и помогали новому правительству в «лихие 90-е» удержаться на плаву. Затем наступили сытые 2000-е, россияне постепенно начали выбираться из тотальной бедности, и вероятность вспышек мятежей на социальной почве снизилась.

При этом власти в целом руководствовались желанием упростить запутанную систему социальных привилегий. Льготы требовали серьезных дотаций, а у тогда еще неокрепшей российской экономики их не было.

«В итоге решили реформировать систему, заменив некоторые права соизмеримыми денежными выплатами, но граждане отнеслись к реформе негативно, особенно горожане.

Только вчера они проходили в метро, гордо показав удостоверение, например, ветерана труда, а сегодня уже через турникет пропускают только по билетам.

Россияне чувствовали себя обманутыми, как и ходе состоявшейся в 90-е приватизации», — объясняет в беседе с «Газетой.Ru» член Комитета гражданских инициатив Евгений Гонтмахер.

Вопреки надеждам властей, россияне восприняли новость об отмене льгот очень негативно. Так, протесты против монетизации начались почти за месяц до подписания закона.

Например, 29 июля 2004 года в Москве прошел митинг ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, а уже 2 августа акции протеста состоялись практически во всех крупных городах страны.

К протестам даже присоединилась Национал-большевистская партия (организация запрещена в России)Эдуарда Лимонова, который вмести с единомышленниками провел акцию по захвату приемной Министерства здравоохранения.

Волна протестов охватила и Московскую область, где на несанкционированный митинг пришли около двух тысяч пенсионеров.

Они требовали вернуть льготы на проезд и бесплатные лекарства, подкрепляя свою позицию плакатами с лозунгами и «Долой такую власть!» и «Застрелите нас!»

«Люди были попросту обижены. Они получали льготы за свои заслуги. А им вместо благодарности всучили какие-то деньги. Граждане восприняли это как унижение.

Особенно негодовали жители Химок, которые раньше ездили бесплатно в автобусе до Москвы каждый день, а теперь должны были стоять в очереди и покупать билет», — вспоминает Евгений Гонтмахер, добавляя, что часть россиян боялись повторения негативного опыта приватизации.

Между тем протестные акции продолжились и в январе 2005 года, когда закон фактически вступил в силу.

Масштабные акции протеста вновь прокатились по всей стране и в этот раз сопровождались перекрытием крупных автотрасс.

Любопытно, что лицом таких акций стали пенсионеры, в то время как их негласно поддерживали военные. Опросы показывали, что до 80% военнослужащих были недовольны монетизацией. В феврале 2005 года протестующие сформировали Всеармейское офицерское собрание, которое провело заседание, превратившееся в митинг. К акции даже подключились казаки, сформировав офицерско-казачье ополчение.
В результате правительство попыталось смягчить ситуацию: президент Владимир Путин предложил индексировать пенсии не с 1 апреля, а с 1 марта, а также повысить их сразу на 200 рублей.

Также российский лидер поручил повысить денежное довольствие военнослужащим. Власти ряда регионов самостоятельно увеличили размеры денежных компенсаций, а мэр Москвы Юрий Лужков и вовсе решил сохранить льготы, профинансировав их из городского бюджета.

Монетизация льгот: итоги пятилетней реформы

Монетизация год

Кроме того, система натуральных льгот, по мнению властей, способствовала коррупции и хищению государственных средств. Некоторые фармацевтические компании, занимавшиеся обеспечением лекарствами льготников, получали от государства деньги, но реально отпускали лекарств на гораздо меньшую сумму.

А недобросовестные транспортные предприятия порой требовали за обслуживание льготников неадекватно высокие компенсации. Наконец, те же транспортники жаловались, что потери от обслуживания льготников (в некоторых городах не оплачивалось до 50% поездок) ведут к деградации муниципального транспорта.

Был еще один резон, о котором власти старались не говорить, по крайней мере, громко. Монетизация льгот должна была способствовать ускорению реформы ЖКХ и естественных монополий, то есть постепенной передачи их в частные руки. А сделать это весьма затруднительно, если потенциальные инвесторы не будут уверены, что потребитель полностью оплатит услуги их компаний.

Первоначально Минфин предполагал монетизировать более 10 льгот, в том числе и по услугам ЖКХ, однако в итоге было решено ограничиться тремя: льготами на проезд в городском транспорте и пригородных электричках, бесплатными лекарствами и правом на бесплатное санаторно-курортное обслуживание.

Реформа так или иначе затронула более 40 млн.

человек: около 14 млн федеральных льготников (например, инвалидов, военнослужащих, участников Великой отечественной войны, чьи льготы оплачивал федеральный бюджет), и до 30 млн региональных (ветеранов труда, пенсионеров, издержки по предоставлению льгот которым лежали на местных бюджетах).

По замыслу реформаторов, герои Великой отечественной войны в качестве компенсации натуральных льгот должны получать ежемесячно 3,5 тыс. руб., ветераны войны – по 1,5 тыс. руб., инвалиды войны – по 2 тыс. руб.

, блокадники – по 1,1 тыс. руб. Кроме того, по 1,7 тыс. рублей ежемесячно предусматривалось для ликвидаторов чернобыльской аварии, 1,4 тыс. руб. для инвалидов первой группы, 1 тыс. руб. для инвалидов второй группы, и 800 руб.

для инвалидов третьей группы.

На замену льгот денежными компенсациями только федеральным льготникам в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд рублей. Чтобы стимулировать местные власти к проведению реформы, центр пообещал в случае проведения монетизации компенсировать регионам 40% расходов.

Вопреки мнению властей, прежняя система льгот многих устраивала. По крайней мере, протесты против монетизации начались почти за месяц до подписания закона №122-ФЗ.

29 июля 2004 года в Москве прошел митинг ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, 2 августа акции протеста прокатились почти по всей стране, а Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова провела акцию по захвату приёмной Министерства здравоохранения.

В январе 2005-го, то есть с начала фактического действия закона о монетизации льгот, масштабные акции протеста вновь прокатились по всей стране и сопровождались перекрытием крупных автотрасс.

Основной движущей силой этих акций были пенсионеры, их поддерживали военные: опросы показывали, что до 80% военнослужащих были недовольны монетизацией.

В феврале 2005 года протестующие сформировали Всеармейское офицерское собрание, которое провело заседание, превратившееся в митинг (закон запрещает военным проводить митинги и забастовки). Военные потребовали увеличить финансирование вооруженных сил и даже сформировать офицерско-казачье ополчение.

Масштабы протестов заставили власти принимать срочные меры. В январе 2005-го президент Владимир Путин предложил индексировать пенсии не с 1 апреля, как было намечено ранее, а с 1 марта, и повысить их минимум на 200 рублей.

Одновременно президент поручил повысить денежное довольствие военнослужащим.

Власти ряда регионов самостоятельно увеличили размеры денежных компенсаций, а мэр Москвы Юрий Лужков и вовсе решил сохранить льготы, профинансировав их из городского бюджета.

Прошло пять лет, а реформа еще не завершена. Власти не могут решиться на самый сложный шаг – монетизировать льготы по услугам ЖКХ, ибо в условиях экономического кризиса это чревато новыми социальными волнениями.

Но предварительные итоги реформы подвести можно, по крайней мере, оценить, в какой мере решены основные задачи монетизации: снизилась ли коррупция в сфере предоставления льгот, уменьшилась ли нагрузка на бюджет и стало ли распределение льгот более справедливым.

Действительно, существовавшая система натуральных льгот была не идеальной, и страдала недостатками, присущими любому распределительному процессу.

Это и невозможность абсолютно справедливого распределения (вспомним деревенского жителя с правом бесплатного проезда на городском транспорте), и почва для коррупции.

Но уровень коррупции в системе распределения льгот был не выше, чем в других сферах, контролируемых государством: например, в распределении государственных контрактов, выдаче лицензий или рыболовстве. Значит, и решение проблемы стоило искать в другой плоскости.

Снизилась ли нагрузка на федеральный бюджет? Начнем с того, что уровень госрасходов в РФ далеко не самый высокий среди развитых стран. Как отмечали критики монетизации пять лет назад, в Европе доля госрасходов не опускалась ниже 35% от ВВП (Великобритания – 42,6%, Франция – 53,8%, Германия – 48,2%), в США они составляли 35,2%, в Японии – 36,9%.

А российским властям в 2005 году только для регионов пришлось выделить, по разным оценкам, свыше 200 млрд рублей, и это при запланированных 171,8 млрд руб.

Усложнился и сам процесс предоставления льгот, ведь часть их выплачивается наличными, а часть (например, льготы по ЖКХ) пока остаются безналичными.

А это дополнительная нагрузка, а значит, и дополнительные расходы на бюрократический аппарат.

Зато, как считают некоторые эксперты, замена натуральных льгот денежными выплатами помогла российским властям улучшить некоторые статистические показатели. Денежные выплаты увеличили совокупный доход беднейших слоев населения, и таким образом, вывели их из категории «бедные», при том, что объем реально потребляемых ими благ остался неизменным или даже уменьшился.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: https://ria.ru/20090820/181707582.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.