Мсэ критерии установления инвалидности

Критерии определения и классификация групп инвалидности, порядок прохождения МСЭ

Мсэ критерии установления инвалидности

Присвоение группы инвалидности для кого-то становится хорошей социальной поддержкой, а некоторым приносит дополнительные проблемы при трудоустройстве. Несмотря на квотируемые рабочие места, работодатели очень неохотно принимают в штат лиц с ограничениями.

Как оформить инвалидность

Здоровье – относительный показатель, современная медицина способна отыскать в любом организме отклонения от нормы, но для назначения инвалидности требуются особые условия.

Комиссия

Существующие методы и показатели для определения нарушенных функций не автоматизированы. Чтобы стать инвалидом, необходимо получить заключение медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Решение о присвоении статуса инвалида всегда принимается комиссией, в составе которой присутствуют не только врачи, но и психолог со специалистом по реабилитации. При необходимости приглашается социальный работник, а также квалифицированный врач, по желанию гражданина.

Обратите внимание! Члены комиссии негласно заинтересованы в отказе от присвоения статуса инвалида. Вряд ли вам сообщат о возможности приглашения в состав дополнительного специалиста, имеющего право совещательного голоса.

Комиссия работает по плану, как и в любой государственной деятельности, сотрудники строго ограничены рамками полномочий и показателями статистики, которые нарушать не рекомендуется.

Направление на МСЭ

Для получения оценки ограничений жизнедеятельности необходимо прохождение комиссии. Направление выдается:

учреждением соцзащиты;

  • органами пенсионного обеспечения.

Если не удается получить направление, гражданин имеет право самостоятельно обратиться в отделение МСЭ, предварительно получив письменный отказ лечащего врача.

Добиться проведения экспертизы не сложно, но её ещё необходимо удачно пройти. Если ярко-выраженных нарушений функций организма не имеется, требуется тщательная и заблаговременная подготовка к МСЭ.

Как проходить экспертизу

Когда имеется направление на оценку ограничений жизнедеятельности, в медицинской карте пациента обычно уже есть большинство необходимых исследований и заключений от врачей.

В таком случае прохождение МСЭ не требует дополнительных документов и справок, но если присутствуют сомнения в конечном результате, лучше самостоятельно убедиться в наличии достаточных оснований для присвоения группы инвалидности.

Рекомендуется обратиться к независимым экспертам, чтобы сэкономить время и средства. Конечно, работа сторонних специалистов стоит денег, но предварительные результаты и оценку они дадут незамедлительно.

Добиваться присвоения инвалидности, в некоторых случаях, может быть абсолютно бесполезно, а опытные эксперты обязательно сообщат об этом, либо подскажут оптимальные варианты подтверждения статуса инвалида.

Случай из личной юридической практики:

За консультацией обратилась женщина, уволившаяся с многолетнего места работы уборщицей по собственному желанию, потому что не могла поднимать вёдра с водой, а также передвигаться с прямым положением спины. Врачи, поставив диагноз «межпозвоночная грыжа», направляли пациентку на операцию.

Женщина опасалась хирургического вмешательства. Изучив всю доступную информацию, она пришла к выводу, что после операции может остаться прикованной к постели, поэтому категорически отказалась от госпитализации.

Врачи не выдали ей направление на прохождение МСЭ. Настаивали на том, что операция необходима, а в случае неудачного исхода обещали помочь с оформлением статуса инвалида.

Основываясь лишь на предположениях и опасениях клиентки, помочь я было невозможно. Пришлось обратиться к независимому медико-социальному эксперту, который определил недостаточность диагностических исследований в представленной медицинской документации, а также выписал все необходимые направления к профильным специалистам.

После прохождения масштабного обследования опасения клиентки подтвердились – операция, при расположении её грыжи, была крайне опасна и противопоказана.

Общими усилиями нам удалось документально подтвердить неспособность женщины к труду и обоснованность её отказа от операции. Лечащий врач согласился с представленными результатами медицинских исследований и выписал направление на прохождение МСЭ.

Клиентке была установлена 3 группа инвалидности, назначена пенсия и предоставлены все полагающиеся льготы.

Как обжаловать решение

Не стоит обольщаться относительно только документальных подтверждений вашего недуга. Решение принимается исключительно анием членов комиссии, которые с разных точек зрения оценят внешний вид пациента, манеру и способы держаться, передвигаться и общаться.

По сути, МСЭ – это спектакль одного актёра (пациента) перед зрителями (комиссией). Чем качественнее и убедительнее претендент изобразит неспособность к нормальной жизнедеятельности, тем выше вероятность установления группы инвалидности.

Первоначально комиссию проводит региональное бюро. Не переживайте, даже если вы неудачно прошли МСЭ, решение можно обжаловать.

Заявление о несогласии с результатом подается:

  • в главное бюро;
  • в Федеральное бюро;
  • в суд.

Обязательно! Соблюдайте последовательность шагов. Первое решение обжалуется в главном бюро, если результат не устраивает, следующее обращение следует в Федеральное бюро. Суд – последняя инстанция.

Группы и степени инвалидности

Основными критериями для определения ограниченности к нормальной жизнедеятельности выступают отличительные признаки, характеризующие заболевание или увечье.

Критерии определения групп инвалидности различны, не всегда можно однозначно определить к какой категории относится пациент. Эксперты рассматривают множество факторов, прежде чем установить пациенту определенный статус.

Таблица 1. Классификация существующих групп и критериев инвалидности.

ГруппыРебёнок-инвалид
ПерваяВтораяТретья
Полная утрата способностей к труду. Важные функции организма нарушены критически. Невозможность самообслуживания. Жизнедеятельность требует постоянной сторонней помощи.Невозможность нормально трудиться. Для выполнения работы требуются специальное оборудование или условия. Нарушения функций значительно выражены, но постоянный уход не требуется.Трудоспособность сохраняется, но здоровье не позволяет выполнять работы по прежней квалификации, либо продолжение деятельности требует сокращения объёмов.Стойкие нарушения функций организма, вызванные болезнью или травмой в детстве, врожденным физическим или психическим недостатком.

Для определения групп комиссией оцениваются степени нарушений по нескольким видам основных показателей:

  • Трудовая деятельность;
  • Поведенческий контроль;
  • Пространственная ориентация;
  • Способность обучаться;
  • Навыки общения;
  • Самостоятельность в обслуживании личных нужд;
  • Способность к передвижению.

Инвалидность назначается при ярко-выраженных нарушениях во всех либо отдельных видах деятельности.

Степени ограничений отличаются от групп инвалидности по нумерации. При определении категории специалисты учитывают совокупность всех отклонений от нормы. Если первая группа инвалидности – самая тяжелая, то 1 степень нарушения, наоборот считается лёгкой.

Таблица 2. Характеристики степеней.

ФункцияI степеньII степеньIII степень
ТрудСамостоятельно, с ограничением объёмов.Самостоятельно, с применением вспомогательных средств.С посторонней помощью или полная утрата работоспособности.
ПоведениеРедкие возникновения затруднений самоконтроля.Незначительное снижение оценки окружающей действительности.Отсутствие самоконтроля, зависимость от посторонней помощи.
ОриентацияНормальное восприятие окружающей обстановки, иногда требуются дополнительные средства или помощь.Специальные средства и посторонняя помощь требуются часто, но способности не утрачены.Полная дезориентация, постоянно требуется сторонний контроль.
ОбучениеСпособность к усвоению знаний и навыков сохраняется, но иногда требуются специальные методики.Требуются особые образовательные программы, дополнительные средства к обучению. Освоение программ на дому или в специализированных заведениях.Отсутствие способностей. Возможно усвоение только самых элементарных навыков в отдельных видах деятельности.
ОбщениеСнижение темпов, объёмов получения и передачи информации. Иногда требуются дополнительные средства.Частичная возможность общаться, часто требуется посторонняя помощь или специальная аппаратура.Полная утрата возможностей. Постоянно требуется помощь других людей.
СамообслуживаниеНезначительное снижение физических возможностей, способности сохраняются, но требуют больше времени на выполнение действий.Частичное обслуживание своих нужд. Иногда требуется посторонняя помощь или специальные средства.Полная зависимость от посторонней помощи.
ПередвижениеСпособности сохраняются, иногда требуются длительные промежутки времени или дополнительные приспособления.Передвижение возможно с помощью сопровождающего или используя дополнительные средства.Возможность отсутствует, для перемещения требуется специальная помощь.

Существует ещё IV степень, но она отдельно не рассмотрена в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г.

N 1024н “О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы”.

Эта степень определяется крайней выраженностью отсутствия физических и психических возможностей и не требует отдельного пояснения.

Установка группы

При определении инвалидности ребёнку, медицинское освидетельствование проводится с учётом возрастных категорий, на основании ограничений II степени.

  1. Первая группа – при характерных отклонениях в здоровье по IV степени. Это самая тяжелая форма ограничения жизнедеятельности.
  2. Вторая группа – характерные отклонения, согласно III степени. Нарушения ярко выражены, но гражданин способен к осуществлению жизнедеятельности. Многие пациенты, при освидетельствовании, настаивают, чтобы им не устанавливали инвалидность II группы, для сохранения возможности полноценно трудиться.
  3. Третья группа – при выраженных формах отклонений, основывается на показателях II степени. Иногда включает и более тяжелые варианты показателей, если в совокупности их недостаточно для установления II группы.

Переосвидетельствование

После первого прохождения комиссии МСЭ присвоенная группа сохраняется за инвалидом на определенный срок:

  • 2 года – первая группа;
  • 1 год – вторая и третья группы;
  • 1, 2, 5 лет или до совершеннолетия – детям.

К концу срока необходимо проходить переосвидетельствование по I – III группам, а ребёнку не менее 1 раза за всё время.

По собственному желанию инвалид может обратиться ранее, если показатели здоровья ухудшились или улучшились и гражданин считает, что установленная группа уже не соответствует заявленной.

Инвалидность может быть присвоена «бессрочно» или до 18-летия ребёнка после второго или последующих переосвидетельствований.

При несогласии с решением комиссии, затраченное время на повторные обращения может лишить вас положенных надбавок к пенсии и дополнительных компенсаций. Все начисления производятся с момента установления определённой категории. Состав предоставляемых льгот и пенсионные суммы для каждой группы различаются, поэтому будьте очень внимательны при подготовке к прохождению МСЭ.

Источник: https://FreeLawyer.guru/sotszashhita/gruppy-invalidnosti.html

Детские критерии установления инвалидности | РОО помощи детям с РАС «Контакт»

Мсэ критерии установления инвалидности

24 февраля 2020

С 1 января 2020 года в РФ впервые появились так называемые детские критерии установления инвалидности, ранее были общие для любого возраста.

Приказ 1024 утратил силу, и
вступил в действие Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 августа 2019 г. № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Этот документ включает в себя практически все заболевания из Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10).Обновлена количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма взрослого гражданина, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Предусмотрена отдельная количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма ребенка.

Приложение 2 к Приказу: Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

Соответственно, у граждан появились вопросы: будут ли пересматриваться ранее установленные бессрочные группы инвалидности в связи с появлением новых критериев инвалидности?
Нет, не будут.

Ранее установленные бессрочные группы инвалидности, в том числе и статус ребенок – инвалид (до 18 лет, могут быть изменены только с личного письменного согласия гражданина или его законного представителя, или при контрольном освидетельствовании в Главном бюро МСЭ (и даже в этом случае обоснованность ранее принятого решения будет оцениваться по критериям установления инвалидности, которые действовали на дату заключения МСЭ, а не на дату контрольного освидетельствования.)

Сами классификации и критерии остались прежними. Для понимания степени ограничений жизнедеятельности можно ознакомиться с Международной классификацией функционирования ВОЗ.
Новые критерии и классификатор позволяет наиболее точно описывать состояние здоровья. Это дополнительный инструмент для медицинских специалистов, неподготовленному человеку в нем разобраться сложно.

В разделе 5 Приложения 2 (критерии для граждан до 18 лет) «Психические расстройства и расстройства поведения» установлены ранее отсутствовавшие критерии:— уровень реабилитационного потенциала организма ребенка (фактор наследственности, половозрастные особенности, состояние иных органов и систем организма),— уровень реабилитационного потенциала личности ребенка (интеллектуальный, мотивационный и эмоционально-волевой компонент в зависимости от возраста),— состояние его ближайшей социальной группы (семьи),— характер получения образования (обучение по основным общеобразовательным стандартам или по адаптированной программе),— профессиональный маршрут (в возрасте старше 14 лет).

Необходимой составляющей оценки степени выраженности нарушений психических функций ребенка в возрасте до 18 лет, обусловленных психическими расстройствами и расстройствами поведения является уровень адаптации в основных сферах жизнедеятельности ребенка (семейной, бытовой, социально-средовой, в ситуации обучения, профессиональной сфере и прочих).

Примечание к подпункту 5.1.2.

Общие расстройства психологического развития (F 84) Количественная оценка степени выраженности нарушений функций организма ребенка в возрасте до 18 лет при расстройствах аутистического спектра основывается на оценке степени дефицита социальной коммуникации и социального взаимодействия; оценке «поведенческого сценария» (фобии и аффективные методы защиты — моторные и речевые стереотипии, поведенческие ритуалы, сверхценные увлечения, патологические фантазии, «феномен тождества» или требование неизменности, повышенная или неадекватная реакция на сенсорные стимулы, постоянства).

Дополнительные критериями оценки:— отсутствие или наличие специфических речевых нарушений, интеллектуальной недостаточности, психопатологических проявлений (кататонический синдром, пароксизмальные нарушения в структуре аутизма).

В возрастном периоде от 0 до 3 лет количественная оценка степени выраженности функций организма должна учитывать степень нарушения коммуникативных навыков, темп психомоторного развития ребенка и формирования социальных и поведенческих навыков.

Впервые в классификаторе появились рекомендации по оценке степени интеллектуальной недостаточности у детей в возрасте 3 лет и старше. Специалисты МСЭ будут проводить оценку по клиническим проявлениям и данным адаптированных методик-теста Векслера: «……дети от 4 до 7 лет — тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence);

тест WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children), у детей с нарушениями речи или слуха, с выраженной социально-педагогической запущенностью, с задержками навыков чтения и письма для тестирования детей с 5 лет предпочтительнее использовать детский вариант теста Равена, для тестирования детей и подростков (от 7 до 15 лет 11 месяцев)
и тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования взрослых (от 16 лет и старше).
При невозможности оценки степени интеллектуального дефекта методикой Векслера в связи с особенностями клинической симптоматики и возраста ребенка оценка производится только клинически по результатам динамического наблюдения (заключение ВК ПНД).

*Очевидно, что использование данных теста Векслера имеет исключительно рекомендательный характер, и данное исследование проводится по усмотрению гражданина или его законного представителя.

Требование о проведение теста также не включено в Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.

*Существует ошибочное мнение, что установление инвалидности обусловлено наличием заболевания, диагноза. Это неверно.Статья 1 Конвенции ООН о правах инвалидов (РФ подписала ее в 2012 г.)

«К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.»

Аналогичная информация содержится и в Постановлении Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»:

п. 5.

Условиями признания гражданина инвалидом являются:а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

6. Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Для установления инвалидности имеет значение степень выраженности стойких нарушений функций организма. И именно оценку этой степени и иных характеризующих нарушение функций организма гражданина или ребенка до 18 лет, определяют на основании критериев и классификатора – Приказ № 585н, и соответственно устанавливают группу инвалидности или статус ребенок-инвалид.

Если же в установлении инвалидности отказано специалистами бюро МСЭ, то это может быть по следующим причинам:

1) Нет оснований в установлении инвалидности гражданину или ребенку до 18 лет по состоянию здоровья;
2) Неверно оформленные сопроводительные документы на медико-социальную экспертизу.

А точнее: в медицинских заключениях содержатся все необходимые сведения для получения инвалидности, а пакет документов на МСЭ, в частности Форма № 088/у «Направление на медико-социальную экспертизу», заполнена некорректно или недостаточно полно.

Существует Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31 января 2019 г.

№ 52н/35н «Об утверждении перечня медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы», согласно которого гражданин или ребенок, направляемый на МСЭ, должен пройти соответствующие обследования.

При отсутствии  необходимых сведений, в установлении инвалидности может быть отказано. В такой ситуации гражданин или ребенок могут быть дообследованы и повторно направлены на МСЭ.

В связи с чем можно рекомендовать родителям детей, которым рекомендовано получение инвалидности, обращать внимание на полное и достоверное заполнение пакета документов для прохождения МСЭ: сроки давности обследований, результаты стационарных и амбулаторных обследований, позволяющих определить тяжесть заболевания, динамику состояния, эффективность медицинской реабилитации.
Родители имеют право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья ребенка, запрашивать и получать отражающие состояние здоровья ребенка медицинские документы (копии и пр.), выписки, в том числе в форме электронных документов. Ст. 22 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Также стоит помнить, что гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса. (Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 14.11.2019) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» п.27(1).

Олеся Маркова, юрист РОО помощи детям с РАС «Контакт».

Региональная общественная организация помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт»

ИНН 7728401787КПП 772801001

ОГРН 11377990160246

  • Юридический адрес:

    117292, г. Москва, ул. Кедрова, д.6, к.1, кв.63

    Фактический адрес:

    127055, г. Москва, Вадковский переулок, д. 24/35 строение 1

  • +7 (966) 157-99-77

    +7 (499) 444-33-01

Сайт создан при поддержке Фонда президентских грантов

Источник: https://contact-autism.ru/news/detskie-kriterii-ustanovleniya-inval

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.