На что направлено инклюзивное образование

Понятие и принципы инклюзивного образования

На что направлено инклюзивное образование

Определение 1

Инклюзивное образование – это одна из форм образования, которая предоставляет каждому человеку возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях, вне зависимости от имеющихся у него интеллектуальных, физических, социальных, языковых, эмоциональных и других особенностей развития.

В настоящее время инклюзивное образование является одним из наиболее актуальных направлений в системе образования не только в России, но и во всем мире. Оно находится под пристальным наблюдением со стороны общества и родителей «особенных» детей.

Актуальность и востребованность инклюзивного образования состоит в его явных преимуществах перед традиционным коррекционным образованием.

Коррекционная система образования за многие годы накопила достаточно большой опыт в воспитании и обучении детей с отклонениями и нарушениями, однако у нее слабо развита социальная адаптация таких детей в обществе.

Инклюзивное образование, напротив, предоставляет большие возможности «особенным» детям в адаптации к условиям современного мира, учит их взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, развивает коммуникативные навыки.

Замечание 1

Таким образом, процесс получения образования детьми с особенностями в развитии вместе со здоровыми детьми, является одним из неотъемлемых условий последующей успешной социализации «особенных» детей в современном обществе.

Именно поэтому организация инклюзивного образования рассматривается как одна из актуальных и важнейших задач современной системы образования в России.

Инклюзивное образование предусматривает совместное обучение здоровых детей и детей с отклонениями в развитии, доступность качественного образования для всех, посредством организации образовательного пространства, которое отвечает потребностям всех детей.

Методология инклюзивного образования направлена на признание за всеми детьми возможности получения необходимых знаний и умений, с учетом их особенностей и потребностей. То есть, процесс преподавания, в рамках инклюзивного образования гибкий, стремящийся удовлетворить образовательные потребности каждого учащегося.

Инклюзивное образование основано на восьми принципах:

  1. Каждый человек представляет определенную ценность, вне зависимости от его достижений и потребностей.
  2. Каждый человек думает и чувствует.
  3. Каждый человек имеет право на полноценное общение с окружающими, а также на право быть ими услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Настоящее образование может быть реализовано только лишь с учетом реальных возможностей человека.
  6. Каждый человек нуждается в поддержке и одобрении со стороны окружающих его людей.
  7. Для каждого ученика, его личный прогресс обучения заключается скорее в том, что он способен сделать, нежели в том, что он не может сделать.
  8. Разнообразие способно усилить все сторон жизни человека.

В настоящее время инклюзивное образование приобретает все большие масштабы распространения, так как оно позволяет детям с отклонениями в развитии не только получить необходимые знания, но и адаптироваться в обществе, развить свои коммуникационные навыки.

Актуальные проблемы инклюзивного образования в России

Несмотря на всю популярность и значимость инклюзивного образования, оно сталкивается с некоторыми трудностями в организации и реализации, особенно на начальных этапах внедрения в общеобразовательные учебные заведения.

Среди основных проблем инклюзивного образования, выделяют следующие:

  1. Психологические проблемы педагогов. Опыт внедрения инклюзивного образования показал, что не все преподаватели и другие специалисты общеобразовательных школ психологически готовы работать с детьми, имеющими отклонения в развитии. Многие испытывают страх, того, что могут не справиться с возложенными на них обязанностями. Обычно на адаптацию педагогов к новым условиям уходит некоторое время, после которого они перестают испытывать страх и работают с «особенными» детьми, не зацикливаясь на их особенностях. То есть они учитывают особенности, но относятся, так же, как и к здоровым ученикам. Именно это помогает детям с отклонениями чувствовать себя полноценными членами общества.
  2. Психологические проблемы обычных» детей и их родителей. Довольно часто родители здоровых детей высказывают опасение, что общение с «особенными» детьми может нанести психологическую травму их детям, либо отрицательно сказаться на течении их развития. Эти опасения также рассеиваются со временем. Родители понимают, что общение с особенными детьми не оказывает на здоровых детей негативного влияния. Напротив, они учатся быть добрее, отзывчивее, учатся помогать другим. Период адаптации учащихся к появлению в их классе особенных учеников во многом зависит от твердой жизненной позиции и отношению к этому вопросу их родителей.

Основные направления в инклюзивном образовании

Инклюзия в образовании является одной из основных инклюзий ребенка в общество. Развитие инклюзивного образования подразумевает не создание какой-то определенной новой системы, а планомерное и качественное изменение существующей системы образования в общем.

Важной особенностью инклюзии является то, что она не подразумевает коренного изменения или исправления личности ребенка, а направлена на его успешную адаптацию к существующим образовательным и социальным средам.

В настоящее время практика инклюзивного образования крайне бедна, так как инклюзия вводится в систему общеобразовательных школ в основном в качестве эксперимента.

Основными направлениями ресурсного обеспечения современного инклюзивного образования в России являются:

  1. Методическое и научное обеспечение профессиональной деятельности педагогических работников.
  2. Осуществление качественного психологического сопровождения всех участников инклюзивного коллектива.
  3. Организация эффективного взаимодействия всех уровней образовательной системы.
  4. Разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения процессов включения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду.
  5. Моделирование компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/ponyatie_i_principy_inklyuzivnogo_obrazovaniya/

Что такое инклюзивное (включающее) образование?

На что направлено инклюзивное образование

Инклюзивное (франц.inclusif- включающий в себя, от лат.

include- заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

(ЮНЕСКО) В основу инклюзивного образованияположена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Принципы инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Целью изменений является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Это подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с людьми с особенностями развития.

Дети и молодые люди, которые нуждаются в ИНКЛЮЗИВНОМ образовании, могут иметь или не иметь ИНВАЛИДНОСТЬ. Но в любом случае, они имеют ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование.

В Законе об образовании такие дети названы детьми с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), в специальной литературе – дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями.

Главное, что они не обязательно должны иметь установленную инвалидность, чтобы на них распространялось понятие ИНКЛЮЗИВНОЕ образование. Не следует называть таких детей – дефективными, больными, а также употреблять диагнозы.

На Западе широко распространен термин LEARNING DISABILITY, что обозначает ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ. Это значит, что сам ребенок с такими трудностями не справится, и ему требуется особая помощь школы и общества.

Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные школьники. Причем это не только дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды.

Это могут быть и талантливые дети, которые также для эффективного обучения нуждаются в особом подходе, и молодые спортсмены, у которые нередко после сборов и соревнований возникает проблема адаптации в классе, и дети с особыми условиями жизни.

Педагоги должны придерживаться закона об образовании, который гласит: необучаемых детей не бывает – кто на что способен, тому его и надо обучить.

Loading…

Скачать [2.84 MB]

С 1 сентября 2016 года начал действовать утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Последовательность введения ФГОС ОВЗ:

  • 2016-2017 уч.г. — 1 классы
  • 2017-2018 уч.г. — 1 и 2 классы
  • 2018-2019 уч.г. — 1,2 и 3 классы
  • 2019-2020 уч.г. — 1,2,3 и 4 классы

Что изменится в школах с внедрением инклюзивного обучения и какие документы помогут в организации и внедрению инклюзивного образования  учебном заведении.

Loading…

Скачать

Наполняемость классов

Наполняемость классов определяется СанПиНами. В инклюзивном классе, где обучается 25 детей, могут быть два ребенка с ОВЗ. Если же их больше, то наполняемость класса должна быть снижена. Предполагается, что для каждого ребенка будет разрабатываться индивидуальная программа обучения и развития в рамках класса.

Наполняемость классов определяется СанПиНами. В инклюзивном классе, где обучается 25 детей, могут быть два ребенка с ОВЗ. Если же их больше, то наполняемость класса должна быть снижена.

Предполагается, что для каждого ребенка будет разрабатываться индивидуальная программа обучения и развития в рамках класса.

  Loading…

Скачать [3.33 MB]

Дополнительно:

Источник: https://nitforyou.com/inklyuzivnoe-obrazovanie/

Что такое инклюзивное образование, практика инклюзивного образования в России и за рубежом

На что направлено инклюзивное образование

Инклюзия в переводе с латинского языка — это «включение». Инклюзивное образование направлено на одинаковое отношение ко всем детям, исключая их дискриминацию. Кроме того, инклюзивное образование формирует специальные условия для обучения детей, которые имеют особые потребности.

  • Психология и педагогика инклюзивного образования
  • Инклюзивное образование в России и мире
  • Практика инклюзивного образования за рубежом
  • Инклюзивное образование в России
  • Инклюзивное образование: курсы

Британский политик Дэвид Бланкет, имел слепоту, но несмотря на это достиг огромных успехов и стал главой МВД Великобритании.

Он говорил, что важная задача государства это образование детей, которые имеют особые потребности. Каждый должен почувствовать свою полезность и ощущать себя востребованным в обществе.

Каждый должен являться полноправным членом общества и иметь возможность в виде реализации своего потенциала.

: что такое технологическая карта урока по фгос, образец.

Инклюзивное образование — это включающее образование, которое обеспечивает доступность образования для всех без исключения, в том числе и людям, имеющим особенные образовательные потребности.

Различают несколько принципов инклюзивного образования:

  • любой человек чувствует и думает;
  • вне зависимости от знаний и способностей человека ценность его неизменна;
  • каждый обладает правом на общение;
  • люди всегда нуждаются друг в друге;
  • все стороны человеческой жизни усиливаются разнообразием;
  • настоящее образование можно получить только в рамках реальных взаимоотношений;
  • инклюзивное образование ориентировано на сформированные умения человека, и то, что он уже умеет делать является достижением.

: скороговорки для детей 7-8 лет, короткие.

Правила школы инклюзии:

  • все учащиеся в сообществе школы равны между собой;
  • в течение дня учащиеся школы имеют одинаковый доступ к процессу обучению;
  • все ученики имеют одинаковую возможность для развития и установления социальных связей;
  • специалисты, работающие в школе, обучены стратегиям социальной интеграции и являются профессионалами;
  • потребности и нужды всех учеников учитываются программой и процессом обучения;
  • специалисты, работающие в школе, понимают свои обязанности и имеют позитивный настрой.

Дети с ОВЗ взаимодействуют с детьми схожего возраста более активно, а также участвуют в играх более продвинутого уровня. Кроме того, инклюзивное образование способствует освоению некоторых частей общеобразовательной программы и навыков взаимодействия в естественной среде, а также задействует учебную деятельность в группах.

: что такое кадетская школа, как в нее поступить учиться?

Дети, имеющие нормальное развитие, в инклюзивных группах проявляют себя более активно, чем в обычных группах. Также отмечается, что их коммуникативные навыки становятся более выраженными. Такие дети более толерантны к детям с ОВЗ и понимают значение слов «ограниченные возможности».

Идея инклюзивного образования должна стать частью мышления педагогов. Опыт показывает, что не все педагогические работники готовы к реализации данной идеи, они испытывают страх и неуверенность, связанные с невозможностью контролировать происходящее. Сначала специалисты проходят этап скрытого сопротивления, далее этап пассивного и активного принятия.

При возникновении вышеупомянутых трудностей рекомендуется делать свою работу несмотря ни на что. Необходимо продолжать работать, смотря страху в лицо, и тогда он постепенно отдаляется.

Отмечается, что спустя шесть недель, человек выходит из любого кризиса.

Каждого человека пугают перемены, но такие перемены связаны с правами человека, поэтому необходимо принять их и двигаться вперёд.

Некоторые родители боятся, что их чадо будет отставать в развитии, учась вместе с нетипичными детьми. Но такие предположения не соответствуют действительности. Успеваемость детей, напротив, становится выше в инклюзивных классах, чем если бы они учились в обычных. Кроме того, улучшаются разговорная речь, поведение ребёнка и его социальное развитие.

: МБОУ — расшифровка аббревиатуры.

Именно общий климат в классе, твёрдая позиция учителей и родителей влияют на отношение сверстников к детям с особыми потребностями. Американские исследования подтверждают, что ребята, посещавшие детский сад совместно с такими детьми, в школе относятся к ним более спокойно и с большим пониманием.

Психология и педагогика инклюзивного образования

Советский психолог Л.С. Выготский отмечал, что дети с ОВЗ не должны исключаться из общества детей, имеющих нормальное развитие, поэтому необходимо создать систему обучения, которая будет этому способствовать.

В то время в коррекционной школе всё приспосабливалось к дефекту человека и ориентировалось на его недостатки, он жил в замкнутом мире и не видел реальной жизни. Благодаря Л.С.

Выготскому, зародилась идея интегрированного обучения.

В 1940 году австрийский психиатр К. Кёнинг создал первое кэмпхиллское сообщество. Кэмпхиллские школы имели цель воспитывать детей, учитывая их потенциальные возможности. Он считал, что нормальным людям полезно находиться в обществе людей с ОВЗ. Это делает их менее эгоистичными и их коммуникативные навыки развиваются.

Практика инклюзивного образования за рубежом

В мировой практике положения инклюзивного образования входят в Конвенцию «О правах инвалидов», которая была одобрена в 2006 году 13 декабря Генеральной ассамблеей ООН.

Во многих западных странах все государственные образовательные учреждения получают достаточное финансирование из бюджета для обучения ребят с особыми потребностями.

В системе образования США и Европы, в настоящее время, реализуются следующие направления:

  • Инклюзия. Реализуется перепланировка образовательных учреждений, в результате которой учебные помещения должны будут отвечать потребностям и нуждам абсолютно всех детей.
  • Мэйнстриминг. Дети с ОВЗ общаются с детьми, имеющими нормальное развитие на праздниках и различных досуговых мероприятий.
  • Интеграция. Потребности ребят, имеющих психические и физические нарушения приводят в соответствии с системой образования, которая является не приспособленной для их потребностей.

Инклюзивное образование в России

В последнее время в России наблюдается рост количества детей с особенными образовательными потребностями.

Практика инклюзивного образования в России началась ещё в 1991 году, когда в Москве была открыта школа инклюзивного образования под названием «Ковчег». Инициаторами создания этой школы были Московский центр лечебной педагогики и родительская общественная организация.

Реализуя проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», около 11 регионов России стали экспериментальными площадками.

В 1995 году и в 1998 году были проведены Международные конференции по итогам экспериментальной работы. А в 2001 году была принята «Концепция интегрированного образования лиц с ОВЗ».

Для того чтобы педагогические работники были готовы к обучению таких детей были организованы курсы для повышения их квалификации, а в педагогические образовательные учреждения были введены такие курсы, как «Основы коррекционной педагогики и «Особенности психологии детей с ОВЗ». В продолжении экспериментальной работы в 2008 году инклюзивное образование внедряется в образовательные учреждения различных регионов России: Московской, Архангельской, Нижегородской, Самарской, Владимирской и других областях.

Однако знать особенности инклюзивного образования необходимо не только педагогическим работникам, но и обслуживающему персоналу. Каждый должен знать об особенных потребностях некоторых детей. Кроме того, сверстники к таким детям бывают жестоки, не все проявляют терпимость и толерантность. Поэтому работать нужно еще и с учащимися.

Законодательство Российской Федерации, которым в настоящее время регулируется инклюзивное образование включает в себя Конституцию Российской Федерации, закон «Об образовании», закон «О защите инвалидов в РФ». Кроме того, в этот список входит Конвенция о правах ребёнка и Протокол №1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

А в 2016 года был введен в действие Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно Стандарту, дети с различными образовательными возможностями и нуждами обучаются в одной школе. Школы должны качественно обучать всех детей без исключения. Об этом также говорится в законе «Об образовании в РФ» .

Данный Стандарт применяется также в коррекционной и инклюзивной школе. Родители обладают правом выбора места обучения своего чада. В инклюзивном классе, количество детей равняется 25 , причём из них два ребёнка имеют ограниченные возможности. Если таких детей больше, то количество человек в классе необходимо снизить.

Все регионы получают финансирование из бюджета для обучения детей-инвалидов в несколько раз больше обычного норматива.

Инклюзивное образование: курсы

В связи с введением Стандарта, разрабатываются новые педагогические технологии и соответствующая литература, около 20 тыс. педагогов посещают курсы повышения квалификации, курсы дополнительного профессионального образования, программы которых разрабатываются на основе профессиональных стандартов.

С января 2017 года всем работникам образовательных учреждений необходимо соответствовать требованиям профессионального Стандарта «Педагог».

В соответствии со стандартом педагогические работники должны обладать различными профессиональными компетенциями, в том числе и в области инклюзивного образования.

Поэтому многим педагогам необходимо посетить различные курсы и повысить своё профессиональное мастерство.

На курсах повышения квалификации педагогических работников реализуется их профессиональное обучение с целью совершенствования уже имеющихся компетенций, знаний и навыков.

Кроме того, данное обучение направлено на повышение профессионального уровня педагога и получение специалистом новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности.

С Ютуба можно скачать тематическое видео.

Источник: https://obrazovanie.guru/srednee-obrazovanie-i-shkola/chto-takoe-inklyuzivnoe-obrazovanie-pedagogika-i-psihologiya.html

Инклюзивное образование. Справка

На что направлено инклюзивное образование

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами.

Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Мировая практика инклюзивного образования

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов.

В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion).

Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах.

Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия   реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.

Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 – 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.

На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.
Ситуация с инклюзивным образованием в России

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования “Ковчег” (№1321).

С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998).

31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года.

С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья».

Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.

В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования – лишь 47.

Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Ратификацию конвенции «О правах инвалидов» планируется провести до конца 2009 года.

Мосгордума планирует до конца 2009 года принять законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве», несмотря на отсутствие аналогичного федерального закона.

Другие варианты обучения детей-инвалидов

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.

Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании.

В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.

Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.

В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося.

По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения.

В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Источник: https://ria.ru/20090917/185408867.html

Что такое инклюзивное образование?

На что направлено инклюзивное образование
03.08.2015        

      Инклюзивное (франц. Inclusif) – означает «включающее в себя». Это совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.

        Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.    Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

      Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:

     1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

     2. Каждый человек способен чувствовать и думать

     3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

     4. Все люди нуждаются друг в друге

  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

     6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

      7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

       8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

       Включение – это не интеграция: 1. Включение – это больше, чем интеграция 2. Молодые люди учатся вместе в обычной школе 3. Специалисты приходят помогать детям 4. Обычные школы изменяются 5. Внимание на возможности и сильные стороны ребенка 6.

Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные 7. Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями 8. Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью 9.

Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих

     Включение – это:

1. НЕТ специализированных классов в обычной средней школе 2. НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки 3. НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе 4. НЕТ закрытых учреждений интернатного типа

     Основные принципы инклюзии

     Инклюзивные сообщества: 1. Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью). 2. Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

   Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

     Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. 1. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива 2.

Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.                 

      Важные составляющие инклюзии:

1. Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику 2. Всесторонне планируйте инклюзию 3. В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы 4. Включайте родителей 5.

Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников 6. Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.) Неверные представления об инклюзии: 1. Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно 2.

Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать 3. Фокусирование не на целях, а на действиях 4. Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка 5.

Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию       

         Существующие барьеры: 1. Архитектурная недоступность школ 2. Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми 3.

Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах 4.

Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки

           Законодательные ресурсы: 1. Конституция Российской Федерации 2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1 3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф 4. Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 5. Конвенция ООН о правах ребенка

         Правила инклюзивной школы: 1. Все ученики равны в школьном сообществе 2. Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня 3. У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей 4. Планируется и проводится эффективное обучение 5.

Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников 6. Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика 7. Семьи активно участвуют в жизни школы 8.

Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности

        Принципы формирования индивидуальной программы обучения: 1. Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью) 2. Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика 3.

Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения 4. Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе 5. Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения 6.

Составлена с целью повышения успешности ученика Обычный учитель может быть успешен при условии, если: 1. он достаточно гибок, 2. ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы 3. он уважает индивидуальные различия 4. он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива 5.

он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе 6. он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде

        Результаты инклюзии: 1. У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса 2. Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов 3.

Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны 4. Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика 5. Появляются возможности для обобщения и передачи навыков 6. Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков 7.

Существуют процедуры оценки эффективности

     В заключение:

1. Инклюзивные сообщества включают: 1. Изменение взглядов в целом: “Разнообразие включает каждого” 2. Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения – чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминается 3. Возможность для каждого быть успешным 2. Социальные изменения: 1. Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным 2. Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе 3. Начните с вашего маленького сообщества, и вы увидите результат ваших стараний по мере распространения опыта

4. Действие отличается от убеждений и теории!

Источник: https://vlgdeti.volganet.ru/assistance/children/interesting.php?ELEMENT_ID=66862

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.