Мотивация деятельности педагога при заслуженном поощрении результатов

Консультация «Мотивация в деятельности педагога»

Мотивация деятельности педагога при заслуженном поощрении результатов

Татьяна Пирогова
Консультация «Мотивация в деятельности педагога»

Мотивация в деятельности педагога.

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация.

Мотивация вообще, и мотивация воспитателя в частности, является одной из фундаментальных проблем как для отечественной, так и для зарубежной психологии и педагогики.

Её значимость для образовательной практики настолько велика, что интерес и внимание учёных к различным аспектам этой проблемы не ослабевает на протяжении многих десятилетий.

Прежде, хочется напомнить значение самого термина.

Мотивация – это побуждение к какой-либо деятельности, усилиям, достижениям. Иными словами, мотивировать кого-то – значит, добиться, чтобы человек захотел проявлять усердие, добросовестное отношение к своим обязанностям. В полной мере это относится и к педагогам.

Для начала давайте ответим на вопросы, какие мотивы связаны с вашей деятельностью. Подумайте минутку и запишите.

В настоящее время для объяснения мотивации педагога широко привлекаются общепсихологические теории. В качестве примера можно привести широко известную пирамиду потребностей А. Маслоу.

Согласно Маслоу, человек работает для того, чтобы удовлетворить свои потребности.

Он выделил пять качественно разных групп человеческих потребностей:

физиологические потребности (еда, вода, жилье, отдых, сексуальные потребности);

потребности в безопасности и стабильности (потребность в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем);

социальные потребности (принадлежность к социальной группе (семья, друзья, коллеги по работе и т. д., чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности, поддержки);

потребности в общественном признании (потребности в самоуважении, признании и уважении со стороны окружающих)

потребности самовыражения (потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности).

Если внимательно посмотреть на это изображение, то «развитие», «персональный рост» находятся в самом верху пирамиды. Этим можно просто объяснить тот факт, почему очень мало людей реально парятся на тему персонального и личностного роста. Ведь до вершины пирамиды еще нужно дойти…

Одна из моделей принадлежит отечественному исследователю К. Г. Митрофанову, считающему, что мотивация педагога развивается поэтапно. В начале своей профессиональной деятельности основным мотивом педагога является стремление к самоутверждению, признанию со стороны учеников, коллег, родителей.

Затем акцент переносится на содержание воспитания и обучения. Педагог активно овладевает преподаваемым материалом, занимается конструированием отдельных занятий и учебных курсов, что приводит к повышению его интереса к способам педагогической работы.

Впоследствии начинают преобладать интересы к пониманию и развитию дошкольника, его личности и поведения.

Распространена также точка зрения, согласно которой профессиональные мотивы педагогаможно сгруппировать в три блока :

мотивы выбора педагогической профессии;

-мотивы, проявляющиеся в процессе труда педагога;

мотивы совершенствования педагогической деятельности.

Первый блок включает в себя интерес к работе с детьми, подражание (например, своим учителям, родителям, коллегам и т. д., а также способность к организаторской деятельности.

По мере работы воспитателя, приобретения им своего опыта педагогической деятельности у него складывается интерес к работе с детьми определённого возраста, происходит осознание важности, значимости своего труда для общества, появляется интерес к развитию своих педагогических способностей.

В отличие от других,педагог (так же, как и врачи, военные) предрасположены к тому типу мотивации труда работников, для которого основу составляют высокие идейные и человеческие ценности.

Это люди, стремящиеся своей деятельностью принести людям добро и гуманизм. Большинство из них работают ради дела, которым занимаются, вне зависимости от материального вознаграждения.

Работников с мотивацией такого типа называют «патриотами».

Все люди мотивируются разными факторами. Залог успеха состоит в том, чтобы дать сотрудникам то, чего они действительно хотят, к чему стремятся. Разобраться в этом и сформировать соответствующую систему мотивации помогут социально-психологические типы.

Молодые специалисты часто готовы работать за скромный оклад, на небольшой нагрузке ради получения опыта и соответствующей квалификации.

Они достаточно инертны, пассивны в делах коллектива, стремятся впитывать, усваивать, а не влиять. Юные работники не умеют планировать, прогнозировать свою работу, определять конечный результат.

Их сверхзадача — справиться с возложенными должностными обязанностями. Однако пройдет год-два — и все поменяется.

Профессионалы — высококлассные специалисты, работающие, прежде всего на результат. Они реалистичны, активны, инициативны, стремятся к участию в руководстве организацией, берут на себя разные общественные поручения.

Творцы — это креативные личности, интеллектуалы, предпочитающие эвристические формы работы. Они ищут интересные приемы, подходы, стремясь модернизировать учебный процесс. Творцы способны выдвигать идеи и реализовывать их, но непросто уживаются в коллективе, так как излишне критичны и самокритичны.

Пунктуалы, скорее всего, педанты-аккуратисты, которые особенно ценят комфортность работы, ее своевременное начало и завершение, четкость и спланированность действий руководства.

Хранители традиций чувствуют себя наставниками, неформальными лидерами. Находясь несколько в стороне от привычной суеты, мэтры владеют механизмом влияния на начальство, формируют общественное мнение и определяют судьбоносные решения.

В любом педагогическом коллективе работают педагоги, для которых в тот или иной момент актуальны потребности разного уровня (разная мотивация). Это зависит от возраста, образования, опыта работы, характеристик личности воспитателя, социально-психологических условий труда.

Теперь зачитайте, что у вас получилось какие мотивы связаны с вашей работай?

Вкратце расскажу о способах мотивации:

Экономические способы мотивации

Наиболее реалистичны малозатратные разовые варианты, которые выполняют больше психологическую задачу и могут оказаться полезными на некоторое время. Они ни к чему не обязывают и могут применяться в отношении всех членов коллектива.

Интеллектуально-творческие способы мотивации

Это способы мотивации творческих кадров, способствующие их образовательному и профессиональному росту, в том числе карьерному.

Данные подходы востребованы в работе с активными профессионалами, креативными личностями. Даже разовое использование такой мотивации может быть полезно.

Оно необходимо одаренному педагогу для дальнейшего саморазвития.

Среди таких приемов выделяют:

доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой выполненной работы, устная похвала после посещения (занятия) или мероприятия;

Ресурсные способы

Сюда относят способы мотивации, позволяющие экономить время специалиста или распределять его более эффективно. Эти приемы окажутся близки пунктуалам, желающим оптимизировать свое пребывание на работе.

Данное стремление, прежде всего, связано с семьей (строительство семейного гнезда, воспитание детей, уход за больными родственниками, а также может быть вызвано занятостью на другой работе, общественной деятельностью, наличием любимого увлечения и проч.

Пунктуалы предпочитают:

дополнительные отгулы (в течение года или к отпуску);

удобный график отпуска, а также его непрерывность;

наиболее компактный (без окон) график работы;

методические часы и дни;

возможность выбора учебной нагрузки.

Статусные способы

Данные методы призваны повышать роль педагога в коллективе. Они особенно ценны для хранителей традиций образовательного учреждения.В их число входят:

оказание административной помощи в разрешении конфликтных ситуаций (между педагогами или родителями учащихся);

публичная похвала на совещании или педсовете;

вынесение благодарности в приказе;

представление к грамоте или званию;

помещение фотографии на стенд типа «Лидеры в образовании»;

признание успехов детей (организация выставки работ учащихся, концерта творческого коллектива, выступления спортивной команды и т. п.);

выражение признательности со стороны детей и их родителей.

Используя данные способы в отдельности и интегрируя их, а также используя индивидуальный подход к каждому педагогу, можно достигнуть высокого качественного результата.

Рассказ «Моя работа».

Участники составляют письменный рассказ о своей работе в произвольной форме, но важно,чтобы в рассказе были ответы на следующие вопросы:

• Имею ли я четкую картину о своей работе и ее целях?

• Что нужно делать, чтобы достичь высоких результатов в профессиональной деятельности?

• Помогает ли мне работа в достижении других жизненных целей?

• Каковы мои цели (ближние и дальние) продвижения по службе?

• Какую работу я хочу выполнять через 10лет?

• Есть ли у меня энтузиазм и стремление к работе?

• Что является для меня ведущим мотивом профессиональной деятельности в настоящее время?

• Каковы сильные и слабые стороны моих мотивов профессиональной деятельности?

В конце занятия проходит обсуждение тех сложностей, которые возникли у участников тренинга в ходе составления рассказа. При желании участники предоставляют свой рассказ на общее обсуждение.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-motivacija-v-dejatelnosti-pedagoga.html

Особенности мотивации деятельности педагогических работников

Мотивация деятельности педагога при заслуженном поощрении результатов

Новикова, О. И. Особенности мотивации деятельности педагогических работников / О. И. Новикова, В. Б. Ременников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 228-229. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58505/ (дата обращения: 16.12.2020).



Представлены данные анализа мотивационных факторов педагогических работников на примере школы № 1468 г. Москвы. Выявлены примерные ожидания и потребности современного учителя.

Ключевые слова: мотивация, педагогический работник, саморазвитие.

Каждый человек, каждая личность имеет свои потребности, пробуждающее в нем стремление удовлетворить их. Состояние недостатка в чем-либо является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Опираясь на изложенное, можно дать определение понятию «мотивация».

Мотивация — динамическая система внутренних факторов, взаимодействующих между собой, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека. [1]

В современных образовательных учреждениях, где требования к работе и само содержание работы меняются очень динамично и стремительно, система мотивации должна соответствовать сложности и ответственности деятельности учителя, обладать гибкостью и стимулировать самореализацию каждого педагога. Один из критериев эффективности системы мотивации — ее воздействие на достижение стратегических целей образовательного учреждения.

Заставлять и побуждать любого человека к определенным действиям чрезвычайно сложно. Необходимо сформировать систему стимулирования, позволяющую добиться максимальной эффективности труда педагогов. Для этого выделим основные категории стимулирования.

Материальное стимулирование является одной из самых распространенных форм мотивации сотрудников и осуществляется с помощью премий, надбавок, стимулирующего фонда заработной платы, системы оплаты труда.

Однако периодически наблюдается положительная динамика роста заработной платы учителя и при этом очевидное ухудшения качества и результативности его профессиональной деятельности.

Такая зависимость отражает ненадежность формы мотивации, не гарантирует ее эффективность. [2,3]

Неденежное стимулирование — вручение наград, грамот, публичные поощрения — порой те инструменты, на которые руководители возлагают свои надежды. И нередко этот вид стимулирования приносит свои плоды. [2] Однако данная форма мотивации ориентирована далеко не на все категории педагогов, так как современный учитель имеет более широкий спектр материальных потребностей.

Улучшение качества организации образовательной деятельности заключается в четкой постановке задач каждому педагогу, обдуманном и рациональном расширении функционала, использовании гибких графиков выполнения заданий, улучшении условий труда. [3] Правильно обозначенная цель, профессионально выстроенная стратегия, грамотно обозначенные задачи могут служить мотивирующим фактором для любого учителя.

В каждом коллективе существуют лидеры, «отверженные» и наиболее влиятельные члены. Этот факт, как и многие другие факторы, могут стать мотивом для самосовершенствования, помогают раскрыться и достичь определенных успехов, чтобы стать лидером в этой команде и соответствовать ее высокому статусу. [1,3]

Существуют и такие виды мотивации, как мотивация отношениями и мотивация через учебу.

В первом случае, в меру лояльное и доверительное отношение руководителя к учителю позволяет последнему чувствовать свою необходимость и ответственность, что, в свою очередь, является мотивирующим фактором для успешного выполнения работы.

Во втором случае, мотивацией может служить то, что по окончании обучения (повышения квалификации, переподготовки) откроются новые возможности для удовлетворения потребностей и амбиций. [3]

Значимость мотивации очень велика, внимание к ее различным сторонам актуально. Задача каждого руководителя образовательной организации — удовлетворение потребностей своих сотрудников.

С целью анализа мотивационных факторов и потребностей учителя мною было проведено анкетирование среди педагогов ГБОУ «Школа № 1468». Была использована анкета «Определение мотивов инновационной деятельности педагогов», представленная О. В. Груздевой [4].

и методика проведения анкетирования представлены в Приложении 1.

В анкетировании приняли участие 59 учителей, возрастной категории 25–53 лет. Стаж работы педагогов варьирует от 2 до 34 лет работы в образовательных организациях. По результатам анкетирования наиболее распространенными оказались следующие мотивационные факторы:

− стабильность;

− деньги;

− признание;

− возможность развития и повышения уровня профессионализма;

− интересная работа;

− прозрачность перспектив;

− работа в сильной команде.

На диаграмме представлено количественное отражение выбора учителями наиболее характерных для них мотивационных факторов (рис. 1).

Рис. 1. Распределение мотивационных факторов по результатам опроса

Молодые специалисты отмечают, что материальный фактор не является приоритетным в их деятельности. Их основной задачей является получение опыта, квалификации, увлекательность деятельности.

Это сотрудники, проработавшие в школе 1–4 года.

Учителя, работающие 5 и более лет, ориентированы на финансовый фактор, признание, профессиональный рост, благоприятную социально-психологическую атмосферу в коллективе.

По результатам опроса тех же сотрудников школы были выявлены примерные ожидания и потребности современного учителя:

  1. Учителю комфортно работать в образовательной среде, в коллективе и административном аппарате присутствует атмосфера доверия
  2. Уровень заработной платы удовлетворяет учителя
  3. Благополучие учителя является предметом интереса администрации
  4. В школе существует возможность самостоятельного принятия решений для осуществления качественного образовательного процесса и достижения высоких учебных результатов учениками
  5. Учитель имеет возможность повышения профессионального уровня подготовки, созданы условия для личностного роста
  6. Задачи школы обеспечивают педагогическую активность учителя

В любом коллективе, в том числе и педагогическом, работают сотрудники, для которых актуальны разные потребности, зависящие от условий труда, возраста, образования, личностных характеристик.

Сегодня очень сложно эффективно управлять образовательной организацией, не добившись вовлеченности педагога, которая, в свою очередь, недостижима без мотивации.

При этом наступает время людей, способных не только к мотивации со стороны руководителей, но и в большей степени к самомотивации. Нужно лишь найти правильный внутренний фактор, к которому и будет стремиться человек.

Литература:

  1. Андреева Т., Юртайкин Е. Почему опадают яблоки или внутренняя де-мотивация персонала // Top Manager № 22, 2002.
  2. Ветлужских Е. Система вознаграждения — 2013.
  3. Глушаков, В. Е. Основы менеджмента и организационное поведение. «Белый Ветер», 2012.
  4. Цветцых А. В., Гринчишина К. Э. Разработка мероприятий по повышению эффективности управления персоналом образовательной организации // Современное психолого-педагогическое образование: материалы VII Психолого-педагогических чтений памяти Л. В. Яблоковой / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева; отв. ред. О. В. Груздева, 2016. С. 128–131.

Основные термины(генерируются автоматически): современный учитель, учитель, достижение цели, заработная плата, мотивация, образовательная организация, потребность, результат опроса, удовлетворение потребностей.

Источник: https://moluch.ru/archive/255/58505/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.