Монетизация социальных льгот

Содержание

Монетизация льгот пенсионерам

Монетизация социальных льгот

Мы в соц. сетях

Статьи Монетизация льгот пенсионерам

По закону, пенсионер вправе монетизировать льготы, положенные ему с выходом на заслуженный отдых. То есть помимо пенсии он будет получать дополнительные средства. О том, как этого добиться, читайте дальше.

1. Особенности монетизации льгот пенсионерам в 2020 году

2. Порядок монетизации пенсионных льгот в 2020 году

3. Преимущества и недостатки монетизации пенсионных льгот

Особенности монетизации льгот пенсионерам в 2020 году

В настоящее время правомерна монетизация таких льгот:

  • бесплатный проезд на общественном транспорте;
  • обеспечение бесплатных медицинских препаратов;
  • сниженная стоимость путевок в санатории.

В определенных ситуациях также возможно монетизировать преференции, обеспечиваемые пенсионерам в рамках оплаты за коммунальные услуги.

Процесс монетизации происходит так:

  • пожилой человек полностью оплачивает квитанции по счетам ЖКХ за счет личных средств;
  • после оплаты гражданин составляет заявление, в соответствии с которым происходит возврат средств. В дальнейшем финансы поступают на указанный пенсионером счет в банке.

Субъекты, имеющие задолженность по коммунальным счетам, не могут прибегнуть к монетизации.

Важно также подчеркнуть, что на федеральном уровне монетизация льгот по оплате коммунальных услуг не фиксируется. Данную возможность обеспечивают пенсионерам местные власти.

Получение денежной компенсации вместо преференций актуально для таких категорий населения:

  • субъекты с ограниченными физическими способностями любой группы;
  • лица, участвовавшие в ликвидации аварии на ЧАЭС;
  • военные служащие;
  • пенсионеры, оформившие пенсию по достижению соответствующего возраста;
  • ветераны ВОВ.

При оформлении денежной компенсации на любой вид льгот субъект должен учитывать, что он отказывается от получения определенных услуг. Например, при отказе от бесплатного (или менее дорогостоящего) получения препаратов покупать их придется самостоятельно.

Порядок монетизации пенсионных льгот в 2020 году

С целью оформления монетизации любой льготы в 2020 году пенсионер должен подать соответствующее заявление в локальное отделение ПФ РФ.

При этом следует выполнить такой порядок действий:

  1. Составление пакета документов, включая упомянутое заявление.
  2. Обращение в государственную инстанцию.
  3. Ожидание решения сотрудников ПФ РФ. Они принимают его после проверки полученных бумаг, выносят решение относительно предоставления компенсации. О положительном или отрицательном исходе пенсионеру в обязательном порядке сообщают письменно. Если решение отрицательное, то работники фонда разъясняют заявителю причину (наиболее распространенное основание отказа – отсутствие всех нужных документов).

Также необходимо приложить к заявлению удостоверение личности и документ, доказывающий право субъекта на получение преференций, например, выписку, визирующую статус ветерана, или справку, которая подтверждает статус многодетной семьи (более трех детей).

Направлять документы уместно лично в локальное отделение ПФ РФ, либо путем подачи соответствующего пакета бумаг в отделение МФЦ. Помимо прочего, актуален вариант направления заказного письма через почту РФ.

Лица, имеющие официального представителя, могут предоставлять документы посредством оформления соответствующей доверенности на него.


Все услуги, осуществляемые сотрудниками ПФ РФ в рамках оформления монетизации льгот пенсионерам, бесплатны.

Важно подчеркнуть, что подав документы однажды, подавать их повторно не нужно. Если же субъект решит снова получать льготу, ему необходимо направить в ПФ РФ соответствующее заявление до 1 октября.

Преимущества и недостатки монетизации пенсионных льгот

Монетизация льгот, обеспечиваемая Пенсионным фондом, имеет одно важное преимущество. Лица, которые не пользуются льготами, могут получить денежную компенсацию и использовать ее на свое усмотрение.

Особенно это актуально для пожилых людей, проживающих в маленьких населенных пунктах без общественного транспорта. Аналогичная ситуация наблюдается с льготой на медикаменты.

Если пенсионер имеет крепкое здоровье и мало болеет, он может более удачно расходовать средства от монетизации льготы на медикаменты.

Недостатками монетизации можно считать следующее:

  • определенные препараты являются дорогостоящими. Пенсионерам невыгодно использовать монетизацию, так как полученная компенсация не покроет расходов на покупку таких лекарств;
  • в случае, если лицо передумает, ему необходимо будет лично посетить локальное отделение ПФ РФ для возобновления получения льготы;
  • получаемая компенсация зачастую не покрывает тех расходов, которые несут субъекты. Поэтому уместно ее оформлять, если гражданин в принципе не пользуется определенной услугой, но имеет право на нее.

Таким образом, пожилые люди вправе претендовать на особую поддержку государства. К слову, список преференций, характерных для конкретного региона, можно найти на сайте ПФ РФ или при личном посещении отделения. Например, монетизация льгот московским пенсионерам происходит в соответствии с локальным законом «О мерах социальной поддержки…».

Источник: https://zakonlgoty.ru/monetizacia-lgot-pensioneram

Кто может воспользоваться монетизацией льгот в 2020 году?

Монетизация социальных льгот

Незащищенным и особо заслуженным гражданам России положен широкий перечень государственных льгот.

Но часто случается так, что льготник не имеет возможности воспользоваться предоставленной привилегией по причине ограниченной подвижности или проживания в отдаленном населенном пункте.

В таких случаях становится актуальной монетизация льгот, позволяющая заменить социальные услуги денежной компенсацией.

Закон о монетизации

Монетизация льгот – это процедура, предусматривающая отказ от льготы в натуральном выражении в пользу эквивалентной ей денежной суммы. Введена она была в процессе проведения социально-экономической реформы 2004 года.

На тот момент стало ясно, что унаследованная от СССР система льгот является непомерным бременем для федерального бюджета.

Ситуация осложнялась также и наличием большого количества связанных с льготной системой проблем:

  1. коррупцией, по причине которой привилегиями пользовались не реальные льготники, а купившие себе статус лица;
  2. хищением бюджетных средств – например, активно развивался теневой бизнес по реализации государственных лекарств, которые так и не доходили до нуждающихся в них граждан;
  3. убытками муниципального транспорта (большое количество льготников, в том числе получивших свое право незаконно, привело к тому, что практически половина билетов не оплачивалась);
  4. несправедливостью по отношению к деревенским жителям, которые лишены возможности реализовать свое право на льготы в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.

Для исправления сложившейся ситуации 22 августа 2004 года был принят закон №122-ФЗ, получивший народное название «закон о монетизации». Официальное название документа состоит из 55 слов и в обиходе практически не используется.

Закон внес следующие существенные изменения в существующий на тот момент порядок.

  1. Льготники были поделены на федеральных и региональных. Соответственно, и помощь им оказывалась из того бюджета, за которым они были закреплены. Так, привилегии для ветеранов труда и пенсионеров теперь стали устанавливаться региональными властями, что по факту привело к потере ими большей части социальных выгод.
  2. Ряд федеральных льгот был заменен денежной компенсацией.
  3. Регионам предоставили выбор способа предоставления льгот – натуральный или денежный. Но при принятии второго варианта субъектам обеспечивались дотации в размере 40% от общего бюджета на выплату компенсаций.

Общество отрицательно отреагировало на введение подобных мер, что выразилось в серии протестов по всей стране.

Обостряло ситуацию то, что в первые годы монетизации льготнику не предоставлялся выбор между натуральной и денежной формами получения государственной помощи. Льготы в обязательном порядке подлежали замене денежной компенсацией.

С тех пор прошло более 13 лет, и отношение к монетизации изменилось в лучшую сторону, так как многие льготники оценили преимущества такого способа получения господдержки.

Перечень подлежащих монетизации льгот

Монетизации подлежат льготы из так называемого набора социальных услуг (далее НСУ), предусмотренного законом №178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О гос. социальной помощи».

Статья 6.2 закона устанавливает следующий состав НСУ.

  1. Обеспечение бесплатными медицинскими препаратами и изделиями по рецепту врача. Детям-инвалидам дополнительно полагается специализированное лечебное питание.
  2. Предоставление бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения.
  3. Льготный проезд до места лечения на железнодорожном пригородном и международном транспорте в обе стороны.

Несовершеннолетние инвалиды, а также лица с 1 группой инвалидности в рамках НСУ получают дополнительные путевки в санаторий и оплату дороги в обе стороны для сопровождающего лица.

Кто вправе монетизировать льготы?

Гарантированно отказаться от социального пакета в пользу денег могут федеральные получатели НСУ. Их перечень закреплен ст. 6.1 закона №178-ФЗ и представлен следующими категориями граждан:

  • инвалидами войны;
  • участниками ВОВ;
  • участниками боевых действий на территории Афганистана, Чечни и других иностранных государств;
  • блокадниками Ленинграда;
  • лицами, имеющими стаж работы на военных объектах в период ВОВ;
  • гражданами, проходившими военную службу в годы ВОВ, но не участвовавшими в боевых действиях;
  • членами семей погибших участников ВОВ и иных боевых действий;
  • инвалидами, в том числе несовершеннолетними.

Региональным льготникам возможность заменить привилегии денежной компенсацией предоставляется в зависимости от политики местных властей. В большинстве субъектов РФ принята смешанная схема, при которой монетизировать можно только определенные виды льгот. Чаще всего денежные компенсации назначаются за право бесплатного пользования местным общественным транспортом.

Перечни региональных льготников могут различаться, но, как правило, в них попадают:

  • ветераны труда;
  • дети-сироты;
  • многодетные семьи;
  • пенсионеры;
  • лица, пострадавшие от радиации;
  • малоимущие граждане;
  • врачи и учителя из сельской местности.

Региональных льготников не всегда наделяют правом выбора между натуральной и денежной формой предоставления госпомощи. Например, для ветеранов труда ряд льгот заменен фиксированной денежной выплатой.

Оформление денежной компенсации

Федеральным льготникам для отказа от натуральной помощи в пользу денежных выплат необходимо посетить отделение ПФР по месту жительства. Помимо заявления, туда необходимо подать:

  • паспорт;
  • документ, подтверждающий право на НСУ (справку об инвалидности, ветеранское удостоверение и т. п.);
  • справку от ПФР о наличии права на льготы (если она получалась ранее).

В заявлении нужно подробно расписать, от каких услуг социального пакета вы отказываетесь.

Совет

При желании можно оставить за собой часть льгот, а от тех, в которых нет необходимости, отказаться. Например, если необходимых вам медикаментов нет в федеральном перечне, вы можете подать отказ от льгот на лекарства, но сохранить право на санаторно-курортное лечение и компенсацию проезда до места отдыха.

Заявление о назначении выплат со следующего года должно быть подано до 1 октября текущего года. То есть начать получать компенсацию в 2020 году уже не получится, оформить ее можно только уже на 2020 год.

Такой строгий подход к соблюдению сроков объясняется тем, что в 4 квартале закладывают бюджет на выплаты будущего года, и его размер зависит от количества отказавшихся от льгот граждан.

При опоздании с подачей заявления следующая возможность монетизировать льготы представится почти через год.

Направить документы в ПФР можно и через многофункциональный центр. Лица, которые не в состоянии лично посетить госучреждения, могут подать заявление через законного представителя, на которого выписана нотариально заверенная доверенность.

Размер выплат

Денежная компенсация НСУ подлежит индексации с 1 февраля каждого года. Ее последняя величина установлена постановлением Правительства №74 от 26.01.2018 года и составляет 1075,19 рублей. В состав выплаты входит:

  • 828,14 рублей за медикаменты;
  • 128,11 рублей за путевки в санаторий;
  • 118,94 рублей за компенсацию проезда до мест отдыха.

Федеральным льготникам выплата ежемесячно перечисляется вместе с ЕДВ. Если какие-то льготы были сохранены, выплата уменьшается на соответствующую им сумму.

Размеры региональных компенсаций устанавливаются властями субъектов РФ. Например, пенсионерам Московской области раз в год выплачивают 1000 рублей в качестве компенсации проезда в столицу.

Во многих регионах предоставляется фиксированная выплата за проезд в городском транспорте, размер которой варьируется в пределах 400-700 рублей.

О местных льготах и компенсациях можно узнать в территориальных органах соц. защиты.

Как заменить льготы на денежные выплаты пенсионерам?

Достижение пенсионного возраста не является основанием для назначения выплат на федеральном уровне. Получить компенсацию за льготные лекарства, путевки в санаторий и проезд пенсионер может только при наличии дополнительных факторов, дающих право на пользование НСУ (инвалидность, участие в боевых действиях и пр).

Определенные категории пенсионеров также могут претендовать на компенсацию услуг ЖКХ. Данный вид льгот монетизирован по всей стране.

Порядок выплаты компенсации таков: получатель льготы оплачивает коммунальные услуги в полном объеме, после чего государство возвращает на его банковский счет от 50% совершенного платежа.

Такие выплаты в 2020 году предоставляются инвалидам, ветеранам труда, участникам ВОВ и других военных кампаний, чернобыльцам и имеющим государственные награды гражданам.

Пенсионеры, не имеющие дополнительных льготных оснований, могут рассчитывать только на компенсации по капитальному ремонту:

  • после 70 лет – в размере 50%;
  • после 80 лет – в размере 100%.

На уровне субъектов РФ пенсионерам со званием ветерана труда выплачивается ежемесячная компенсация, размер которой в среднем по стране составляет 600 рублей. Состав дополнительных выплат может различаться в зависимости от региона. Это могут быть компенсации проезда в городском транспорте, услуг телефонной связи и т. п.

Закон о монетизации льгот в свое время вызвал бурный протест со стороны льготников, но сегодня многие добровольно отказываются от натуральной помощи в пользу денежных выплат.

Это сельские жители, лица, не нуждающиеся в медикаментах, а также те, кто по состоянию здоровья не может отправиться в поездку.

Таким гражданам выгоднее получить компенсацию, пусть и в очень скромном размере, чем сохранять льготу, которой они все равно не имеют возможности воспользоваться.

Источник: https://subsived.ru/lgoty/monetizatsiya-lgot

Как монетизировать льготы в 2020 году – сколько будут платить, правила, какие льготы можно монетизировать

Монетизация социальных льгот

Граждане, относящиеся к категории льготников, имеют право по своему желанию отказаться от госпомощи в виде пакета услуг в пользу денежных средств.

В результате монетизации льгот можно прибавить к пенсии определённую сумму, начисляемую каждый месяц.

О том, какие льготы подлежат монетизации, а также о законодательных нормах и особенностях инициации данного процесса рассказываем в рамках данного материала.

Законодательное регулирование вопроса

«Монетизация льгот» как определение подразумевает возможность отказаться от социальных услуг и получить взамен денежную компенсацию. Регулируется рассматриваемый вопрос ФЗ №122. Этот документ даёт представление о том, что льготники, которые по тем или иным причинам не нуждаются в предоставляемых преференциях в натуральном виде, обеспечиваются надбавкой к пенсионным выплатам.

Что касается услуг, по которым положена компенсация, они представлены в ФЗ №178 (редактирован в ноябре 2015 года и дополнен изменениями в декабре того же года). Согласно данному закону к монетизируемым относится три вида льгот. Подробнее они представлены дальше.

Общие льготы, которые можно монетизировать

Итак, компенсировать денежными средствами льготные категории граждан могут:

– проезд на транспорте;

– бесплатные медикаменты;

– санаторно-курортное лечение.

Кроме того, допускается монетизация преференций по оплате за коммунальные услуги.

Примечательно, что данная инициатива вызвала у граждан неоднозначную реакцию по причине в большинстве случаев недостаточного информирования и убеждения, что данное нововведение является обманом.

Как бы там ни было, можно изначально оплачивать КУ в полном объёме, а затем обратиться в соцзащиту за назначением компенсации.

Монетизация льгот пенсионерам

На федеральном уровне граждане, достигшие пенсионного возраста, не имеют как таковых льгот, но руководители регионов вправе внедрить свои преференции с учётом местных законодательных норм. Например, в регионе могут реализовываться такие преференции, как:

– скидка на оплату КУ;

– бесплатный проезд в общественном транспорте (частные такси и маршрутки исключаются);

– возможность купить необходимые лекарства по сниженной цене и тд.

Подчеркнём ещё один важный момент: хотя на уровне разных регионов набор услуг может отличаться, пенсионеру дана возможность отказаться от преференций в полном объёме или частично.

Монетизация НСУ инвалидам

В зависимости от группы инвалидности перечень льгот, как правило, имеет некоторые отличия. К примеру, 1 группа позволяет монетизировать следующие соц. услуги:

– передвижение в городском транспорте на безвозмездной основе;

– предоставление стандартных протезов, ортопедической обуви;

– бесплатная путёвка для санаторно-курортного лечения;

– оплачиваемые государством лекарства по рецепту;

– проезд в санаторий (и обратно) для оздоровления;

– протезирование зубов в госклиниках.

При 2 группе инвалидности список льгот, по праву подлежащих монетизации, состоит из:

– перемещения в общественном транспорте (преференция не распространяется на частных извозчиков — такси, маршрутки);

– бесплатный проезд в обе стороны, если речь идёт о прохождении курса лечения в санатории;

– безвозмездное зубное протезирование в мед. Учреждения государственного уровня;

– ежегодная путёвка за счёт государства по рекомендации врачей;

– возможность купить ортопедическую обувь с 50% скидкой.

Наконец, инвалиды 3 группы могут отказаться в пользу денег от преференций, позволяющих получить:

– скидки до 50% на воздушный, ЖД- транспорт или другой вид;

– лекарства, стоимость которых снижена на 50% (если инвалид не работает);

– списание половины суммы на  ортопедическую обувь в случае, если есть врачебные предписания.

Льготы и их монетизация для детей-инвалидов

Здесь действует право замены на денежную доплату следующих услуг социального плана:

– бесплатная выдача по рецепту медикаментов;

– передвижение в метро и общественном транспорте без взимания платы;

– государственное обеспечение инвалидными колясками и других технических средств, оборудования, требуемых ребёнку-инвалиду для жизни.

Монетезируемые льготы ветеранам труда

Граждане из данной категории по желанию вправе воспользоваться или отказаться от таких преференций:

– скидка на КУ и уменьшение оплаты жилплощади на 50%;

– протезирование зубов за гос. счёт;

– безоплатное перемещение в городском транспорте, не считая частников (такси и маршрутки);

– лечение в государственной больнице на безвозмездной основе;

– минус 50% от стоимости билетов на поездку ЖД-транспортом с сентября и до мая включительно.

Монетизация соцпакета для ветеранов боевых действий

Льготники из этой категории могут бесплатно:

– получить лечение в военном госпитале;

– осуществить протезирование конечностей.

Если есть желание, указанные и другие возможные региональные льготы ветеран вправе заменить на денежную выплату.

Монетизация социальных услуг для матерей-одиночек

В пакет льгот, по которым допускается денежная компенсация, входят:

– бесплатные лекарства для детей (до 3 лет);

– ежегодные безвозмездные путёвки в детские лагеря;

– не оплачиваемый матерью-одиночкой проезд в городском транспорте кроме таки или маршруток.

Нсу и его компенсация многодетным семьям

Обладатели данного статуса по своей инициативе способны отказаться в пользу денег от:

– бесплатных медикаментов;

– скидки на коммунальные услуги;

– безвозмездно выдаваемых для детей от 7 лет путёвок в детский лагерь;

– безоплатное перемещение в метро и наземном транспорте (общественном) для одного из родителей и его детей.

Несколько правил оформления монетизации НСУ

Прежде всего, стоит принять во внимание, что отказ от соцпакета и его замена доплатой возможны один раз в год.

Второе, что нужно учесть — факт перевода фиксированной суммы каждый месяц дополнительно к финансовому обеспечению льготника.

Где оформить монетизацию льгот?

Гражданин, относящийся к получателям НСУ, в случае желания отказаться от натуральных льгот обязан подать соответствующее заявление в Пенсионный Фонд по месту жительства.

Какие документы необходимы при отказе от соцпакета?

Законодательно зафиксирован основной список бумаг, ориентируясь на который заявитель должен подготовиться к оформлению замены соц. услуг денежной выплатой. Чтобы обеспечить себе компенсацию, льготник кроме упомянутого ранее заявления предоставляет:

– свой паспорт (не забыв о копии);

– пенсионное страховое свидетельство (плюс копия);

– удостоверение в качестве подтверждения, что обратившийся имеет право пользоваться льготами.

Если потребуется, сотрудникам ПФР нужно будет предоставить дополнительные документы (например, в зависимости от причин отказа и тд).

Что нужно указывать в заявлении?

Несмотря на то, что заявление заполняется вместе с сотрудником ПФР, не помешает иметь представление о содержащихся в нём сведениях. В документе не допустимы ошибки и помарки, а его стандартный вариант состоит из следующих пунктов:

– наименование гос. органа, куда подан запрос на монетизацию;

– инициалы претендента на компенсацию;

– адрес проживания;

– НСУ, которые требуется заменить деньгами;

– дата составления заявления и подпись.

Сроки подачи документации

Компенсация за соцпакет будет выплачиваться в том случае, если требуемый процесс оформления состоялся до 1 октября текущего года. При этом доплата начнёт поступать льготнику со следующего календарного года и начисления не прекратятся в течение 12 месяцев. Если заявитель обратился в ПФР позднее, то есть после указанного срока, сотрудники фонда откажут в оформлении монетизации.

Напомним, что компенсировать можно как весь НСУ, так и его часть. То есть возможен, например, отказ от путёвки и проезда до санатория с сохранением при этом преференции в виде обеспечения бесплатными лекарствами и оздоровления в государственных медучреждениях. Проще говоря, льготник самостоятельно выбирает набор услуг, которые будут монетизированы.

Источник: https://DoorinWorld.ru/stati/pravila-monetizatsii-lgot

Монетизация льгот: пенсионерам, ветеранам, инвалидам

Монетизация социальных льгот

Некоторым категориям граждан предоставляются льготы в различных сферах. Но не всегда граждане могут ими воспользоваться. Поэтому предусмотрена монетизация льгот в 2020-2021 году, предусматривающая их замену на определенную денежную сумму. Льготникам дается возможность выбрать, что они хотят получать, послабление в определенной сфере или выплаты.

Монетизация льгот: что предусматривает

Монетизация льгот пенсионерам и другим категориям впервые была сделана в 2005 году. В советское время послабления предоставлялись различным гражданам.

Но не всегда льготники использовали свое право, особенно проживающие в сельской местности. Программа монетизации затрагивает федеральных льготников.

Среди них следующие категории:

  • инвалиды;
  • ветераны ВОВ;
  • граждане, ликвидировавшие последствия катастрофы в Чернобыле;
  • ветераны боевых действий;
  • военнослужащие;
  • жители блокадного Ленинграда;
  • дети-инвалиды.

В соответствии с Законом № 178-ФЗ от 17.07.1999 гражданам этих категорий полагаются следующие льготы:

  • обеспечение лекарственными средствами;
  • путевки на санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд на пригородном или междугороднем транспорте.

Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий утвержден Постановлением Правительства РФ.

В нормативно-правовых актах установлена максимальная длительность лечения по санаторно-курортной путевке. Она составляет для всех категорий 18 дней, кроме детей-инвалидов, которые могут лечиться в санатории до 21 дня.

При заболеваниях спинного или головного мозга дается путевка до 42 дней.

Ветеранам труда

Монетизация льгот ветеранам труда, предоставляемых регионом, выполняется по желанию гражданина. Он может использовать их в натуральном виде или заменить денежной суммой.

Гражданин может монетизировать все льготы, которые ему положены, или некоторые из них. В 2020 году сумма компенсации составляет 1155,06 руб. ежемесячно.

При этом из них выделяется:

  • 889,66 руб. на оплату лекарств;
  • 137,63 руб. на покупку путевки в санаторий;
  • 127,77 руб. на оплату транспорта.

Нередко стоимость лекарственных средств, необходимых инвалиду, гораздо дороже. Поэтому не все льготники предпочитают заменить свое право на их бесплатное получение на денежные выплаты.

Денежная сумма выплачивается вместе с пенсией, но не включается в ее размер.

Выплата компенсации за услуги ЖКХ

Внесение изменений в Закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 позволило расширить действие закона. В результате льготники могут получить компенсацию за оплату услуг ЖКХ.

Изначально некоторые категории граждан имели право оплачивать только 50% от начисленной суммы.

В настоящее время необходимо полностью платить за ЖКХ, а компенсация начисляется отдельной суммой. Чтобы воспользоваться льготой, не должно быть задолженностей за предоставление коммунальных услуг.

Как оформить заявление на монетизацию льгот

Заявление монетизация льгот подается в ПФР по месту жительства. Гражданин, имеющий право на послабления, должен до 1 октября определиться с тем, что он выбирает, льготы или денежные выплаты.

Заявление пишется на весь следующий год.

Если гражданин своевременно не обратился в ПФР, то автоматически за ним сохраняется право на льготы в натуральном виде. Заявление на возвращение послаблений подается также до 1 октября.

При этом воспользоваться своим правом на льготы можно будет только в следующем календарном году после подачи документов.

Льготники могут отказаться как от всех послаблений, так и отдельных из них. В таком случае право на остальные преференции за ним сохранится.

Для оформления денежной выплаты необходимо обратиться в ПФР до 1 октября текущего года с заявлением.

На монетизацию льгот на 2021 год уже подавать заявление поздно. Теперь пишем заявление на 2022 год.

Заявление на монетизацию льгот. [66.00 KB]

Как подать документы

Документы допускается подавать следующим способом:

  • лично;
  • через представителя;
  • в МФЦ;
  • через Портал госуслуг;
  • в личном кабинете на сайте ПФР.

Если заявление подается не лично, а через представителя, то у последнего должна быть нотариальная доверенность.

Для использования Портала госуслуг пенсионер должен иметь подтвержденную учетную запись.

Заявление заполняется в ПФР. В нем содержатся следующие сведения:

  • данные о заявителе;
  • наименование отделения ПФР;
  • основание получения льгот;
  • просьба заменить одно или все послабления на денежную выплату.

В конце документа ставится личная подпись и дата заполнения. К заявлению необходимо приложить:

  • удостоверения личности;
  • СНИЛС;
  • справка, подтверждающая основание для льготы.

Заявление рассматривается сотрудниками ПФР в течение 10-15 дней, после чего принимается решение. Если оно положительное, то с нового календарного года пенсионер или инвалид будет получать с пенсией дополнительное денежное пособие.

Его размер будет зависеть от того, сколько льгот оставил гражданин или отказался полностью от всех.

Едв ветеранам труда в 2020 году.

Отказ ПФР монетизировать льготы

Сотрудники ПФР могут не принять или вернуть заявление в следующих случаях:

  • использованы подложные документы;
  • предусмотрена неверная или неполная информация;
  • гражданин утратил право на льготы;
  • в заявлении написаны ложные сведения;
  • предоставлен неполный пакет документов и пр.

При возврате заявления гражданин может еще раз обратиться в ПФР после устранения всех недостатков.

В Личном кабинете на сайте госструктуры можно заполнить заявление и приложить все документы в электронном виде. В таком случае понадобится посетить ПФР только для предоставления оригиналов.

Заключение

С 2005 года в России запущена программа, позволяющая льготным категориям заменять послабления на денежные средства. Для этого гражданину необходимо обратиться с заявлением в ПФР до 1 октября.

Сумма, выплачиваемая каждый месяц, ежегодно индексируется. В 2020 году ее размер составляет чуть более 1000 руб.

Граждане могут заменить на выплаты льготы по получению бесплатных лекарств, путевок в санатории и использования общественного транспорта. При этом дается возможность отказаться от всех послаблений или только от одного из них.

Наталья Сергеевна Шереметева – главный редактор портала Права семей. Окончила бакалавриат Государственного Университета Управления г.Москва в 2000 году – специализация “Менеджмент”.

Магистратура ГУУ в 2002г. – специализация “Юриспруденция”.

Источник: https://pravasemei.ru/raznoe/pensionery/monetizatsiya-lgot/

Монетизация льгот: итоги пятилетней реформы

Монетизация социальных льгот

Кроме того, система натуральных льгот, по мнению властей, способствовала коррупции и хищению государственных средств. Некоторые фармацевтические компании, занимавшиеся обеспечением лекарствами льготников, получали от государства деньги, но реально отпускали лекарств на гораздо меньшую сумму.

А недобросовестные транспортные предприятия порой требовали за обслуживание льготников неадекватно высокие компенсации. Наконец, те же транспортники жаловались, что потери от обслуживания льготников (в некоторых городах не оплачивалось до 50% поездок) ведут к деградации муниципального транспорта.

Был еще один резон, о котором власти старались не говорить, по крайней мере, громко. Монетизация льгот должна была способствовать ускорению реформы ЖКХ и естественных монополий, то есть постепенной передачи их в частные руки. А сделать это весьма затруднительно, если потенциальные инвесторы не будут уверены, что потребитель полностью оплатит услуги их компаний.

Первоначально Минфин предполагал монетизировать более 10 льгот, в том числе и по услугам ЖКХ, однако в итоге было решено ограничиться тремя: льготами на проезд в городском транспорте и пригородных электричках, бесплатными лекарствами и правом на бесплатное санаторно-курортное обслуживание.

Реформа так или иначе затронула более 40 млн.

человек: около 14 млн федеральных льготников (например, инвалидов, военнослужащих, участников Великой отечественной войны, чьи льготы оплачивал федеральный бюджет), и до 30 млн региональных (ветеранов труда, пенсионеров, издержки по предоставлению льгот которым лежали на местных бюджетах).

По замыслу реформаторов, герои Великой отечественной войны в качестве компенсации натуральных льгот должны получать ежемесячно 3,5 тыс. руб., ветераны войны – по 1,5 тыс. руб., инвалиды войны – по 2 тыс. руб.

, блокадники – по 1,1 тыс. руб. Кроме того, по 1,7 тыс. рублей ежемесячно предусматривалось для ликвидаторов чернобыльской аварии, 1,4 тыс. руб. для инвалидов первой группы, 1 тыс. руб. для инвалидов второй группы, и 800 руб.

для инвалидов третьей группы.

На замену льгот денежными компенсациями только федеральным льготникам в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд рублей. Чтобы стимулировать местные власти к проведению реформы, центр пообещал в случае проведения монетизации компенсировать регионам 40% расходов.

Вопреки мнению властей, прежняя система льгот многих устраивала. По крайней мере, протесты против монетизации начались почти за месяц до подписания закона №122-ФЗ.

29 июля 2004 года в Москве прошел митинг ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, 2 августа акции протеста прокатились почти по всей стране, а Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова провела акцию по захвату приёмной Министерства здравоохранения.

В январе 2005-го, то есть с начала фактического действия закона о монетизации льгот, масштабные акции протеста вновь прокатились по всей стране и сопровождались перекрытием крупных автотрасс.

Основной движущей силой этих акций были пенсионеры, их поддерживали военные: опросы показывали, что до 80% военнослужащих были недовольны монетизацией.

В феврале 2005 года протестующие сформировали Всеармейское офицерское собрание, которое провело заседание, превратившееся в митинг (закон запрещает военным проводить митинги и забастовки). Военные потребовали увеличить финансирование вооруженных сил и даже сформировать офицерско-казачье ополчение.

Масштабы протестов заставили власти принимать срочные меры. В январе 2005-го президент Владимир Путин предложил индексировать пенсии не с 1 апреля, как было намечено ранее, а с 1 марта, и повысить их минимум на 200 рублей.

Одновременно президент поручил повысить денежное довольствие военнослужащим.

Власти ряда регионов самостоятельно увеличили размеры денежных компенсаций, а мэр Москвы Юрий Лужков и вовсе решил сохранить льготы, профинансировав их из городского бюджета.

Прошло пять лет, а реформа еще не завершена. Власти не могут решиться на самый сложный шаг – монетизировать льготы по услугам ЖКХ, ибо в условиях экономического кризиса это чревато новыми социальными волнениями.

Но предварительные итоги реформы подвести можно, по крайней мере, оценить, в какой мере решены основные задачи монетизации: снизилась ли коррупция в сфере предоставления льгот, уменьшилась ли нагрузка на бюджет и стало ли распределение льгот более справедливым.

Действительно, существовавшая система натуральных льгот была не идеальной, и страдала недостатками, присущими любому распределительному процессу.

Это и невозможность абсолютно справедливого распределения (вспомним деревенского жителя с правом бесплатного проезда на городском транспорте), и почва для коррупции.

Но уровень коррупции в системе распределения льгот был не выше, чем в других сферах, контролируемых государством: например, в распределении государственных контрактов, выдаче лицензий или рыболовстве. Значит, и решение проблемы стоило искать в другой плоскости.

Снизилась ли нагрузка на федеральный бюджет? Начнем с того, что уровень госрасходов в РФ далеко не самый высокий среди развитых стран. Как отмечали критики монетизации пять лет назад, в Европе доля госрасходов не опускалась ниже 35% от ВВП (Великобритания – 42,6%, Франция – 53,8%, Германия – 48,2%), в США они составляли 35,2%, в Японии – 36,9%.

А российским властям в 2005 году только для регионов пришлось выделить, по разным оценкам, свыше 200 млрд рублей, и это при запланированных 171,8 млрд руб.

Усложнился и сам процесс предоставления льгот, ведь часть их выплачивается наличными, а часть (например, льготы по ЖКХ) пока остаются безналичными.

А это дополнительная нагрузка, а значит, и дополнительные расходы на бюрократический аппарат.

Зато, как считают некоторые эксперты, замена натуральных льгот денежными выплатами помогла российским властям улучшить некоторые статистические показатели. Денежные выплаты увеличили совокупный доход беднейших слоев населения, и таким образом, вывели их из категории «бедные», при том, что объем реально потребляемых ими благ остался неизменным или даже уменьшился.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: https://ria.ru/20090820/181707582.html

«Застрелите нас»: как проходила монетизация льгот

Монетизация социальных льгот

Пятнадцать лет назад, 22 августа 2004 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон №122-ФЗ с длинным названием на четыре полноценные строки. В народе реформу окрестили более прозаично и точно — монетизация льгот.

Льготная система была введена в эпоху тотального дефицита времен СССР. Она предполагала оказание привилегий незащищенной части населения. Причем если до 1980-го года программа распространялась лишь на пенсионеров и инвалидов, но в 90-е годы в категорию льготников попало больше половины населения страны.

В условиях гиперинфляции и хронической нехватки денег в кошельках россиян, льготная система позволяла снизить волну социального недовольства и хотя бы частично погасить протестные настроения, отмечают эксперты.

Льготы выступали своеобразным элементом сдерживания и помогали новому правительству в «лихие 90-е» удержаться на плаву. Затем наступили сытые 2000-е, россияне постепенно начали выбираться из тотальной бедности, и вероятность вспышек мятежей на социальной почве снизилась.

При этом власти в целом руководствовались желанием упростить запутанную систему социальных привилегий. Льготы требовали серьезных дотаций, а у тогда еще неокрепшей российской экономики их не было.

«В итоге решили реформировать систему, заменив некоторые права соизмеримыми денежными выплатами, но граждане отнеслись к реформе негативно, особенно горожане.

Только вчера они проходили в метро, гордо показав удостоверение, например, ветерана труда, а сегодня уже через турникет пропускают только по билетам.

Россияне чувствовали себя обманутыми, как и ходе состоявшейся в 90-е приватизации», — объясняет в беседе с «Газетой.Ru» член Комитета гражданских инициатив Евгений Гонтмахер.

Вопреки надеждам властей, россияне восприняли новость об отмене льгот очень негативно. Так, протесты против монетизации начались почти за месяц до подписания закона.

Например, 29 июля 2004 года в Москве прошел митинг ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, а уже 2 августа акции протеста состоялись практически во всех крупных городах страны.

К протестам даже присоединилась Национал-большевистская партия (организация запрещена в России)Эдуарда Лимонова, который вмести с единомышленниками провел акцию по захвату приемной Министерства здравоохранения.

Волна протестов охватила и Московскую область, где на несанкционированный митинг пришли около двух тысяч пенсионеров.

Они требовали вернуть льготы на проезд и бесплатные лекарства, подкрепляя свою позицию плакатами с лозунгами и «Долой такую власть!» и «Застрелите нас!»

«Люди были попросту обижены. Они получали льготы за свои заслуги. А им вместо благодарности всучили какие-то деньги. Граждане восприняли это как унижение.

Особенно негодовали жители Химок, которые раньше ездили бесплатно в автобусе до Москвы каждый день, а теперь должны были стоять в очереди и покупать билет», — вспоминает Евгений Гонтмахер, добавляя, что часть россиян боялись повторения негативного опыта приватизации.

Между тем протестные акции продолжились и в январе 2005 года, когда закон фактически вступил в силу.

Масштабные акции протеста вновь прокатились по всей стране и в этот раз сопровождались перекрытием крупных автотрасс.

Любопытно, что лицом таких акций стали пенсионеры, в то время как их негласно поддерживали военные. Опросы показывали, что до 80% военнослужащих были недовольны монетизацией. В феврале 2005 года протестующие сформировали Всеармейское офицерское собрание, которое провело заседание, превратившееся в митинг. К акции даже подключились казаки, сформировав офицерско-казачье ополчение.

В результате правительство попыталось смягчить ситуацию: президент Владимир Путин предложил индексировать пенсии не с 1 апреля, а с 1 марта, а также повысить их сразу на 200 рублей.

Также российский лидер поручил повысить денежное довольствие военнослужащим. Власти ряда регионов самостоятельно увеличили размеры денежных компенсаций, а мэр Москвы Юрий Лужков и вовсе решил сохранить льготы, профинансировав их из городского бюджета.

Сохранить бюджет

Между тем власти преследовали благие цели при переходе на денежные компенсации. По крайнем мере, идейный адепт реформы и тогда еще министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов заявлял, что больше всего от изменений выиграют простые горожане. По мнению чиновника, выгода от денежных компенсаций с лихвой должна была перекрыть якобы «несерьезные права льготников».

Изначально Минфин, советники которого также участвовали в создании реформы, предлагали монетизировать более десяти льгот, в том числе и по услугам ЖКХ. Но в итоге решили отменить всего три: право на бесплатное санаторно-курортное лечение, проезд в городском транспорте и пригородных электричках и обеспечение медикаментами.

«Те, кому нужны лекарства, получат не только деньги», — неоднократно обещал Зурабов во время первого этапа реформы.

При этом всем критикующим изменения министр отвечал, что у них «в голове мусор, причем пластиковые бутылки перемешаны с банками».

С помощью монетизации льгот власти пытались снизить нагрузку на федеральный бюджет, признают опрошенные «Газетой.Ru» аналитики.

По словам профессора, директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, реформа была «экстремально необходима» для российской экономики.

«Льготами пользовались буквально все горожане и в меньшей степени сельское население. На это тратились колоссальные средства», — отмечает профессор.

До 2004 года только на федеральном уровне в России насчитывалось около 120 видов льгот, а их получателями выступали свыше 220 категорий граждан. Всего различными льготами пользовались более 103 млн человек.

Необходимо отметить, что большинство из них действительно являлись ветеранами труда и инвалидами войны.

По замыслу чиновников, герои Великой отечественной войны в качестве компенсации натуральных льгот должны получать ежемесячно 3,5 тыс. рублей, ветераны войны – по 1,5 тыс. рублей, инвалиды войны – по 2 тыс. рублей, а блокадники – по 1,1 тыс. рублей.

Кроме того, по 1,7 тыс. рублей ежемесячно предусматривалось для ликвидаторов чернобыльской аварии, и от 800 до 1,4 тыс. рублей для инвалидов различных групп. На замену льгот деньгами только федеральным льготникам в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд рублей.

«Но эти деньги не восполняли затрат горожан на тот же проезд в общественном транспорте, поэтому переход на компенсации был столь болезненным как для правительства, так и для населения.

Конечно, от реформы выиграли жители сел, которые об этих льготах и не особо знали, но в большинстве случаев власти, по сути залезли в карман к ветеранам труда инвалидам и участникам ВОВ», — указывает Наталья Зубаревич.

Источник: https://www.gazeta.ru/business/2019/08/21/12592609.shtml

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.