Налогообложение субсидии на развитие малого бизнеса

Налогообложение грантов и субсидий, полученных индивидуальными предпринимателями

Налогообложение субсидии на развитие малого бизнеса

Елена, во-первых, необходимо внимательно посмотреть документ, на основании которого Вы получили денежные средства. Здесь имеет принципиальное значение два момента:

  1. Как в документе называются те денежные средства, которые Вы получили. Это может быть действительно грант, а может быть и субсидия, полученная в соответствии с Федеральным законом “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”.
  2. Наименование источника финансирования. Это может быть как бюджет субъекта Российской Федерации или бюджет местного органа самоуправления, так и средства коммерческой или некоммерческой организации, зарегистрированной в России или за рубежом.

Грант – это имущество или денежные средства, которые предоставляются безвозмездно и на безвозвратной основе гражданами России, некоммерческими предприятиями и фондами, международными организациями, объединениями. Перечень этих организаций утверждается Правительством Российской Федерации. Гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области культуры, искусства, охраны здоровья и т.п.

Если Вы действительно получили грант, то в соответствии с пп 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ средства, полученные в виде грантов не учитываются при налогообложении.

 Эти средства признаются целевым финансированием и должны учитываться в учете обособленно.

 Даже в случае применения упрощенной системы налогообложения в виде доходов, Вы обязаны вести как учет доходов, так и учет расходов средств целевого финансирования.

Индивидуальный предприниматель  должен вести учет и доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов.

При этом расходы, осуществленные в рамках предпринимательской деятельности при налогообложении “Доходы” в Книге доходов и расходов не отражаются, а средства, израсходованные в рамках целевого финансирования – отражаются.

Эти расходы должны быть подтверждены всеми первичными документами – договорами (если договоры заключались), кассовыми и торговыми чеками, платежными поручениями, товарными накладными (в зависимости от того, каким способом была осуществлена оплата).

Однако, денежные средства, полученные на развитие собственного бизнеса под понятие “грант” не подпадают. Скорее всего, Вам была выдана субсидия из бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с абз. 6 пункта 1 статьи 346.17. НК РФ   “Порядок признания доходов и расходов”:

Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Порядок признания доходов, предусмотренный абзацами четвертым – шестым настоящего пункта, применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм выплат (средств), указанных в абзацах четвертом – шестом настоящего пункта.

Таким образом, как и в случае получения гранта, Вы обязаны отразить в Книге доходов и расходов и доход в виде полученных денежных средств, и расходы, произведенные за счет этих средств.

Все денежные средства должны быть отражены в течение двух налоговых периодов, то есть в течение двух лет. Если денежные средства получены в 2011 году, то доход должен быть отражен в полном размере в двух декларациях – за 2011 и за 2012 годы.

В каком году какую сумму дохода отражать? Ответ находим в том же абз. 6 пункта 1 статьи 346.17. НК РФ – доходы отражаем пропорционально расходам. То есть если в 2011 году расхода не было, то и доход отражать не надо. Если расходы были фактически произведены и могут быть признаны для целей налогообложения в 2011 году, то точно в той сумме должны быть отражены и доходы.

Ещё раз обращаю Ваше внимание, что данное правило справедливо ко всем индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения и уплачивающим 15% с разницы между доходами и расходами, и уплачивающими 6% с доходов.

При этом расходы должны быть подтверждены первичными документами и отражены в Книге учета доходов и расходов.

Теперь давайте разберемся как отражаются в учете и признаются для целей налогообложения расходы на приобретение основных средств. Этот порядок установлен п. 3 ст. 346.16  и пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

Расходы на приобретение основных средств при применении упрощенной системы налогообложения признаются расходами для целей налогообложения в следующем порядке:

  1. Расходы признаются в размере оплаченной стоимости основного средства. То есть, если в 2011 году была осуществлена частичная оплата, то и в качестве расходов в 2011 году можно признать только сумму частичной оплаты. А в 2012  году сумму оплаты, произведенной в данном году.
  2. Расходы признаются в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода. Как понимать такую формулировку? Налоговую декларацию индивидуальный предприниматель сдает один раз  в год, а Книгу доходов и расходов ведет поквартально. Поквартально оплачивает и авансы налога по УСН. Предположим, что основное средство оплачено и введено в эксплуатацию во втором квартале 2011 года.  Значит всю оплаченную сумму надо разбить на три части и равными долями отразить в Книге доходов и расходов за второй, третий и четвертый кварталы.

    Кроме того, в Книге учета доходов и расходов есть раздел II “Расчет расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу”. Основные средства, приобретенные за счет целевого финансирования необходимо отразить и в этом разделе наряду с другими основными средствами, применяемыми в предпринимательской деятельности и принадлежащими на правах собственности индивидуальному предпринимателю.

  3. Расходы признаются с момента ввода в эксплуатацию основного средства. Значит необходимо заполнить все первичные документы, которыми подтверждается ввод основного средства в эксплуатацию. Унифицированные первичные документы по учету основных средств утвержденны Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. N 7 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств”: – Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме  зданий, сооружений) – унифицированная  форма ОС-1; – Инвентарная карточка учета объекта основных средств – унифицированная форма ОС-6;

    – Инвентарная книга учета объекта основных средств – унифицированная форма ОС-6б.

Все эти формы  должны быть закреплены в Учетной политике для целей налогообложения.  Дело в том, что в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ каждый налогоплательщик должен формировать учетную политику для целей налогообложения. И никаких исключений для индивидуальных предпринимателей  в этом плане в Налоговом Кодексе не предусмотрено.

Итак, в Книге доходов и расходов мы отразили в равных суммах доход и расход. А как это все отразить в налоговой декларации? Ведь обязанность по уплате налога здесь не возникает?

А в налоговой декларации по УСН эти суммы отражать не надо. Но зато возникает необходимость заполнения листа 07 Декларации по налогу на прибыль. Да, индивидуальные предприниматели не являются плательщиками налога на прибыль. Но в случае получения средств целевого финансирования они обязаны заполнить и представить в налоговую лист 07.

В соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ получатели целевых средств обязаны по окончании налогового периода предоставить в налоговую инспекцию отчет о целевом использовании полученных средств. А этот отчет входит в состав декларации по налогу на прибыль (лист 07).  Конечно, необходимо заполнить ещё и титульный лист.

При этом эти два листа необходимо сдать именно в сроки, утвержденные для сдачи именно этой декларации – не позднее 28 марта 2012 года. Так как в соответствии со статьёй 285. “Налоговый период. Отчетный период” налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

 Если Вы этого не сделали своевременно, то это необходимо сделать сейчас.

Источник: https://acscon.ru/16-stati/individualnym-predprinimatelyam/obshchie-voprosy-dlya-ip/10-nalogooblozhenie-grantov-i-subsidij-poluchennyx-individualnymi-predprinimatelyami

Субсидии на развитие бизнеса и предпринимательства — Эльба

Налогообложение субсидии на развитие малого бизнеса

Существует несколько видов субсидий, они отличаются своим назначением и могут предоставляться лишь для конкретных отраслей, которые государство поддерживает и развивает. Программы для малого и среднего бизнеса отличаются в каждом регионе.

Кроме Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», они регламентируются еще местным законодательством. Мы рассмотрим самые распространенные субсидии — на развитие бизнеса.

Кто может получить субсидию

Для того, чтобы получить субсидию ваша фирма должна относиться к начинающим, т.е. её возраст не должен превышать одного года, в некоторых программах двух лет.

Сфера вашей деятельности должна быть приоритетной для региона, иначе чиновники не будут заинтересованы в предоставлении вам средств на развитие, и ваши шансы будут малы.

На сайтах территориальных центров поддержки малого предпринимательства иногда публикуют список видов деятельности.

Также одним из значимых условий является использование выделенных средств только по целевому назначению. Это значит, что вы не сможете распоряжаться полученными деньгами так, как сами захотите или посчитаете нужным. Придется строго придерживаться бизнес-плана. Срок пользования деньгами ограничивается по времени, как правило, одним-двумя годами.

Большинство программ на предоставление субсидий имеют условие, которое заключается в том, чтобы вложенные инвестиции самого предпринимателя в проект составляли определенную долю от суммы субсидии. Например, вложенные средства самой организации в проект должны быть не менее 60% от суммы запрашиваемой субсидии. Процент устанавливается условиями каждой программы.

И, конечно, все документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями.

Какие документы подавать

Документы предоставляются в Центр поддержки предпринимательства того региона, где вы зарегистрированы. Состав пакета необходимых документов устанавливается правилами каждой программы. Проект из себя представляет бизнес-план со всеми прилагающимися документами. Примерный перечень документов, которые должны сопровождать бизнес-план, такой:

  • Заявка на получение субсидии
  • Копии документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего документы
  • Копия свидетельства о государственной регистрации
  • Копия выписки из ЕГРИП/ЕГРЮЛ
  • Справки из контролирующих органов об отсутствии задолженности
  • Справка о состоянии банковских счетов
  • Технико-экономическое обоснование
  • Копии учредительных документов организации
  • Копии необходимых лицензий и разрешений
  • Наличие необходимых зданий, помещений для реализации бизнес-плана

Отбор предпринимателей ведется на конкурсной основе.

Сформированная комиссия оценивает по нескольким критериям, среди которых определяющими будут: относится ли ваш вид деятельности к приоритетным в регионе, а также какова польза от реализации проекта и перспективность его развития. Наиболее значимыми сферами деятельности считаются социальные и инфраструктурные, также регионы охотно поддерживают инновационные и научно-технические направления.

Самое главное грамотно составить бизнес-план и правильно оформить документы, в соответствии с требованиями, т.к. большинство отказов основываются именно при отсутствии этих показателей.

Нужно будет защититься перед заседанием комиссии, если им понравится ваш доклад, то проект отправят на рассмотрение в городскую финансовую комиссию и после их одобрения, вы получите требуемую поддержку.

Налогообложение субсидий на развитие

Получив финансирование, у предпринимателей возникают вопросы по расчету налога и учету полученных денег. В налоговом учете полученные денежные средства отражают в особом порядке. Увеличения налога от получения субсидии не происходит.

УСН

Согласно НК РФ, полученные в соответствии с 209-ФЗ деньги на развитие предпринимательства следует отражать в составе доходов пропорционально произведенным за счет них расходам и на дату признания расходов. Субсидию таким образом можно учитывать не более 2 налоговых периодов с даты получения (налоговый период — это календарный год).

Если субсидия не будет потрачена в течение 2 лет, то остаток следует отразить в доходах и заплатить налог.

Такой метод отражения субсидии применяется и на УСН «Доходы минус расходы», и с объектом «Доходы». Для последних тоже не происходит увеличения налога.

Несмотря на то, что при расчете налога расходы не учитываются, в данном случае сделано исключение: расходы, произведенные за счет средств субсидии, следует вписать в графу «Расходы» КУДиР одновременно с отражением дохода в сумме потраченной субсидии.

Налоговую базу же на такой доход, по мнению чиновников увеличивать не надо (Письмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18587@).

Отметим, что другие виды субсидий отражаются в соответствии со ст. 346.15 НК РФ как внереализационные доходы, с оглядкой на ст. 251 НК РФ, где перечисляется какие виды поступлений налогом не облагаются.

ЕНВД

Если субсидия выделяется на цели, связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, то другим налогом (по УСН, ОСНО или ЕСХН) она не облагается.

В остальных случаях ее нужно учитывать в соответствии с правилами той системы налогообложения, которую вы применяете наряду с ЕНВД. Если вы работаете только на ЕНВД и не подавали заявления на спецрежим, то вы получаете доход, облагаемый налогом на прибыль.

При этом, если вы совмещаете, например, УСН и ЕНВД, то в доходах вы учитываете сумму всей субсидии. Даже если часть ее потратили на закупки для ЕНВД. А в расходах по УСН сможете отразить только те расходы, что относятся к УСН по раздельному учету. Похожий вывод делает Минфин в письме от 11 декабря 2012 г. N 03-11-09/98.

Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/137

Платить или не платить налог с полученной субсидии

Налогообложение субсидии на развитие малого бизнеса

В своих статьях «Осторожно субсидия», я писал, что получаемые средства по программе самозанятости населения облагаются налогами. В последнее время я был обвинен в том, что я якобы дезинформирую людей, и что деньги полученные предпринимателями по программе самозанятости населения не облагаются налогами.

Давайте подробно и по пунктам разберемся опять в этом вопросе. Благо, совершенно недавно вышли изменения в НК РФ, которые разъясняют эту ситуацию. Более того, в июне 2011 ФНС РФ издала письмо, разъясняющее как раз применение ФЗ №23-ФЗ, а именно ситуацию с обложением налогамисубсидий.

Начнем с того, что письмо разъясняет применение закона № 23-ФЗ в разрезе основных налоговых режимов.

1. Общая система налогообложения.

Субсидия получена предпринимателем, находящимся на общей системе налогообложения. В этом случае:

Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”), отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. Данный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества.
В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса.”;

Что это значит?

Если предприниматель, получив субсидию, тратит средства на приобретение основных средств, то он отражает субсидию как доходы, а в расходы ставит только суммы начисляемой амортизации за два налоговых периода. Налоговый период = 1 год.Пример:58 800 – субсидия.58 800 – приобретен станок.Доход – 58 800,Расход – 58 800/7/12*24 = 16 800.

Остаток – 42 000 – с этой суммы придется заплатить налог. (для примера взят период 7 лет – срок амортизации).

Если предприниматель приобретает товары или сырье и материалы, оплачивает расходы.Пример:58 800 – субсидия.58 800 – приобретен товар.Доход – 58 800,Расход – 58 800.Остаток – 0. Не платим налоги.

УРА!!!!!НО…Продаем товар этот.Доход – 70 000 (Себестоимость – 58 800 стоимость товара.

Остальное наценка)

Расход – 0???????? Почему? Потому что уже один раз мы взяли в расходы стоимость этого товара и два раза его нельзя брать.

Получается, что при реализации этого товара нам придется заплатить налог с полной суммы дохода без вычета себестоимости.

Вопрос, это ли не уплата налогов с субсидии?????????????????
Ответ – уплата, просто отсроченная.

2. Упрощенная система налогообложения.

Субсидия, получена предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения.

Положениями подпункта 1 пункта 5 статьи 346.5 и пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) (в редакции Федерального закона от 07.03.

2011 N 23-ФЗ) определено, что при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее – ЕСХН) и упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.Федеральным законом от 07.03.2011 N 23-ФЗ установлено, что данный порядок признания доходов в отношении указанных средств, а также порядок признания доходов в отношении выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан, определенный Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ, применяется как налогоплательщиками УСН, применяющими в качестве объекта налогообложения “доходы, уменьшенные на величину расходов”, так и налогоплательщиками, применяющими объект налогообложения “доходы”, при условии ведения ими учета сумм выплат (средств).И теми и другими налогоплательщиками учет полученных выплат и сумм произведенных расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (далее – Книга), форма и порядок заполнения которых утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н.При этом налогоплательщики, применяющие УСН, в графе 4 раздела I Книги отражают суммы полученных выплат (субсидий) в размере фактически произведенных за счет этого источника расходов, а в графе 5 раздела I Книги – соответствующие суммы осуществленных (признанных) расходов.Данный порядок учета сумм полученной субсидии распространяется и на налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения “доходы”, в том числе и в случае, если полученные ими в 2011 году средства полностью израсходованы в данном налоговом периоде.При этом следует иметь в виду, что порядок признания расходов налогоплательщиками ЕСХН и УСН установлен соответствующими нормами глав 26.1 и 26.2 Кодекса.

В частности, расходы на приобретение основных средств учитываются в составе расходов при определении налоговой базы с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода в размере оплаченных сумм (подпункт 1 пункта 2, подпункт 1 пункта 4, пункт 4, подпункт 2 пункта 5 статьи 346.5 Кодекса для налогоплательщиков ЕСХН; подпункт 1 пункта 1, подпункт 1 пункта 3 статьи 346.16, подпункт 4 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса – для УСН).

При приобретении основных средств в соответствии с законом и письмом налог с субсидии не придется уплачивать. Так как при УСН основные средства принимаются к расходам в течении первого года эксплуатации равными частями по квартально. А так как расходы можно взять только в течении двух налоговых периодов, то мы как раз укладываемся в этот срок.

Пример:58 800 – субсидия.58 800 – приобретен станок.Доход – 58 800,Расход – 58 800/4*4 = 58 800.

Остаток – 0. Налог не платим.

При приобретении товара или сырья и материалов, оплаты расходов они также учитываются в составе расходов.

НО…

Пример, налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения “доходы, уменьшенные на величину расходов”, в январе 2011 года получил субсидию в размере 300 тыс. руб., закупил на эту сумму товар, например, 3 шубы, и полностью реализовал их 5 марта 2011 года за 350 тыс. руб.

Исходя из перечисленных выше норм Кодекса, данный налогоплательщик с датой 05.03.2011 в графе 4 раздела I Книги отражает доход 300 тыс. руб., пропорциональный произведенным и признанным расходам на покупку товара с одновременным отражением расходов в сумме 300 тыс. руб. в графе 5 раздела I Книги.

Таким образом, налогоплательщик отразит в Книге, что вся сумма полученной им субсидии израсходована.

Кроме того, той же датой в графе 4 раздела I Книги налогоплательщик отражает доход от реализации трех шуб в размере 350 тыс. руб.

, при этом в графе 5 раздела I Книги ставится прочерк, так как расходы на приобретение данного товара уже учтены в предыдущей операции.

Получаем опять налог, но просто отсроченный в во времени.

Пример:58 800 – субсидия.58 800 – приобретен товар.Доход – 58 800,

Расход – 58 800.

Продаем товар.Доход – 70 000.Расход – 0.

Остаток – 70 000 – облагаем весь доход по ставке 15%, если УСН – 15%.

Вопрос, это ли не уплата налогов с субсидии?????????????????
Ответ – уплата, просто отсроченная.

Подобная же ситуация и с УСН – 6%, но как раз только эта система налогообложения позволяет не уплачивать налог с полученной субсидии.
При приобретении основных средств налог не придется платить, так как распространяются условия принятия к расходам основных средств.

Более того, если предприниматель приобретает товар или сырье и материалы, ему также не придется платить налог с субсидии. Потому, что при реализации товаров или продукции по системе УСН – 6% не учитываются расходы, а начисление налога происходит исключительно с суммы дохода.

3. ЕНВД.

Субсидия получена предпринимателем, находящимся на ЕНВД.
К сожалению, с этой системой налогообложения обошлись совсем жестоко.

Источник: https://pro-biznes.com/nalogooblozhenie-biznesa/platit-ili-ne-platit-nalog-s-poluchennoj-subsidii.html

Налогообложение субсидий. Господдержка предприятий малого и среднего бизнеса

Налогообложение субсидии на развитие малого бизнеса

“Финансовая газета”, 2013, N 12

Вопрос оказания государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса был и остается актуальным. Принятие Федерального закона от 24.07.

2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” послужило основой для разработки как на федеральном, так и на региональных уровнях программ, которые, в свою очередь, предусматривают предоставление различного рода субсидий коммерческим организациям.

Как правило, субсидии предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ при условии утверждения ими региональных целевых программ.

Определение субсидий приведено в ст. 78 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ).

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01.06.2012 N 254-ПП субъектам малого и среднего предпринимательства из бюджета г. Москвы предоставляются следующие субсидии в целях возмещения затрат:

  • на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на развитие и модернизацию производства;
  • уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга);
  • для возмещения части затрат, связанных с развитием хозяйственной деятельности, а именно:

а) приобретения основных средств (за исключением легковых транспортных средств);

б) организации и оснащения рабочих мест;

в) приобретения лицензионного программного обеспечения, покупки сырья и материалов;

г) аренды зданий и помещений.

Бухгалтерский учет субсидий

Бухгалтерский учет субсидий регулируется ПБУ 13/2000 “Учет государственной помощи” (утв. Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н), ведется на счете 86 “Целевое финансирование”.

В первую очередь получателю средств следует определить в учетной политике метод отражения бюджетных средств: по мере поступления средств на расчетный счет или же по мере возникновения права на них.

Подтверждением возникновения права на бюджетные средства могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы (п. 5 ПБУ 13/2000).

В зависимости от выбранного метода получение субсидий отражается следующим образом:

  • по мере возникновения права на бюджетные средства получатель сначала отражает возникшую задолженность записью: Дебет 76 “Расчеты с разными кредиторами и дебиторами”, Кредит 86, затем на дату фактического поступления средств на расчетный счет (в кассу) делается запись: Дебет 51 “Расчетный счет” (50 “Касса”), Кредит 76;
  • по мере поступления средств на расчетный счет (в кассу) получатель делает бухгалтерскую запись: Дебет 51, Кредит 86 на сумму поступивших средств (п. 7 ПБУ 13/2000).

В дальнейшем по мере расходования субсидий они списываются со счета 86. Порядок списания зависит от характера расходов, на финансирование которых были предоставлены бюджетные средства (капитальные или текущие расходы).

Суммы бюджетных средств, направленные на финансирование текущих расходов, списываются в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.

При этом суммы целевого финансирования признаются в качестве доходов будущих периодов (составляется запись: Дебет 86, Кредит 98 “Доходы будущих периодов”) в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода (Дебет 98, Кредит 91 “Прочие доходы и расходы”) при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начислении оплаты труда и осуществлении других расходов аналогичного характера (абз. 1, 3 п. 9 ПБУ 13/2000).

Если бюджетные средства предоставлены в более поздний отчетный период, чем тот, в котором осуществлены расходы, то организация отражает возникновение задолженности по таким средствам и относит их на финансовый результат в составе прочих доходов (п. 10 ПБУ 13/2000) с отражением непосредственно на счете 91, субсчет 1 “Прочие доходы”, без использования счета 86.

По нашему мнению, такой порядок учета осложняет заполнение форм бухгалтерской отчетности. Поэтому можно в этом случае сумму предоставленных бюджетом средств отразить записью по кредиту 86 и дебету 76 (или по другим счетам, на которых подлежат учету полученные активы), а затем признать прочий доход записью по дебету 86 и кредиту 91, субсчет 1 (п. 7 ПБУ 13/2000).

Суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списываются со счета учета целевого финансирования на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации. При этом суммы целевого финансирования учитываются в качестве доходов будущих периодов при принятии объектов внеоборотных активов к учету с последующим отнесением в течение срока полезного использования указанных объектов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы (п. 9 ПБУ 13/2000).

В бухгалтерском балансе бюджетные средства отражаются по строке 1530 “Доходы будущих периодов” только в следующих случаях: бюджетные средства направлены коммерческой организацией на финансирование расходов (п.

9 ПБУ 13/2000); не использованные на конец отчетного периода остатки средств целевого бюджетного финансирования, предоставленного организации, учитываемых на счете 86 (п. 20 ПБУ 13/2000).

При этом если величина неиспользованных средств целевого бюджетного финансирования существенна для организации, то она показывает соответствующую сумму обособленно по отдельной строке в разд. V “Краткосрочные обязательства” бухгалтерского баланса (п. 20 ПБУ 13/2000, п. 11 ПБУ 4/99).

Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в качестве доходов на счете 91, отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно (п. 21 ПБУ 13/2000). Следовательно, признанные в качестве доходов отчетного периода суммы бюджетных средств должны отражаться в отчете о прибылях и убытках по строке 2340 “Прочие доходы”.

Что касается других форм бухгалтерской отчетности (в частности, отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств и пояснительной записки, в которых также должна находить отражение информация о помощи из бюджета), то, поскольку организация является субъектом малого предпринимательства, она вправе не представлять их в составе бухгалтерской отчетности, за исключением наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н).

Налогообложение доходов при получении субсидий

При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые согласно ст. 250 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, установлены в ст. 251 НК РФ, перечень их является исчерпывающим.

Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. При этом данные субсидии не подлежат отдельному учету.

НК РФ предусматривает особый порядок признания субсидий, полученных в соответствии с Законом N 209-ФЗ. Такие субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения (абз. 1 п. 4.3 ст. 271 НК РФ, абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ, п. 4 ст. 223 НК РФ).

Если по окончании второго налогового периода сумма полученной субсидии превысит размер признанных расходов, фактически осуществленных за счет этой субсидии, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода (абз. 1 п. 4.3 ст. 271 НК РФ, абз. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ, п. 4 ст. 223 НК РФ).

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ амортизация по амортизируемому имуществу, созданному с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется.

В целях налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям относится имущество, поименованное в пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ.

Субсидии, предоставленные коммерческим организациям в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, целевым финансированием в целях налогообложения прибыли не признаются.

Таким образом, в отношении имущества, приобретенного или созданного коммерческой организацией за счет субсидий, полученных на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, и признанного согласно ст. 256 НК РФ амортизируемым, амортизация начисляется в общеустановленном порядке.

Субсидии на приобретение (создание) амортизируемого имущества отражаются в качестве дохода по мере признания расходов на приобретение амортизируемого имущества (абз. 2 п. 4.3 ст. 271 НК РФ), т.е. в размере амортизационных отчислений. Например, за счет субсидии, полученной в декабре 2012 г., в феврале 2013 г.

приобретено основное средство, относящееся к первой амортизационной группе со сроком полезного использования 2 года. В этом случае в состав доходов субсидия будет включаться с момента начисления амортизации по этому основному средству (т.е. с марта 2013 г.) по март 2015 г.

в сумме, равной размеру амортизационных отчислений по приобретенному основному средству.

Налог на добавленную стоимость

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/85385-nalogooblozhenie-subsidij-gospodderzhka-predpriyatij-malogo-srednego-biznesa

Какие налоги надо заплатить с «коронавирусной» субсидии за апрель‑май и как отразить ее в учете

Налогообложение субсидии на развитие малого бизнеса

Какие налоги надо заплатить с «коронавирусной» субсидии за апрель‑май и как отразить ее в учете

9 июля Елена Маврицкая Ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем

Многие организации и ИП уже получили от государства по 12 130 руб. за апрель и май 2020 года на каждого работника. Другие ожидают выплат.

Как показать эти деньги в учете, и какие налоги нужно (или не нужно) заплатить? Ответы — в нашей статье.

Кроме необходимой теории в ней рассмотрены два практических примера: «субсидия потрачена на аренду» и «субсидия потрачена на зарплату».

Напомним, что правила предоставления «коронавирусной» субсидии утверждены постановлением Правительства от 24.04.20 № 576 (далее — Правила).

На бюджетные деньги вправе претендовать те, кто относится к наиболее пострадавшим из-за пандемии отраслям (в том числе занимается производством и реализацией подакцизных товаров), и включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года.

Есть и другие критерии (см. «Правила предоставления государственной субсидии изменены» и «ФНС разъяснила, как рассчитать налоговую недоимку для получения «коронавирусной» субсидии»). Размер субсидии за месяц — 12 130 руб.

, умноженные на количество сотрудников, которые числились в компании в марте 2020 года. Если работодателем является ИП, его тоже учитывают в числе сотрудников. Предпринимателю без работников перечислят указанную сумму в однократном размере.

Субсидия полагается за апрель и май 2020 года. Для получения нужно было подать в ИФНС заявление не позднее 2 июля (перенос срока с 1 июля, объявленного нерабочим днем).

Обратите внимание: в начале июля появилась новая безвозвратная субсидия. О том, кому она полагается, читайте «Утверждена новая субсидия для малого бизнеса: кто может её получить».

Заказать электронную подпись для получения безвозвратной субсидии от государства Подать заявку

Налоги

«Коронавирусная» субсидия не относится к облагаемым доходам. Это правило действует:

  • для компаний на основной системе налогообложения (подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • для ИП и организаций на «упрощенке» (подп.1 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
  • для предпринимателей на ОСНО (подп. 82 ст. 217 НК РФ).

Следовательно, при поступлении бюджетных денег налогооблагаемая база не увеличивается.

Ведите книгу учета доходов и расходов, формируйте отчетность по УСН в веб‑сервисе Ведите бесплатно

Проводки

Какие проводки сделать в бухгалтерском учете? Мнения специалистов расходятся.

Большинство экспертов полагает, что необходимо использовать счет 86 «Целевое финансирование». В данном случае цель финансирования — это частичная компенсация затрат, в том числе на оплату труда в апреле и мае 2020 года. Так сказано в пункте 1 Правил.

Также есть мнение, что необходим счет 98 «Доходы будущих периодов». Ведь в инструкции по применению плана счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н) говорится: по кредиту счета 98 в корреспонденции со счетом 86 отражается сумма бюджетных средств, направленных коммерческой организацией на финансирование расходов.

Тогда проводки будут выглядеть следующим образом:

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98 — начислена субсидия;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86 — субсидия зачислена на расчетный счет.

Но есть другая точка зрения, которой придерживаемся и мы. Суть ее в том, что для простоты учета счет 98 можно не использовать. Допустимо ограничиться проводкой:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86 — субсидия зачислена на расчетный счет.

Затем, по мере расходования бюджетных средств, нужные суммы будут списаны в дебет счета 86.

Бесплатно получить образец учетной политики и вести бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП

Субсидия направлена на оплату счетов

Многие компании и ИП используют государственные средства для оплаты текущих счетов. Например, счетов на аренду офиса или склада.
При начислении налогов по указанной операции надо учитывать два момента.

  1. Расходы, совершенные за счет «коронавирусной» субсидии, не уменьшают налогооблагаемую прибыль при ОСНО (подп. 48.26 ст. 270 НК РФ). «Упрощенщики» тоже не вправе показать подобные суммы в затратах (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
  2. Входной НДС по расходам, оплаченным за счет субсидии, принимается к вычету на общих основаниях.

Пример 1

Торговая компания ООО «Чебурашка» применяет общую систему налогообложения. В июне 2020 года организация получила из бюджета 121 300 руб. (на 10 работников).

Показатели за полугодие следующие:

Выручка от основной деятельности — 600 000 руб. (в т.ч. НДС 20% — 100 000 руб.).

Затраты на аренду — 240 000 руб. (в т.ч. НДС 20% — 40 000 руб.), из них за счет субсидии — 121 300 руб.

Бухгалтер сделал проводки:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90

– 600 000 руб. — получена выручка;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68

– 100 000 руб. — начислен НДС с выручки;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60

– 200 000 руб. (240 000 — 40 000) — отражены расходы на аренду;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 40 000 руб. — отражен входной НДС по аренде;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

– 121 300 руб. — субсидия зачислена на расчетный счет;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

-121 300 руб. — аренда частично оплачена за счет субсидии;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 19

– 20 216,67 руб. (121 300 руб.: 120% х 20%) — отражен НДС по частичному погашению расходов по аренде;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 44

-101 083,33 руб.(121 300 — 20 216,67) — субсидия израсходована на погашение расходов по аренде;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 91

– 20 216,67 руб. — НДС предъявлен к вычету;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

-118 700 руб. (240 000 — 121 300) — аренда частично оплачена за счет собственных средств организации;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

– 19 783,33 руб. (118 700 руб.: 120% х 20%) — НДС предъявлен к вычету.

В налоговом учете ООО «Чебурашка» облагаемые доходы за полугодие 2020 года — это разница между выручкой и затратами на аренду, совершенными за счет собственных средств.

Доходы в НУ равны 401 083,33 руб.((600 000 — 100 000) – (118 700 — 19 783,33)).

НДС к перечислению в бюджет за второй квартал 2020 года равен 60 000 руб.(100 000 — 20 216,67 — 19 783,33).

Вести бухгалтерский и налоговый учет, сдавать отчетность по ОСНО через интернет

Субсидия направлена на выдачу зарплаты

Если бюджетные деньги израсходованы на заработную плату сотрудников организации или предпринимателя, нужно придерживаться таких правил:

Бесплатно рассчитать зарплату и пособия в веб‑сервисе

Пример 2

Предприниматель А. В. Куролесов применяет ОСНО. В мае 2020 года он получил субсидию в размере 24 260 руб. (на двух работников). Деньги были направлены на выплату заработной платы.

НДФЛ составил 3 154 руб.(24 260 руб. х 13%). На руки сотрудники получили 21 106 руб.(24 260 — 3 154).

Страховые взносы за май 2020 года начислены по ставке 0%.

В состав профессионального вычета при расчете облагаемой базы по НДФЛ зарплата сотрудников в сумме 24 260 руб. не вошла.
Бесплатно подготовить и сдать новую форму 3‑НДФЛ через интернет

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/comments/2020/7/15814

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.