Муниципальный жилой дом это

О собственнике мкд

Муниципальный жилой дом это

Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы.

Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли.

Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное.

Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке >>>

**************************************************

Рассмотренный в настоящей публикации миф непосредственно связан с ранее развенчанными мифами о том, что якобы общее имущество в многоквартирном доме не принадлежит собственникам помещений в таком доме.

Одним из аргументов отказа собственников квартир от права собственности на общее имущество является ссылка на то, что существует некий собственник многоквартирного дома, которому и принадлежит всё имущество в таком доме (в том числе – общее имущество), за исключением тех помещений, которые были приватизированы, куплены, иным способом приобретены в частную собственность каких-либо лиц. В качестве собственника многоквартирного дома сторонники лжетеории чаще всего называют государство или муниципальное образование, на территории которого расположен многоквартирный дом. В настоящей статье проанализируем приведенную позицию.

Суть лжетеории

Сторонники лжетеории полагают, что поскольку в СССР все здания, в том числе многоквартирные дома (далее – МКД), принадлежали государству, при передаче квартир в частную собственность в ходе приватизации собственник самих МКД не изменился, и им по-прежнему является государство. Максимум, что готовы признать лжетеоретики в части смены собственника многоквартирного дома – это передачу такого дома с баланса государства на баланс муниципалитета.

Таким образом, в здании, принадлежащим либо государству, либо муниципалитету, имеются отдельные помещения, которыми на праве собственности владеют физические или юридические лица. Соответственно, всё, что не входит в границы частной собственности (не находится в пределах квартир), в том числе и общее имущество, принадлежит или государству, или муниципалитету.

Лжетеоретики даже представляют некие выписки из ЕГРН, которые якобы подтверждают право собственности муниципалитета или государства на МКД.

В настоящей статье попробуем разобраться, есть ли у многоквартирного дома собственник и что за выписки из ЕГРН представляют сторонники лжетеории в подтверждение права собственности на МКД.

Является ли МКД объектом права?

Первое, на что стоит обратить внимание, это само определение термина «многоквартирный дом».

В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. ПП РФ от 28.01.2006 №47: «6.

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством».

Уже из приведенного определения следует, что многоквартирный дом – это совокупность нескольких объектов недвижимости. К таким объектам относятся помещения в МКД, а также те элементы общего имущества, которые являются помещениями и земельным участком (то есть – именно объектами недвижимости).

В настоящей статье не будем детально анализировать, кому же принадлежит общее имущество, поскольку указанный вопрос ранее неоднократно рассматривался в статьях на сайте АКАТО (например, в публикациях «Кому принадлежит общее имущество?», «Кто владеет и распоряжается общим имуществом?»).

Немаловажно отметить, что кроме помещений и элементов общего имущества в МКД больше ничего нет. То есть именно совокупность помещений и общего имущества образуют многоквартирный дом, и этот перечень исчерпывающий.

Позиция, что в МКД могут быть помещения, принадлежащие отдельным собственникам, общее имущество, находящееся в долевой собственности собственников помещений, и что-либо еще, не основана на законе – никакого «чего-либо еще» в многоквартирном доме нет.

Таким образом, МКД – это совокупность объектов, принадлежащих различным собственникам.

А разве может существовать ситуация, в которой несколько вещей, находящихся в собственности различных лиц, в совокупности будут принадлежать некому иному лицу? Например, если два автомобиля принадлежат двум различным собственникам, то могут ли они совместно принадлежать некому третьему собственнику?

Конечно, пример с автомобилем можно привести иной. Например, два автомобиля, принадлежащие двум различным собственникам, используют некий гараж, принадлежащий иному, третьему собственнику.

Чем не пример МКД? Но тут надо проанализировать основания использования такого гаража. Ведь очевидно, что автовладельцы, использующие чужой гараж, будут должны каким-то образом оплачивать такое использование.

И порядок и размер такой платы будет определяться вовсе не на общем собрании автовладельцев, использующих гараж.

Но ведь существуют же гаражные кооперативы, существуют гаражи, порядок использования которых определяют именно автовладельцы? И в каких случаях это происходит? А происходит это тогда, когда эти самые гаражи принадлежат как раз этим автовладельцам, а если речь идет о гаражном кооперативе, то принимают решения именно те автовладельцы, которые являются членами этих кооперативов, то есть – учредители, владельцы таких кооперативов.

Такая же логика присутствует в вопросах управления общим имуществом в МКД – распоряжаются этим имуществом собственники этого имущества. А собственниками общего имущества в МКД являются собственники помещений в таком МКД.

Собственники помещений в МКД владеют своими помещениями единолично и общим имуществом совместно. То есть, в качестве объектов права в МКД имеются отдельные помещения (в т.ч.

квартиры), а также общее имущество собственников помещений. В совокупности несколько объектов права не образуют новый объект права.

Таким образом, технически такой объект как «многоквартирный дом» есть, но МКД как объекта права не существует.

Следовательно, невозможно определить собственника многоквартирного дома в целом, поскольку при определении лиц, имеющих право собственности на отдельные элементы МКД, можно определить исключительно владельцев отдельных помещений в доме, которые в совокупности владеют общим имуществом в таком доме.

Что говорят документы?

Лжетеоретики любят оперировать юридическими терминами. Рассуждая о собственнике МКД, сторонники рассматриваемой лжетеории часто применяют бухгалтерские термины, заявляя, что «МКД находится на балансе муниципалитета».

Посмотрим, может ли МКД быть объектом бухгалтерского учета.

Приказом Росстандарта от 12.12.2014 №2018-ст принят и введен в действие «ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов» (далее – ОКОФ).

Согласно Введению ОКОФ «ОКОФ применяется для целей бюджетного (бухгалтерского) учета организациями государственного сектора в случаях, предусмотренных федеральными стандартами, если иное не установлено уполномоченными органами государственного регулирования бухгалтерского учета. Объектами классификации в ОКОФ являются основные фонды».

ОКОФ присваивает код 100.00.00.00 группировке «Жилые здания и помещения». Важно отметить, что в указанной группировке нет такого вида объекта как «многоквартирные дома». То есть, такого объекта права как «многоквартирный дом» нет в принципе, многоквартирный дом не может быть на чьем бы то ни было балансе, не может быть объектом бухгалтерского учета.

Многоквартирный дом существует как технический объект. При этом такого объекта права как «многоквартирный дом» не существует.

А как же выписки из ЕГРН, где черным по белому написано, что якобы собственником МКД является муниципалитет?

Рассмотрим одну из таких выписок, представленных лжетеоретиками (приведена на рисунке). Если посмотреть сведения о правообладателе в Разделе 2, то такие сведения действительно содержат указание, что правом собственности обладает муниципальное образование (на рисунке обведено красным).

Но если посмотреть перечень объектов недвижимости, правом на которые обладает муниципалитет (на рисунке обведено синим), то можно увидеть, что в качестве таких объектов перечислены отдельные помещения дома.

Причем, если внимательно посмотреть на номера этих помещений, то можно увидеть, что это далеко не все помещения – часть номеров пропущена, поскольку помещениями с пропущенными номерами владеет не муниципалитет, а иные собственники.

Таким образом, представленная Выписка содержит сведения о праве собственности лишь на отдельные помещения в МКД, а не на весь многоквартирный дом в целом.

Сведений о праве собственности на какой-либо МКД в ЕГРН содержаться не может, а, следовательно, и никаких Выписок из ЕГРН, якобы подтверждающих право собственности какого-либо публичного образования (или вообще кого бы то ни было) на многоквартирный дом в целом, попросту не существует. Поскольку просто не существует такого объекта права как МКД.

И даже если у всех помещений в МКД будет один собственник, этот собственник будет владеть именно этими помещениями, и Выписка из ЕГРН в этом случае будет содержать сведения обо всех помещениях в доме.

Как собственник всех помещений в доме такое лицо будет единолично владеть общим имуществом в МКД. Но ни в коем случае такое лицо не будет считаться собственником именно многоквартирного дома в целом.

Дополнительно стоит обратить внимание, что часть 5 статьи 40 Федерального закона от 13.07.

2015 N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» прямо устанавливает: «При государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем. Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется».

Выводы

В настоящей статье доказано, что никакого «собственника многоквартирного дома» не существует. МКД является совокупностью помещений, принадлежащих отдельным собственникам, и общего имущества, находящегося в долевой собственности собственников помещений, и не является отдельным объектом права.

Многоквартирный дом не может находиться на чьем бы то ни было балансе.

Право собственности на МКД не может быть зарегистрировано в ЕГРН.

Государственной регистрации подлежит только право на отдельные помещения в МКД, и эта же регистрация права собственности на помещение одновременно является государственной регистрацией права собственности на долю в общем имуществе (часть 5 статьи 40, часть 1 статьи 42 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Мнение о возможности принадлежности права собственности на весь МКД какому-либо отдельному собственнику неверно, не основано на законе.

Источник: https://acato.ru/articles/20190326/mify-zhkh-kto-yavlyaetsya-sobstvennikom-mnogokvartirnogo-doma

Муниципальное (служебное) жилье

Муниципальный жилой дом это

Юридические вопросы, связанные с муниципальным  жильем достаточно актуальны до настоящего времени. Казалось бы, муниципального жилья становится все меньше, но вопросов, касающихся муниципального жилья, к юристам по жилищным спорам меньше не становится.

Сегодня муниципальное жилье включает в себя перечень жилых помещений, находящихся в собственности органов местного самоуправления. Такое жилье предоставляется нанимателю исключительно в пользование, что предусмотрено Жилищным кодексом РФ.

Главным недостатком муниципального жилья считается то, что такое имущество не может являться предметом договоров дарения, мены, купли-продажи, т.е. его нельзя отчуждать. Распоряжаться жильем может исключительно его собственник – муниципалитет.

В городе Москва создан специальный орган, который ведает всеми вопросами, связанными с муниципальным жильем – Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы.

Обращения к адвокату по вопросам, связанным с муниципальным жильем, очень различны. Так, на практике у граждан возникают вопросы, связанные со снятием с регистрационного учета бывших супругов или родственников из муниципальных квартир, которые добровольно не хотят сниматься с учета из них.

Такие жизненные обстоятельства нередки и поэтому многие обращаются за помощью к адвокатам с просьбой разрешить подобные ситуации. Также часты обращения с просьбой оказать содействие во вселении в муниципальную квартиру или регистрации туда родственника в отсутствии согласия наймодателя.

Право на проживание в муниципальной  квартире у граждан подтверждается договором социального найма (либо ордером) и регистрацией (пропиской). Для всех жильцов, независимо, ответственный ли это квартиросъемщик или член его семьи, Жилищным кодексом РФ установлены равные права и обязанности.

Из жилого муниципального помещения выселить прописанного там человека можно только по решению суда.  Согласно нормам действующего законодательства, основанием для выселения может служить:

  • добровольное расторжение жильцами договора найма;
  • отказ жильца от исполнения договора в одностороннем порядке (при выезде на другое место жительства, при отказе от оплаты коммунальных услуг);
  • отказ нанимателя и проживающих с ним людей от оплаты жилого помещения;
  • повреждение помещения или его разрушение жильцом;
  • действия нанимателя, нарушающие права соседей;
  • использование предоставленного помещения не по его прямому назначению;
  • смерть одинокого жильца.

Выселение из муниципальной квартиры, занимаемой гражданами по договору  найма, возможно как с предоставлением им другого жилья, так и без него.

За неуплату за право пользования жилым помещением более 6 месяцев Жилищный кодекс РФ предусматривает выселение жильцов в судебном порядке. Оправданием может служить болезнь нанимателя, потеря кормильца, наступление инвалидности, задержка в выплатах пенсии или заработной платы.

Согласно договору найма, собственником жилищного помещения является наймодатель, поэтому только он может подать в суд заявление о выселении жильцов. Случаи выселения за неуплату являются крайней мерой воздействия на недобросовестных нанимателей.

Чаще всего суды, идя им навстречу, предоставляют дополнительные сроки для погашения задолженности.

Еще одним основанием для  принятия решения о выселении является нарушение нанимателем правил проживания. К таким нарушениям можно отнести шум, ремонтные работы в неустановленное время, разведение животных, использование квартиры не по назначению, поведение асоциального характера, мешающего нормальной жизни соседей.

Для рассмотрения судом таких фактов они должны быть документально зафиксированы (показания свидетелей, протокол полиции, акты контролирующих органов и так далее). Эти нарушения должны иметь систематический характер, и сначала нанимателю должно быть сделано предупреждение о необходимости их устранения. Выселение в таких случаях производится без предоставления другой жилплощади.

Основанием для решения о выселении могут служить официально оформленные доказательства аморального поведения жильца, свидетельствующие о невозможности совместного с ним проживания, так как это негативно отражается на состоянии их здоровья и психики.

Аргументом в пользу принятия решения о выселении может служить и наличие у такого жильца другого пригодного для жилья помещения. В этом случае выселение производится также без предоставления другого жилья.

Суд может признать утрату жильцом права пользования квартирой, если он был вписан в ордер, но в нее не вселялся.

Основанием для этого может служить отсутствие в квартире личных вещей жильца, продолжительная задолженность по оплате коммунальных платежей, его добровольное решение об отказе от пользования помещением, наличие у него другой жилплощади и так далее. Подтверждающим документом могут служить свидетельские показания соседей или справка от участкового инспектора.

После принятия  решения о выселении квартиросъемщикам предоставляется определенный срок для его выполнения. При отказе добровольно освободить занимаемое помещение могут быть применены штрафные санкции.

Судебные споры о выселении с занимаемой жилплощади – самые распространенные в судебной практике. Граждане, проживающие в квартирах муниципальной собственности, могут не знать всех своих прав и обязанностей, что нередко приводит к несправедливому решению по выселению. Только квалифицированная помощь опытных юристов поможет отстоять Ваши интересы в судебном заседании.

Служебное жилье

Служебное жилье является одним из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

 Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма.

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Служебные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
Служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. 

Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: 

1) органом государственной власти Российской Федерации – в жилищном фонде Российской Федерации; 

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации – в жилищном фонде субъекта Российской Федерации; 

3) органом местного самоуправления – в муниципальном жилищном фонде. 

Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.

Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. 

Источник: http://gribakov.com/municipalnoe_zhile

Жилищное право

Муниципальный жилой дом это

Статья 19 Жилищного кодекса Российской Федерации весь жилищный фонд классифицирует следующим образом.

  1. жилые помещения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (частный жилой фонд);
  2. жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации) и субъектам Федерации (жилищный фонд субъектов Федерации), т.е. государственный жилой фонд;
  3. жилые помещения, принадлежащие на праве собственности городским, сельским поселениям либо другим муниципальным образованиям (муниципальный жилищный фонд).

В жилищный фонд включаются также жилые дома, входящие в государственный и муниципальный жилищные фонды, предоставляемые гражданам по договорам социального найма жилые помещения, служебные и специализированные жилые помещения, индивидуальные жилые помещения, а также помещения, предназначенные для коммерческого использования.

Таким образом, жилищный фонд классифицируется по принадлежности к формам собственности.

Ныне действующим гражданским законодательством, в частности ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, также предусмотрено три формы собственности. Исходя из этого, по принципу классификации жилищных фондов по принадлежности к формам собственности следует рассматривать подразделение всего жилищного фонда на три вида.

Государственный жилищный фонд. Данный фонд имеет в своем составе:

  • жилищный фонд, находящийся в государственной собственности Российской Федерации, в том числе в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий и учреждений, относящихся к федеральной собственности;
  • жилищный фонд, находящийся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, в том числе в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и учреждений, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации.

Муниципальный жилищный фонд. Он включает в себя жилищный фонд, находящийся в собственности городского, сельского или иного муниципального образования, в том числе в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятий и учреждений.

Частный жилищный фонд. Он включает в себя жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц.

построенный или приобретенный за счет средств частных собственников, в том числе за счет жилищных, жилищно-строительных кооперативов, дома товариществ собственников жилья, квартиры и дома приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством (ст. 288, 290, 291 ГК РФ).

От имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований права собственника жилищного фонда осуществляют соответствующие органы. Так, от имени Российской Федерации общее управление федеральной собственностью возложено на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое в пределах установленных полномочий осуществляет следующие функции:

  • проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;
  • осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;
  • разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;
  • осуществление полномочий собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;
  • защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;
  • осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.

При разграничении объектов жилищного фонда следует руководствоваться ст. 12, 130—132 Конституции РФ и ст. 6 и 29 Федерального закона от 28 августа 1995 г.

№ 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые в соответствии со ст.

125 и 215 Гражданского кодекса РФ в пределах своей компетенции осуществляют права собственника в отношении муниципального жилищного фонда.

Жилищный фонд, являющийся собственностью (ст. 19 ЖК РФ) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следует рассматривать как жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий и учреждений (ст. 294 и 296 Гражданского кодекса РФ).

С учетом ст. 19 ЖК РФ необходимо иметь в виду, что ведомственный жилищный фонд может быть передан в ведение органов местного самоуправления.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в области регулирования жилищных отношений в соответствии со ст.

72 Конституции РФ, учитывая, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и его субъектов, принимают законы и иные нормативные и правовые акты субъектов Российской Федерации.

Вне компетенции Российской Федерации, вне компетенции совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование (принятие законов и иных нормативных актов).

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» поселковая, сельская администрация в области строительства, жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения:

  • организуют подготовку проектов застройки населенных пунктов, утверждают проекты и титульные списки строек, осуществляемых за счет средств местного бюджета, и контролируют их соблюдение;
  • организуют за счет собственных средств и на долевых началах строительство и ремонт муниципальных жилых домов, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, дорог, привлекают в установленном порядке к дорожному строительству колхозы, совхозы и другие предприятия и организации;
  • организуют эксплуатацию муниципального жилищного фонда объектов коммунального и дорожного хозяйства предприятий торговли и общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности;
  • распределяют в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда;
  • решают вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдают ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам.

Районная администрация в области жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения:

  • организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности;
  • распределяет в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда;
  • решает вопросы продажи домов и квартир, использования собственности, а также выдаст ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам;
  • осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, всех объектов коммунального хозяйства обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения;
  • принимает меры по обеспечению населения топливом и др.

Городская администрация в области жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения:

  • организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности;
  • распределяет в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, решает вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдаст ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам;
  • осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения, принимает меры по обеспечению населения топливом.

Частный жилищный фонд — это совокупность жилых домов, находящихся либо в собственности граждан, либо в собственности юридических лиц.

В состав жилищного фонда находящегося в собственности граждан, входят:

  • индивидуальные жилые дома;
  • приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;
  • квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом; в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир;
  • квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

В состав частного жилищного фонда входит также жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц, построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе квартиры в жилищных, жилищно-строительных кооперативах с не выплаченным полностью паевым взносом.

В соответствии с ныне действующим законодательством собственниками жилых домов и жилых помещений могут быть коммерческие и некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником), общественные и религиозные организации или их объединения, благотворительные или иные фонды (ст. 213 ГК РФ).

Основной формой образования частного жилищного фонда является строительство новых жилых домов гражданами на праве собственности за счет собственных средств или с привлечением кредитов, субсидий и других средств.

Также данным Законом определено, что граждане имеют право на получение земельного участка для строительства жилья, и таким правом могут воспользоваться не только граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, но и те, которые по общим основаниям не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Предоставление гражданам кредитов на строительство, реконструкцию и приобретение жилья регулируется Положением «О жилищных кредитах», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г.

№ 1180, в соответствии с которым кредиты на указанные цели могут предоставляться как юридическим лицам, так и гражданам, даже не состоящим на учете для улучшения жилищных условий.

Обеспечивается кредит залогом в виде недвижимого имущества, принадлежащего заемщику.

В данном случае вопросы о предоставлении кредита решаются в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах».

Частный индивидуальный жилищный фонд может быть пополнен за счет приватизации гражданами квартир, находящихся в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

Состав жилищного фонда принадлежащего гражданам, может пополняться также за счет жилых домов, построенных или приобретенных на основании гражданско-правовых сделок — договоров купли-продажи, дарения, мены и т.п.

Статьей 213 Гражданского кодекса РФ устанавливается: в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом.

Частная собственность на недвижимость и ее часть в жилищной сфере не ограничиваются по количеству, размерам и стоимости, в отличие от прежнего регулирования, когда в собственности гражданина или у совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей могло находиться не более одного жилого дома или части его; устанавливались также предельные размеры жилой площади, количество этажей (не более двух) и количество комнат (не более пяти).

Источник: https://isfic.info/homs/nope11.htm

Порядок получения муниципального жилья

Муниципальный жилой дом это

Муниципальное жилье является собственностью территориального управленческого органа. Оно предоставляется гражданам на основании договоров соцнайма. Такая жилплощадь ‒ это хороший вариант для тех, кто в силу жизненных обстоятельств не может позволить себе приобретение недвижимости в собственность.

Высокие проценты по ипотечным кредитам и дорогая аренда квартир вынуждают многих граждан снимать муниципальные квадратные метры за умеренную плату с возможностью приватизации в дальнейшем. Имеются у такого жилья как свои преимущества, так и недостатки. Итак, как получить муниципальное жилье, и кто претендует на подобную недвижимость?

Что это такое?

Получить муниципальное жилье могут не все, а только те граждане, перечень которых указан в Жилищном кодексе в актуальной редакции. Ранее для того, чтобы встать в очередь на получение социальной квартиры, по правилам не требовалось доказывать собственную финансовую состоятельность. Сейчас же, с обновлением жилищных норм, это является обязательным требованием.

Тем не менее за гражданами, вставшими в очередь до вступления нововведений, очередность сохраняется. Также за ними сохранились льготы на получение квартир.

На сегодняшний момент процедура получения муниципального жилья ‒ далеко не быстрая. Это связано с весьма медленным строительством социальных квартир. Так, известно, что очередники 1990-х годов стали получать недвижимость в порядке очереди лишь к 2011 году.

Кому предоставляется?

Кто имеет право на муниципальное жилье в 2020 году:

  • граждане и члены их семьи, не занимающие муниципальное жилье и не имеющие в собственности какой-либо недвижимости;
  • семьи, в которых на 1 человека приходится менее 10 кв. метров;
  • граждане, обладающие недвижимостью или занимающие ее на основании договора соцнайма, при условии, что данная жилплощадь не соответствует нормативам санитарной безопасности.

Отдельные группы лиц претендуют на получение социального жилья вне очереди. К ним относятся дети-сироты, многодетные семьи, ветераны ВОВ, проживающие в коммунальных квартирах и другие категории граждан.

Правовое регулирование

Сейчас в РФ действует государственная программа, на основании которой нуждающиеся в жилье люди могут получить в пользование квадратные метры муниципального жилищного фонда.

19 ст. ЖК РФ содержит актуальный перечень помещений жилищного фонда России на данный момент:

  • частное жилье, находящееся во владении у граждан;
  • государственное жилье, принадлежащее РФ;
  • муниципальное жилье, находящееся во владении у муниципалитета;
  • ведомственное жилье, предоставляемое военнослужащим.

В ст. 51 ЖК указаны категории граждан, претендующих на получение муниципального жилья.

Муниципальное жилье

Во времена Советского Союза практически все квартиры находились в собственности у государства и предоставлялись гражданам для проживания лишь на определенных условиях. К таковым можно было отнести работу в конкретной организации, рождение нескольких детей, образование молодых семей и прочее.

В настоящее время ситуация изменилась. Часть квартир по-прежнему находится в собственности у государства, а часть перешла в частное владение.

Муниципалитет, как и раньше, предоставляет гражданам собственное жилье, но уже в меньшем объеме, поэтому теперь получить квартиру просто так могут лишь социально незащищенные категории лиц.

Права прописанных

Наниматель социального жилья и зарегистрированные в квартире лица наделяются равными правами и обязанностями.

Какие права есть у прописанных:

  • право приватизации жилья;
  • право требовать выселения жильца, который не оплачивает коммунальные услуги и не появляется длительное время в квартире;
  • право прописывать иных граждан с дозволения проживающих в помещении лиц.

Есть ли право наследования?

Поскольку муниципальное жилье является собственностью государственных органов, то после смерти временного владельца оно возвращается муниципалитету. Согласно законодательству, наследовать возможно лишь личную собственность.

Решением данной ситуации является составление человеком, который заключал договор соцнайма, завещания с распоряжением о приватизации объекта.

На основании данного документа родные умершего могут обратиться в судебную инстанцию для переоформления квадратных метров в порядке наследования с дальнейшей приватизацией. Однако таким правом обладают лишь прописанные в квартире лица.

Во избежание необходимости решения вопроса в судебном порядке рекомендуется позаботиться о приватизации еще при жизни. В таком случае родственники смогут без проблем получить квартиру по праву наследования.

Как получить?

Порядок получения муниципального жилья выглядит следующим образом:

  1. Заявитель обращается в исполнительный орган местной власти (районную администрацию) с заявлением и перечнем необходимых бумаг. Подать заявление можно как лично, так и почтовым отправлением или через МФЦ. В некоторых населенных пунктах предусмотрена возможность подачи заявки через интернет.
  2. Специалисты компетентного органа рассмотрят заявление в установленные сроки (по закону на рассмотрение отводится не более месяца).
  3. Заявителю поступит ответ о принятом решении, вне зависимости от того, положительное оно, либо отрицательное. В случае отказа работники исполнительного органа местной власти указывают на его причину. Например, отсутствие критериев для причисления заявителя к категории нуждающихся, либо несоответствие пакета документов.

Очередь

После одобрения заявки на получение муниципального жилья заявителю присваивается идентификационный номер. С его помощью через интернет можно в любое время уточнить, как продвигается очередь, и на каком месте находится претендент.

Как посмотреть свою очередь на квартиру:

  • перейти на портал местной администрации;
  • зарегистрироваться;
  • авторизоваться по идентификационному номеру, ФИО, ИНН и номеру телефона;
  • на экран выведется информация с порядковым номером гражданина.

Как только очередь претендента на жилье подойдет, с ним свяжется представитель исполнительного органа местной власти для заключения соглашения соцнайма.

Сроки

В соответствии с условиями законодательства, муниципальное жилье предоставляется заявителям в течение 1 года с момента одобрения заявки. Однако на практике все обстоит несколько иначе. Ожидание заветных квадратных метров в крайних случаях может составлять 15 или даже 20 лет.

Задержки происходят по причинам:

  • Ограниченного финансирования, направленного на обеспечение нуждающихся жильем.
  • Большого перечня ожидающих. Например, только в МО в очереди на социальное жилье находится порядка 100 000 семей.
  • Нарушения периода строительства муниципального жилья подрядчиками, выбранными государством.

Необходимые документы

Для получения муниципальной квартиры следует подготовить:

  • Заявление, подписанное заявителем и членами его семьи.
  • Ксерокопии паспортов заявителя и членов его семьи. Для несовершеннолетних ‒ копии свидетельств о рождении.
  • Документы о доходах работоспособных граждан за крайние 2 года.
  • Документы о праве собственности на имущество семьи.

В отдельных случаях могут дополнительно потребоваться:

  • Документ о праве собственности на недвижимость, которой владеет какой-то из членов семьи.
  • Документ о проживании заявителя на территории РФ более 10 лет.
  • Заявление на получение квадратных метров вне очереди.

Точный перечень документов желательно узнать заранее в местной администрации.

Заключение договора

Социальное жилье до передачи гражданам обследуется специальной комиссией для проверки соответствия всем стандартам и пригодности к проживанию. После этого проверяются уже сами граждане, претендующие на жилплощадь: оценивается удовлетворение необходимой норме метража на человека.

Затем уполномоченные лица встречаются с будущим жильцом. Ему следует осмотреть предполагаемый вариант жилья перед въездом и подписанием договора социального найма. Если человека все устраивает, то в органе местного самоуправления выпускается ордер на вселение.

Когда вся процедура закончена, гражданину предлагают подписать договор социального найма. В этом документе прописываются все нюансы дальнейшего взаимодействия сторон и условия проживания.

Возможна ли приватизация в собственность?

Действующее законодательство не запрещает приватизацию муниципальных квартир. Заняться оформлением в собственность жилья такого типа можно сразу же после подписания договора соцнайма и сбора необходимой документации. При этом приватизировать долю в общем метраже социального жилья невозможно.

Период рассмотрения местной администрацией заявления о приватизации составляет 60 дней. Сразу после одобрения запроса можно начинать процесс регистрации перехода прав владения.

Основания для выселения

На основании положений ЖК РФ (60 статья) можно сделать вывод о том, что наниматель помещения и члены его семьи могут пользоваться метражом пожизненно. Однако из этого правила имеются исключения.

Так, нанимателя и его семью могут выселить из социального жилья в случаях:

  • регулярного невнесения коммунальных платежей или оплаты за пользование жильем в течение полугода;
  • нецелевой эксплуатации метража;
  • регулярного нарушения прав соседей;
  • повреждения объекта недвижимости или его разрушения, произведенного намеренно.

Судебная практика

Решение вопроса о выселении из муниципального жилья осуществляется в судебном порядке. Суд выносит решение о расторжении договора социального найма в случае наличия соответствующих оснований. За этим следует назначение конкретных сроков для выселения, в течение которых наниматель и его семья будут обязаны освободить жилье.

При неисполнении жильцами судебного постановления выносится новый срок выселения. Проживающих в квартире при этом обязуют уплатить исполнительский сбор. По истечении обновленного срока судебные приставы наделяются правом произвести выселение жильцов в принудительном порядке.

Здесь представлена судебная практика по выселению из квартиры за долги.

Преимущества и недостатки

Преимущества муниципальных квартир:

  • отсутствие налогообложения;
  • право проживающих на улучшение жилищных условий за государственный счет;
  • капремонт за счет государства;
  • гарантия получения нового жилья при наступлении непредвиденных обстоятельств (к примеру, обрушения дома);
  • субсидии на оплату «коммуналки»;
  • защита от мошенничества;
  • возможность приватизации.

Недостатки муниципальных квартир:

  • такая недвижимость до приватизации является собственностью государства, вследствие чего невозможна ее продажа или обмен;
  • жилье нельзя сдавать другим гражданам без получения разрешения управляющей компании;
  • после кончины жильца квартира отходит государству с выселением непрописанных проживающих;
  • квартиру могут отнять, например, при поступлении жалоб со стороны соседей.

Как видно, льготные и малообеспеченные категории граждан найдут для себя в подобном жилье больше преимуществ, чем недостатков. Но добиться получения муниципальной квартиры чаще всего бывает затруднительно.

На видео о предоставлении жилья

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://realtyurist.ru/zhile/municipalnoe-zhile/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.