На каком уровне социального партнерства действуют соглашения

Виды и содержание соглашений социального партнерства

На каком уровне социального партнерства действуют соглашения

Соглашение социального партнерства – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Виды соглашений социального партнерства

1) в зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений:

    • генеральное (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне);
    • региональное (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ);
    • отраслевое или межотраслевое (определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли  или отраслей);
    • территориальное (предусматривает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования);
    • иные (на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых и других непосредственно связанных с ними отношений).

2) в зависимости от числа сторон:

    1. двусторонние;
    2. трехсторонние.

Генеральное соглашение заключается только на федеральном уровне с участием Правительства РФ, например “Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 – 2013 годы”.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Состав участников соглашений зависит от уровня (вида) заключаемого соглашения:

    • при заключении генерального соглашения – общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство РФ;
    • при заключении регионального соглашения – соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти субъекта РФ;
    • при заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения – соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ (Министерства здравоохранения и социального развития, если соглашение заключается на федеральном уровне);
    • при заключении территориального соглашения – соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления.

Профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы не вправе требовать от органов исполнительной власти, не являющихся работодателем или представителем работодателя, заключения с ними двусторонних соглашений.

соглашений социального партнерства

Соглашение может предусматривать взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

    1. оплата труда;
    2. условия и охрана труда;
    3. режимы труда и отдыха;
    4. развитие социального партнерства;
    5. иные вопросы, определенные сторонами соглашения.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/vidi-i-soderzhanie-soglasheniy-sotsialnogo-partnerstva

Что такое социальное партнерство в сфере труда

На каком уровне социального партнерства действуют соглашения

Впервые понятие социального партнерства появилось в Конвенции МОТ N 98 «Относительно применения принципов права на организацию и на заключение коллективных договоров» 1949 года, в которой указывалось о поощрении и содействии полному развитию и применению процедуры ведения коллективных переговоров на добровольной основе между работодателями и организациями работников в целях регулирования условий труда посредством заключения коллективных договоров.

Вопросу социального партнерства посвящены также Конвенция Международной организации труда (МОТ) N 154 «О содействии коллективным переговорам» 1981 года и сопровождающая ее Рекомендации N 163.

Для обозначения системы взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования их интересов в сфере труда, в российском законодательстве применяется термин «социальное партнерство».

Социальное партнерство – сложная правовая и социальная категория. Оно представляет собой, с одной стороны, систему взаимоотношений (сотрудничества, диалога) работников, работодателей и государства, с другой стороны – принципы такого сотрудничества. Трудовой кодекс РФ в ст. 23 определяет социальное партнерство в сфере труда следующим образом:

Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Такое понятие «социальное партнерство» основано на принципе трипартизма (трехсторонности), что соответствует международно-правовому регулированию труда.

В соответствии со ст. 25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают, как правило, в роли посредников, однако в некоторых случаях могут быть и стороной:

  • Когда они выступают в качестве работодателей в отношениях с работающими в них государственными и муниципальными служащими, для которых они являются работодателями.
  • В других случаях, предусмотренных трудовым законодательством в соответствии со ст. 34 Трудового кодекса РФ. 

Социальное партнерство может строиться на основе принципа бипартизма – связей традиционных социальных партнеров (профсоюзов, трудовых коллективов, с одной стороны, и работодателей – с другой) и трипартизма, согласно которому к названным субъектам присоединяются государство или органы местного самоуправления. Соответственно можно выделить два вида партнерства: двухстороннее и трехстороннее сотрудничество.

Систему социального партнерства составляют пять уровней. Законодатель поощряет любое расширение социального партнерства, и приведенные в указанной статье 26 Трудового кодекса РФ уровни, не являются ни обязательными, ни исчерпывающими.

По сложившейся традиции уровни социального партнерства выделяются по территориально-отраслевому признаку:

  1. На федеральном уровне могут заключаться генеральное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.
  2. На межрегиональном уровне (два или более субъектов РФ) могут заключаться межрегиональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.
  3. На региональном уровне (уровень субъекта РФ) заключаются региональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения. 
  4. На территориальном уровне (на уровне муниципального образования) – территориальное соглашение.
  5. В рамках организации либо у работодателя – индивидуального предпринимателя (локальный уровень) заключается коллективный договор, предусматривающий взаимные обязательства работников и работодателя.

Формами социального партнерства являются следующие (ст.27 ТК РФ):

  • Консультации представителей работников, работодателей и государства по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, совершенствования трудового законодательства (консультации по вопросам социально-экономической политики) и заключения соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.
  • Коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров в организации.
  • Участие работников, их представителей в управлении организацией.
  • Участие представителей работников и работодателей в досудебном и внесудебном разрешении трудовых споров.

Одной из форм социального партнерства можно считать принятие решения работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа, представительного органа работников и согласование своих решений.

Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, закрепленный в ст. 2 Трудового кодекса РФ, а также основным правом работников (ст. 21 ТК РФ). Данная форма социального партнерства раскрывается в ст.ст. 52, 53 ТК РФ (ст. 2, 21, 52, 53 ТК РФ).

К формам социального партнерства относится также участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров, когда работник за разрешением индивидуального трудового спора обращается в комиссию по трудовым спорам. В порядке формирования КТС на паритетных началах в соответствии со статьей 384 ТК РФ проявляются основные принципы социального партнерства (ст. 384 ТК РФ).

Равноправие сторон признается основным принципом социального партнерства. Однако для создания подлинно равных возможностей в ходе коллективных переговоров законодатель в ст. 39 Трудового кодекса РФ предусмотрел ряд гарантий для представителей работников как более уязвимой и слабой стороны.

Конвенция МОТ N 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949) закрепляет принцип добровольности переговоров, что предполагает создание возможности свободно и самостоятельно определить круг обсуждаемых вопросов и содержание коллективного договора, соглашения. Обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно.

К сожалению, не всегда сами стороны в полной мере заинтересованы участвовать в договорных отношениях. Чаще всего от коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений отказывается работодатель. Однако именно взаимная заинтересованность сторон позволяет сторонам достичь компромисса и урегулировать взаимные интересы.

Это является одним из принципов и условий более широкого использования социально-партнерских отношений для формирования социальной и экономической политики государства.

Социальные партнеры должны соблюдать нормы и правила ведения коллективных переговоров, определения содержания коллективных договоров и соглашений.

Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ).

Следовательно, они должны расширять социальные гарантии, которые установлены трудовым законодательством.

Полномочность представителей сторон обеспечивается соблюдением порядка, установленного для определения представителей и для наделения их соответствующими полномочиями – правами и обязанностями (ст. 29–34 ТК РФ).

Согласно Конвенции МОТ N 98 «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров» каждая из сторон свободна в выборе круга вопросов, относящихся к сфере труда, которые требуют обоюдного обсуждения и решения. Именно этот принцип учтен законодателем при определении круга вопросов, включаемых в коллективные договоры и соглашения (ст. 41, 46 ТК РФ).

Каждая сторона социального партнерства добровольно, а не под каким-либо давлением извне принимает на себя обязательства по коллективному договору или соглашению, то есть стороны договариваются путем консенсуса о принятии обязательств.

Этот принцип играет большую роль в эффективности действия коллективного договора и соглашения. Реализация этого принципа требует обоснованной аргументации предлагаемых условий, выдвигаемых каждой стороной социального партнерства. Поэтому принятые по соглашению обязательства не должны быть пустыми обещаниями, их выполнение должно реально обеспечиваться.

Этот принцип означает признание сторонами социального партнерства юридических последствий заключения коллективных договоров и соглашений. В соответствии со ст.

40 и 45 ТК коллективные договоры и соглашения представляют собой правовые акты, которые входят в систему актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Следовательно, они обладают юридической силой, обязательные к исполнению. За неисполнение коллективного договора и соглашения предусмотрена юридическая ответственность.

Выполнению коллективных договоров, соглашений способствует контроль, осуществляемый полномочными на то органами (ст. 51 ТК РФ).

Данный контроль необходим для своевременного выявления и устранения причин, по которым обязательства, включенные в коллективный договор, соглашение, не выполняются. В связи с этим каждая сторона проверяет выполнение обязательств другой стороной.

Статья 51 Трудового кодекса РФ наделяет органы контроля правом принимать необходимые меры к обеспечению выполнения коллективного договора, соглашения.    

Законодательством предусмотрена ответственность сторон социального партнерства и их представителей за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, а также нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих коллективно-договорную работу (ст.ст. 54, 55 ТК РФ, ст. 5.28–5.31 КоАП РФ).

Источник: https://www.protrud.com/2016/05/02/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/

Тема: Социально-партнерские соглашения (либо соглашения о труде)

На каком уровне социального партнерства действуют соглашения

Социально-партнерские соглашения – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и иных уровнях социального партнерства.

Виды социально-партнерских соглашений:

Уровень Виды Участники
Федеральный (общефедеральный) Генеральное. Устанавливает общие принципы социального партнерства ü Общероссийское объединение профсоюзов ü Общероссийское объединение работодателей ü Российская трехсторонняя комиссия (это постоянно действующий при Правительстве орган, основная задача которого заключение соглашений)
Межрегиональный Межрегиональное ü Соответствующие профсоюзы ü Соответствующие объединения работодателей Соответствующие органы по труду (Министерство здравоохранения и социального развития)
Региональный Региональное. Устанавливает общие принципы социального партнерства ü Соответствующие профсоюзы ü Соответствующие объединения работодателей ü Соответствующие органы по труду (Министерство здравоохранения и социального развития)
Уровень субъекта РФ Территориальное. ü Соответствующие профсоюзы ü Соответствующие объединения работодателей ü Органы исполнительной власти  
Любой Отраслевое. ü Соответствующие профсоюзы ü Соответствующие работодатели ü Соответствующий орган по труду

Новелла трудового законодательства – возможность заключения и иных соглашений на любом уровне социального партнерства.

Большую практическую значимость имеет территориальные и отраслевые соглашения, которые помимо регулирования социально-трудовых отношений, закрепляют также вопросы, связанные с оплатой труда, с трудовыми гарантиями и льготами, распространяющихся на работников определенной территории или отрасли.

Порядок заключения социально-партнерских соглашений в ТК не урегулирован, поэтому стороны свободны в определении времени и места его заключения.

и структура социально – партнерского соглашения также определяется сторонами самостоятельно, при этом ст.46 ТК РФ устанавливает лишь примерный перечень вопросов, по которым можно вести переговоры.

Социально-партнерское соглашение распространяется на:

– всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан исполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

– работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились после его заключения;

– органов государственной власти и органов МСУ в пределах взятых ими на себя обязательств.

По предложению сторон случае заключения отраслевое соглашения на федеральном уровне руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда имеет право после его опубликования предложить работодателям, не участвовавшим в его заключении, присоединиться к нему. Для ответа предполагается срок – 30 календарных дней.

Если работодатель не представит письменный мотивированный отказ, то соглашение считается распространенным и на него. К такому отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профорганизации, объединяющей работников данного работодателя.

Кроме того, руководитель указанного федерального органа исполнительной власти имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профорганизации для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения.

Участие в таких консультациях для указанных лиц обязательно.

Если на работников одновременно распространяется несколько соглашений, то действует наиболее благоприятные условия. Социально-партнерское соглашение действует 3 года, при этом допускается пролонгация один раз еще на 3 года. Обязательно уведомительная регистрация в течение 7 дней с момента подписания в соответствующем органе по труду.

Ответственность сторон социального партнерства.

Ответственность сторон социального партнерства предусмотрена главой 9 ТК РФ и ст. 5-28,5-33 КоАП РФ.

1) Уклонение от участия в коллективных переговорах или нарушение установленного срока его заключения – штраф от 10 до 30 МРОТ;

2) Непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров или осуществления контроля за его выполнением – штраф от 10 до 30 МРОТ;

3) Необоснованный отказ от заключения коллективного договора – штраф от 10 до 50 МРОТ;

4) Невыполнение обязательств по коллективному договору – штраф от 10 до 50 МРОТ;

5) Уклонение от получения требований работников или от участия в примирительных процедурах – штраф от 10 до 30 МРОТ;

6) Невыполнение социально-партнерского соглашения или соглашения, подписанного в ходе проведения примирительных процедур штраф от 20 до 40 МРОТ.

Должностные лица, виновные в совершении этих правонарушений, могут дополнительно привлекаться к дисциплинарной ответственности.

Тема: Трудовой договор

Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется лично выполнять обусловленную трудовым договором работу, подчиняясь при этом правилам внутреннего трудового распорядка, работодатель обязуется предоставить такую работу, своевременно и в полном объеме выплачивать работнику заработную плату и создавать условия труда, предусмотренные трудовым договором, коллективным договором или трудовым законодательством.

Наука трудового права рассматривает трудовой договор в 3 аспектах:

1) Как юридический факт – основание возникновения, изменения или прекращения трудового правоотношения;

2) Как соглашение о труде;

3) Как институт трудового права, то есть совокупность правовых норм, регулирующих порядок приема, перевода либо увольнения работника.

Отличительные черты:

· Предмет договора – личное выполнение трудовой функции в общем процессе труда данного производственного коллектива;

· Подчинение работника в процессе выполнения работы правилам внутреннего трудового распорядка;

· Обязанность работодателя организовать труд работника, создать ему нормальные условия труда, обеспечить охрану жизни и здоровья работников, систематически вознаграждать по заранее установленным нормам.

Стороны трудового договора:

Ø Гражданин, заключивший договор о работе с присвоением статуса “работник” обладающий трудовой правосубъектностью;

Ø Предприятие, учреждение, организация либо индивидуальный предприниматель, имеющие правовой статус “работодатель”;

Гражданин не может заключать договор через представителя, не допускается заключение трудового договора с недееспособными (такие договоры считаются изначально недействительными).

Значение трудового договора.

1) Является правовой основой привлечения, распределения и перераспределения, а также рационального использования трудовых ресурсов страны;

2) Является правовой формой осуществления всеми работниками права на труд;

3) Является основанием возникновения трудового правоотношения;

4) Является источником взаимных прав и обязанностей и необходимой предпосылкой для возникновения у работника других тесно связанных с трудовыми правоотношений;

5) Трудовой договор носит личный характер и поэтому он охраняет личность работника от незаконных условий труда, его честь и достоинство.

трудового договора

трудового договора – это совокупность всех его условий, о которых стороны договорились при его заключении.

Условия трудового договора

Производные Непосредственные

необходимые факультативные

(дополнительные)

1) Производные условия. О данных условиях стороны вправе не договариваться, так как они обязательны для сторон в силу закона (условие о материальной, дисциплинарной ответственности, охрана труда и т. д.)

2) Непосредственные условия. Включаются в трудовой договор путем включения взаимных переговоров и делятся на:

1. необходимые – это такие условия, при отсутствии которых трудовой договор не имеет юридической силы. К ним относятся:

Ø место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, – место работы с указанием структурного подразделения и его местонахождения;

Ø дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор – также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом; Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ или трудовым договором либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Но момент подписания трудового договора может не совпадать с моментом выхода на работу: работник должен приступить к работе со дня определенного в трудовом договоре, если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к ней на следующий рабочий день после вступления трудового договора в силу. Если работник не приступил к работе в день начала работы , установленный в соответствии с ч.2 или3 ст. 61 ТК РФ, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. Аннулирование трудового договора не лишает работника права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию при наступлении страхового случая в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования;

Ø Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ:

Ø Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

Ø Режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

Ø Компенсация за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается за работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

Ø Условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

Ø Условие об обязательном социальном страховании работника;

Если заключается срочный трудовой договор, то указывается обстоятельство, послужившее основанием заключения срочного трудового договора (ст. 59 ТК РФ).

2. Факультативные условия трудового договора. Они могут отсутствовать, без них трудовой договор считается заключенным, но если данные условия включены в трудовой договор, то они становятся обязательными для сторон. К ним относятся:

Ø Условие об испытании;

Ø Условие о неразглашении охраняемой законом тайны;

Ø Обязанность работника отработать определенный период времени, если обучение производилось за счет средств работодателя;

Ø Об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и о рабочем месте;

Ø О видах и об условиях дополнительного страхования работника;

Ø Об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;

Ø Любые иные условия

Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и только в письменной форме. Трудовой договор не оформленный надлежащим образом считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее 3 дней.



Источник: https://infopedia.su/9x5db9.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.