Направления социально реабилитационной деятельности

Лекция № Социальная реабилитация

Направления социально реабилитационной деятельности

Социальная реабилитация– комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидов общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социального статуса (по­жилые люди, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные), девиантным поведением лично­сти (несовершенно летние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест заключения).

Социальная реабилитация– комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.

Цель социальной реабилитации– восстановление социального статуса личности, обеспече­ние социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.

Однако социальная реабилитация не должна быть направлена на то, чтобы сформировать иж­дивенца, довольствующегося социальным статусом получателя пособия.

Весь комплекс мероприя­тий социальной реабилитации направлен на восстановление и развитие активного социального субъ­екта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию.

Люди с нару­шенными функциями являются не только объектом реабилитационного процесса, они должны быть полноправными участниками этой деятельности, субъектом социальной реабилитации.

социальной реабилитациирассматривается как процесс и система медицин­ских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на

устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Сущность реабилитации– не только (или не столько) восстановление здоровья, сколько восстановление или создание возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения располагает инвалид.

Таким образом, инвалидность трактуется как проблема не столько медицинская, сколько социальная. Цель общества – максимально полно обеспечить для всех людей, с их специфическими, в том числе ограниченными, возможностями со­циальное функционирование и развитие.

Люди социального личностного потенциала добиваются этого самостоятельно. Более слабые индивиды в процессе развития компенсируют уязвимые сторо­ны своей личности, нуждаясь иногда в помощи специалистов по реабилитации или социальной ра­боте.

Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окру­жающей его среде, но и оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчит его интеграцию в общество.

Основные принципы социальной реабилитации:

как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий;

непрерывность и поэтапность их проведения;

системность и комплексность;

индивидуальный подход:

доступность и преимущественная бесплатность для наиболее нуждающихся. Непрерывностьпредполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий. В противном случае про­исходит резкое снижение их эффективности.

Последовательностьв проведении реабилитации диктуется особенностями течения заболе­вания инвалида, возможностями его социально-средового окружения, организационными аспектами реабилитационного процесса.

Преемственностьэтапов реабилитации заключается в учете конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. В основном различают следующие этапы реаби­литации: экспертная диагностика и прогнозирование, формирование и реализация индивидуальной программы реабилитации, динамический контроль за отдельными результатами реабилитации.

Комплексностьреабилитационного процесса означает необходимость учета на всех его эта­пах многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, профессиональ­ных, санитарно-гигиенических, социально-средовых, правовых, учебно-производственных.

Индивидуальностьреабилитации означает необходимость учета конкретных условий воз­никновения, развития и возможностей исхода инвалидности у данного индивидуума.

Уровни социально-реабилитационной деятельности:медико-социальный; профессионально-трудовой; социально-психологический; социально-ролевой; социально-бытовой; социально-правовой; Направления реабилитационной деятельности:

социальная реабилитация инвалидов и детей с ограниченными возможностями; военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах; реабилитация лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и т.д. I. Реабилитация инвалидов.Основные виды реабилитации инвалидов:

1 Медицинская реабилитация – представляет собой комплекс мер, направленных на восста­новление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных ор­ганов, приостановление прогрессирования заболеваний.

Это такие меры как восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирова­ние и ортезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия. Медицин­ская реабилитация инвалида должна осуществляться пожизненно, т.к.

для предотвращения негатив­ной динамики состояния индивида необходимы меры его медицинской поддержки и оздоровления.

2 Психологическая реабилитация направлена на преодоление страха перед действительно­стью, изживание социально-психологического комплекса “калеки”, укрепление активной, деятель-

ной личностной позиции. Психологическая реабилитация позволяет инвалиду успешно адаптиро­ваться в окружающей среде и в обществе в целом.

Основные методы психологической реабилитации:психологическая консультация; психологический тренинг;

психокоррекция и психотерапия;

психодиагностика;

Психодиагностика– определение особенностей актуального психологического состояния и потенциальных возможностей психического развития индивида.

Психологическая консультация– это ориентация детей и их родителей в широком круге проблем подготовки к труду, взаимоотношений, общения и т.д., позволяющая конструктивно разре­шать всевозможные психологические коллизии, препятствующие самореализации и развитию лич­ности.

Психотерапия– это комплексное лечение психических, нервных и психосоматических рас­стройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности. Направления психотерапии: рацио­нальная психотерапия, гештальттерапия, гипнотерапия, трудотерапия, арттерапия, эстетотерапия, семейная терапия.

Психокоррекция– это коррекция отдельных свойств личности и характера в целях усвоения оптимальных способов различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, учебной, про­фессиональной) для возможности успешной и эффективной самореализации в различных социаль­ных условиях.

Психологический тренинг– это целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психологических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или “ослаб­ленных” в силу заболевания или особенностей воспитания, несформированность которых препятст­вует самореализации личности.

Виды тренингов:аутотренинг, тренинг отдельных интеллектуальных и моторных функций, коммуникативный, игровой и т.д.

Схема психологической реабилитации:

1)оценка психологического реабилитационного потенциала;

2) оценка условий и определение организационных особенностей проведения реабилитацион­ных мероприятий (Например, условия поликлиники или стационара, необходимость исполь­зования технических средств…);

3) определение целевых установок и задач психологической реабилитации;

4) определение средств и методов реабилитации;

5) составление плана проведения реабилитационных мероприятий с указанием срока и места их реализации, а также используемых при этом методик и методических приемов;

6) оценка эффективности реабилитационных мероприятий и проведение ее итогов.

3 Педагогическая реабилитация включает в себя мероприятия воспитательного и обучающего характера в отношении несовершеннолетних инвалидов, направленные на то, чтобы больной ребе­ нок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного повиде- ния, самообслуживания, получил необходимый уровень общего или дополнительного школьного

образования.

Цель этой деятельности – выработка у ребенка уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь.

В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ори­ентация несовершеннолетнего инвалида, обучение его соответствующим трудовым навыкам и уме­ниям.

4 Социально-средовая реабилитация – это комплекс мер, направленных на создание опти­ мальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального стату­

са и утраченных общественных связей.

Инвалид может оказаться зависимым от посторонней помощи в самых повседневных, про­стых, интимных потребностей. Поэтому должны проводиться 2 параллельных процесса:

1) организация жилища, среды обитания инвалида соответствующими приспособлениями, которые обеспечат ему относительно самостоятельное выполнение бытовых функций, осуществление санитарно-гигиенических мероприятий;

2) обучение инвалида пользованию этими приспособлениями.

Инвалидам с интеллектуальными и психологическими ограничениями, проживающим само­стоятельно, должны создаваться условия, исключающие причинение или вреда собственной лично­сти или другим людям.

Система достаточно информативных пиктограмм может подсказать или по­рядок действий и способ их совершения.

Такая категория нуждается, кроме того, в патронажной по­мощи социального работника в силу ограниченной способности осознавать и планировать свою жизнь.

За пределами собственной квартиры инвалид также может столкнуться со множеством огра­ничений. Входы в общественные дома и жилые здания должны быть снабжены пандусами, а лифты – иметь достаточное пространство.

Особые требования предъявляться к оборудованию среды для слабовидящих и слепых: перекрестки снабжаются рельефным покрытием, звуковыми сигналами, до­рожными знаками, указывающими на частичную возможность появления лиц, лишенных зрения.

5 Социально-трудовая адаптация инвалидов включает в себя приспособление производст­венной среды к нуждам и потребностям инвалида, адаптацию инвалида к требованиям производства.

Подход к месту работы и сами рабочие места инвалидов нуждаются в специальной организации или переоборудовании; вспомогательные помещения (пункт питания, гардероб, туалет) должны быть ор­ганизованны так, чтобы ими смогли воспользоваться лица с различными видами патологий.

6 Профессионально-трудовая реабилитация – это система гарантированных государством мероприятий по профессиональной ориентации. Профессиональному обучению и трудовому уст­ройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями.

4

Одним из направлений является обучение и переобучение инвалидов, предоставление им в процессе переподготовки новой профессии или специальности, обучение навыкам работы по преж­ней специальности в условиях утраты ряда возможностей или функций.

Профориентация и проф. обучение инвалидов строится на основе углубленной профессио­нальной диагностики их в процессе взросления (для детей – инвалидов) или после завершения меди­цинской реабилитации (для взрослых инвалидов). Разрабатываются показания к тем профессиям, которыми могут заниматься инвалиды.

Под проф. ориентацией понимается комплекс научно-обоснованных социально-экономических, социально-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на формиро­вание профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям каждой личности и запросам общества.

Основными причинами, затрудняющими профессиональное самоопределение являются: искажение представления о собственных возможностях, завышенная или заниженная са­мооценка;

недостаточная и искаженная информированность о различных профессиях, условиях тру­да; несформированность общесоциальных мотивов к трудовой деятельности.

7 Образовательная реабилитация инвалидов – сложный комплекс, который включает в себя процесс получения процесс получения инвалидами необходимого общего образования, при необхо­димости различных уровней и видов специального или дошкольного образования.

Блокада доступа к современному и качественному образованию для лиц с ОВ практически перекрывает для них потен­циал социального развития, перспективы материальной самообеспеченности, достойной карьеры, высшего социального статуса.

Поэтому образовательная реабилитация является путем и средством восстановления и повышения социального статуса индивида с расстройством тех или иных функций.

8 Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельно­сти, т.к. удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении соци­ально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого мате­риального вознаграждения.

Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приоб­щая людей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.

8 качестве элемента социокультурной реабилитации можно рассматривать спортивную реа­билитациюинвалидов. Только общего оздоравливающего воздействия, занятие спортом и участие в специальныз соревнованиях для инвалидов повышают степень координации движений, развивают общение, воспитывают командные навыки.

9 Коммуникативная реабилитация нацелена на восстановление социальных взаимодействий инвалида, укрепление его социальной сети. В рамках этой деятельности происходит обучение инва­лида навыка общения в новых для него условиях нарушения ряда функций. Воспитывается потреб­ность в личностных коммуникациях, которая может быть нарушена в период посттравматического

стресса или болезни. Полезными являются тренинги коммуникативных умений, которые проводятся с инвалидом с целью формирования у него социальных навыков.

Службы социальной защиты насе­ления должны прилагать усилия для создания организационных условий и инфраструктуры комму­никации: открывать отделение дневного пребывания в центрах социального обслуживания, клубы инвалидов, места встреч и общения в микрорайонах.



Источник: https://infopedia.su/16x12b67.html

Вопрос 12. направления социальной реабилитации

Направления социально реабилитационной деятельности

Социальная реобилитация-это комплекс медиц и психол, технических мер направлены на восстановления наружных функций.

Социальная реабилитация как технология социальной работы — это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию. К таким проблемам можно отнестиинвалидность

, миграцию, безработицу, отбывание наказания в местах лишения свободы и т. д.

В зависимости социальных или личностных проблем людей, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:

  • Социально-медицинская — это восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства, также включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию.
  • Социально-психологическая — это восстановление психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.
  • Социально-педагогическая — это организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования, определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.
  • Профессиональная и трудовая — формирование новых или восстановление утраченные человеком трудовых и профессиональных навыков и впоследствии его трудоустройство.
  • Социально-средовая — восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды.

Направления обусловлены той категорией которые нуждаются:

– пожелым и инвалидом,

– лиц подвергнувших насилию,

– лиц вернувшийся с мест лишения свободы,

– военнослужащих.

ВОПРОС13. Механизмы социальной адаптации и их характеристика.

Выделяются два основных механизма социальной адаптации:

добровольный и вынужденный.

Добровольная адаптация представляет собой ситуацию, при которой новые условия жизнедеятельности, предлагаемые субъекту средой, не противоречат его системе ценностных ориентаций, убеждений и идеалов и открывает перед субъектом новые перспективы и возможности и, поэтому, принимается без сопротивления, если даже для этого необходимо предпринять определённые усилия. Например, возможность сделать хорошую служебную карьеру или получать высокую заработную плату может рассматриваться человеком как основание и необходимость для смены места работы и адаптации в новом коллективе, получения образования, переквалификации и т.п. Трудности, неизбежно возникающие в ходе освоения новой среды и новых условий жизнедеятельности, принимаются субъектом как «трудности роста», через которые надо пройти, для получения желаемого.

Вынужденная адаптация, напротив, ситуация, при которой характеристики и свойства новой для субъекта среды жизнедеятельности, не соответствуют и противоречат его ценностно-нормативным установкам. Однако, при этом, субъект не может не принять эти характеристики.

То есть, в отличие от добровольной адаптации, вынужденная адаптация жёстко заставляет человека принять новые условия жизнедеятельности. Не сделав этого, он не сможет не только найти новую для себя социальную нишу и новые возможности самореализации, но и утратит имеющиеся.

Например, чтобы сохранить жизнь себе и своим близким, возможность работать, учиться и т.д.

, человек может согласиться принять самые жёсткие требования общества или власти, даже противоречащие его внутренним убеждениям по используемым в процессе адаптации средствам выделяются следующие механизмы социальной адаптации.

1.Психические механизмы, направленные на формирование и развитие психики субъекта, воздействие на неё различных факторов социальной среды и приспособление психического склада индивида под требования среды. К этой группе механизмов социальной адаптации можно отнести механизмы психической защиты, психической травмы, психического и психологического внушения и т.п.

2.Социально-психологические механизмы, предназначенные для приспособления индивида к среде через её освоение различными способами.

3.Социальные механизмы. К ним относится: механизм социальной деятельности, который можно рассматривать как универсальный механизм социальной адаптации. Именно в процессе социальной деятельности осуществляется собственно включение субъекта в новую систему социальных отношений, норм и ценностей.

В рамках социальной деятельности субъект приобретает новые социальные статусы и роли, позволяющие ему войти в новую социальную среду.

механизм социального общения, позволяющий субъекту, во-первых, совершенствовать имеющиеся у него навыки общения и приобретать новые, во-вторых, расширять социальную среду собственной жизнедеятельности и усваивать новые социальные нормы и ценности.

Источник: https://studopedia.ru/18_36679_vopros--napravleniya-sotsialnoy-reabilitatsii.html

Основные направления социально-реабилитационной деятельности

Направления социально реабилитационной деятельности

задача всех лиц, работающих с ребенком, состоит в том, чтобы обеспечить положительные изменения в развитии

его как личности. Но для этого необходимы не разовые и не односторонние меры, а комплексный, системный подход, предполагающий учет как внешних, так и внутренних фак­торов, воздействующих на личность.

Вот почему деятельность специалиста по социальной реабилитации детей с ограничен­ными возможностями здоровья должна быть многоплановой и включать в себя все основные направления социально-реа­билитационного процесса.

Такими направлениями, на наш взгляд, являются: органи­заторская деятельность; деятельность по диагностике пси­хического и личностного развития ребенка; развивающая и коррекционная работа; консультирование и просвещение детей, родителей и специалистов, занимающихся с детьми; деятельность по охране здоровья и безопасной жизнедеятель­ности и социально-диспетчерская работа.

1. Организаторская деятельность— это деятельность, на­правленная на достижение определенной цели или целей.

Она пронизывает все сферы жизни человека и необходима там, где возникает потребность управлять людьми или организовывать себя на выполнение конкретных задач.

Данное направление связано со всеми другими направлениями социально-реаби­литационной деятельности и выступает как необходимая, обя­зательная их составляющая.

Организаторская деятельность является реализацией на практике задач социальной реабилитации и условием более целенаправленного и реального проектирования своей дея­тельности. По существу, каждое действие специалиста по со­циальной реабилитации носит организаторский характер.

В структуре организации социально-реабилитационной деятельности можно условно выделить два больших аспекта: подготовительный (конструктивный) и организационной.

Подготовительный аспект.

Включает деятельность, свя­занную с проектированием, планированием процесса социаль­ной реабилитации, определением его содержания, целей и за­дач; условий, содержания и форм проведения коррекционных и развивающих занятий; участия детей в игровой, трудовой, обслуживающей деятельности, варианты организации меж­личностных отношений и т. п. Готовясь к встрече с детьми, специалист по социальной реабилитации подбирает методики и технологии взаимодействия с ними, подготавливает соответ­ствующее оборудование, продумывает последовательность собственных действий, а также действий каждого конкретного ребенка и группы в целом.

Организационный аспект. Специалист по социальной реа­билитации реализует на практике цели и задачи социальной реабилитации. Организаторская деятельность многопланова и многофункциональна.

К числу основных организаторских действий, используемых в работе с людьми, относят: прось­бы, советы, пожелания, указания, замечания, требования.

Наиболее часто применяемой формой побуждения детей в со­циально-реабилитационном процессе является педагогиче­ское требование, в котором задаются формы деятельности и которое направлено на формирование у детей стремления к достижению цели реабилитации определенными средствами и способами.

Чрезвычайно завышенная и заниженная (либе­ральная) оценки в одинаковой мере пагубно влияют на конеч­ные результаты. В случаях завышения требований у детей нарастает психическое напряжение, нежелание выполнять ту или иную деятельность. Когда же требования занижены, то у них теряются внешние опоры организации собственной дея­тельности.

2. Диагностикапсихического и личностного развития ребенка.

Цель диагностики — выяснение с помощью психоди­агностических средств сущности индивидуально-психологи­ческих особенностей личности с целью оценки ее актуально­го состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования.

Предме­том психологического диагноза является установление осо­бенностей развития ребенка, как в норме, так и в патологии. Основными этапами психодиагностического обследования являются: сбор данных; обработка и их интерпретация; вы­несение решения — установление психологического диагно­за и определение на его основе прогноза развития.

Психологическая диагностика — неотъемлемая часть процес­са социальной реабилитации. Ее результаты необходимы для:

— составления социально-психологического портрета ре­бенка, имеющего ограниченные возможности (психологиче­ского диагноза);

— выяснения сильных и слабых сторон в его развитии как личности;

— определения содержания и форм социально-реабилита­ционной работы, выбора средств и форм психологической кор­рекции и личностного развития ребенка;

— установления обратной связи, сигнализирующей об из­менениях в психическом и личностном развитии на разных этапах процесса социальной реабилитации.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Согласно Л.С. Вы­готскому, содержание прогноза и диагноза совпадают, но про­гноз строится на умении настолько понять внутреннюю логи­ку самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечают путь дальнейшего развития. Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Практическая психодиагностика предполагает наличие у специалиста по социальной реабилитации психологических знаний, определенных навыков изучения ребенка, интуиции, богатейшего клинического и житейского опыта.

От него тре­буется соблюдение свода правил применения психодиагности­ческих средств, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этиче­ских и профессиональных норм психодиагностического обсле­дования.

3. Развивающая и коррекционная деятельность. Данное направление является центральным в социально-реабили­тационной работе с детьми и подростками. Исходными его данными являются результаты психодиагностического обсле­дования. , формы и методы развивающей и кор-рекционной работы должны обеспечивать целостное воздей­ствие на личность ребенка или подростка.

Развивающая работа традиционно ориентирована на раз­витие познавательной, эмоциональной, волевой и социальной сфер личности. Ее содержание вытекает из целей и задач со­циальной реабилитации и определяется рабочей программой и индивидуальным планом коррекции и развития личности каждого ребенка.

Реализация этой программы осуществляет­ся путем включения ребенка э различные формы общения и деятельности.

Это могут быть: специальным образом орга­низованная с учетом развивающего эффекта игровая, обслу­живающая, трудовая деятельность, учебная, специальные развивающие занятия, на которых решаются задачи, напри­мер, формирования навыков общения, сотрудничества или конкурентного поведения, навыков понимания чувств и пере­живаний других людей, самооценки и самоанализа своего по­ведения и многие другие. В процессе такого взаимодействия у детей постепенно развивается не только интеллектуальная сфера, но и расширяется опыт социальных отношений, приоб­ретается определенный духовный и эмоциональный опыт.

Психокоррекционная работа ориентирована на решение конкретных проблем, связанных с вторичными нарушениями

в развитии ребенка.

Основным ее инструментарием являются коррекционные методики и технологии, которые позволяют моделировать ситуации, в которых наиболее полно задейст-вуются сферы личности ребенка, нуждающиеся в исправле­нии.

Психокоррекционная работа осуществляется в двух фор­мах: индивидуальной и групповой. Выбор названных форм и подбор коррекционных методик определяется конкретными задачами, поставленными перед каждым ребенком.

4. Просвещение и консультирование детей и подростков, родителей и сотрудников* участвующих в обслуживании де­тей с ограниченными возможностями.

Психолого-педагогическое просвещение. Главной его за­дачей является приобретение детьми и подростками опре­деленных знаний и навыков, которые призваны помочь им успешно взаимодействовать с другими людьми, повысить мотивацию жизнедеятельности, активность.

Чтобы знания, навыки и умения, передаваемые и прививаемые ребенку, ак­тивно включались в процесс личностного развития, необхо­димо серьезно подходить к отбору содержания доступного и интересного ребенку, а также к выбору форм его подачи.

Основным условием здесь выступают учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, уровень их реального раз­вития, готовность к усвоению тех или иных знаний.

Наиболее эффективными формами для ребенка можно считать те, ко­торые являются для него доступными, привлекательными, актуально значимыми.

Консультирование — еще один вид практической работы специалиста по социальной реабилитации. Консультирование рассчитано на работу с детьми старшего возраста — подростками и старшими школьниками.

Консультирование, как правило, — индивидуальный вид работы и организуется в большинстве случаев по запросу детей и по результатам психодиагностиче­ского обследования. Оно может иметь различное содержание, касаться.

многих проблем развития и личностного самоопределе­ния подростка или юноши, взаимодействия с другими людьми, взаимоотношения полов и т. п.

В функции специалиста по социальной реабилитации входит не только просвещение и консультирование детей и подростков, но иродителей. Консультирование родителей и сотрудников, занимающихся социальной реабилитацией детей, является важным условием налаживания отношений и совместного сотрудничества, выяснения точек соприкосновения в решении задач социальной реабилитации.

5. Деятельность по охране здоровья и безопасной жизне­деятельности. Охрана здоровья ребенка — важнейшая задача всех реабилитационных мероприятий.

Специалист по соци­альной реабилитации должен знать закономерности возник­новения, течения и исход болезни как базовой предпосылки при определении и разработке основных подходов социальной реабилитации ребенка.

Чтобы грамотно организовать социаль­но-реабилитационный процесс, важно учитывать особенности защитно-приспособительных реакций и перестройки дина­мического стереотипа организма в процессе выздоровления и их влияние на процесс реабилитации.

Нужно ясно осоз­навать и предвидеть как внутренние, так и внешние факто­ры, обуславливающие жизнедеятельность организма, знать основные принципы и подходы формирования безбарьерной атравматической окружающей среды для детей с ограничен­ными возможностями здоровья по признаку аномалии.

Важно также добиться, чтобы ребенок осознал, что резуль­таты его выздоровления и развития находятся в прямой за­висимости от полноценной жизни и многих других факторов: питания, состояния окружающей среды, наличия вредных привычек, психогигиеническогих навыков, физической тре­нированности организма.

Оздоровительная работа. В ее задачу входит развитие и укрепление физических сил и возможностей ребенка.

6. Социально—диспетчерская деятельность.

Цель — по­лучение детьми, их родителями и коллегами от специалиста по социальной реабилитации социальной и психологической помощи, во-первых, выходящей за рамки его функциональ­ных обязанностей, а, во-вторых — за рамки его компетенции.

В этих целях он должен обладать банком данных о службах и специалистах, которые смогли бы оказать реальную помощь ребенку. Причем, специалист по социальной реабилитации не только дает консультацию, но и сам организует это взаимо­действие.

В рамках социально-диспетчерского направления предпо­лагается решение следующих задач:

— определение характера проблемы и возможностей ее ре­шения;

— поиск службы или специалиста, способного оказать ре­бенку помощь;

— подготовка необходимой сопроводительной документации;

— отслеживание результатов взаимодействия ребенка со специалистом;

— осуществление психологической поддержки ребенку во время его взаимодействия со специалистом;

— контроль за организацией помощи ребенку в условиях образовательного учреждения.

Итак, мы рассмотрели основные подходы к организации со­циально-реабилитационной работы, выделили основные ее направления. Следует иметь в виду, что процесс социальной реабилитации определяется, прежде всего, компетентностью специалиста по социальной реабилитации. Знание рассмот­ренных подходов поможет ему стать профессионально грамот­ным и четко представлять круг своих обязанностей.

Источник: https://cyberpedia.su/7xa6cf.html

Выступление на педагогическом совете по теме

Направления социально реабилитационной деятельности

КГБС(К)ОУ «Новоалтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»

Выступление на педагогическом совете по теме

«Основные направления социально-реабилитационной деятельности коррекционной школы по работе с детьми с ОВЗ»

Подготовила

социальный педагог

Чичерина Е.Ф.

Новоалтайск 2015г

задача педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, состоит в том, чтобы обеспечить положительные изменения в развитии его как личности.

Но для этого необходимы не разовые и не односторонние меры, а комплексный, системный подход, предполагающий учет как внешних, так и внутренних факторов, воздействующих на личность.

Вот почему деятельность педагогов и специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть многоплановой и включать в себя все основные направления социально-реабилитационного процесса.

Такими направлениями являются: организаторская деятельность; деятельность по диагностике психического и личностного развития ребенка; развивающая и коррекционная работа; консультирование и просвещение детей, родителей и специалистов, занимающихся с детьми; деятельность по охране здоровья и безопасной жизнедеятельности и социально-диспетчерская работа.

1. Организаторская деятельность — это деятельность, направленная на достижение определенной цели или целей.

Она пронизывает все сферы жизни человека и необходима там, где возникает потребность управлять людьми или организовывать себя на выполнение конкретных задач.

Данное направление связано со всеми другими направлениями социально-реабилитационной деятельности и выступает как необходимая, обязательная их составляющая.

Организаторская деятельность является реализацией на практике задач социальной реабилитации и условием более целенаправленного и реального проектирования своей деятельности. По существу, каждое действие педагогов и специалистов по социальной реабилитации носит организаторский характер.

В структуре организации социально-реабилитационной деятельности можно условно выделить два больших аспекта: подготовительный (конструктивный) и организационной.

Подготовительный аспект.

Включает деятельность, связанную с проектированием, планированием процесса социальной реабилитации, определением его содержания, целей и задач; условий, содержания и форм проведения коррекционных и развивающих занятий; участия детей в игровой, трудовой, обслуживающей деятельности, варианты организации межличностных отношений и т. п. Готовясь к встрече с детьми, педагоги и специалисты по социальной реабилитации подбирает методики и технологии взаимодействия с ними, подготавливают соответствующее оборудование, продумывают последовательность собственных действий, а также действий каждого конкретного ребенка и группы в целом.

Организаторская деятельность многопланова и многофункциональна. К числу основных организаторских действий, используемых в работе с детьми, относят: просьбы, советы, пожелания, указания, замечания, требования.

Наиболее часто применяемой формой побуждения детей в социально-реабилитационном процессе является педагогическое требование, в котором задаются формы деятельности и которое направлено на формирование у детей стремления к достижению цели реабилитации определенными средствами и способами. Чрезвычайно завышенная и заниженная (либеральная) оценки в одинаковой мере пагубно влияют на конечные результаты. В случаях завышения требований у детей нарастает психическое напряжение, нежелание выполнять ту или иную деятельность. Когда же требования занижены, то у них теряются внешние опоры организации собственной деятельности.

2. Диагностика психического и личностного развития ребенка. Цель диагностики — выяснение с помощью психодиагностических средств сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования.

Предметом психологического диагноза является установление особенностей развития ребенка, как в норме, так и в патологии.

Основными этапами психодиагностического обследования являются: сбор данных; обработка и их интерпретация; вынесение решения — установление психологического диагноза и определение на его основе прогноза развития.

Психологическая диагностика — неотъемлемая часть процесса социальной реабилитации. Ее результаты необходимы для:

— составления социально-психологического портрета ребенка, имеющего ограниченные возможности (психологического диагноза);

— выяснения сильных и слабых сторон в его развитии как личности;

— определения содержания и форм социально-реабилитационной работы, выбора средств и форм психологической коррекции и личностного развития ребенка;

— установления обратной связи, сигнализирующей об изменениях в психическом и личностном развитии на разных этапах процесса социальной реабилитации.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Согласно Л.С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадают, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечают путь дальнейшего развития. Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Практическая психодиагностика предполагает наличие у педагогов и специалистов по социальной реабилитации психологических знаний, определенных навыков изучения ребенка, интуиции, богатейшего клинического и житейского опыта.

От них требуется соблюдение свода правил применения психодиагностических средств, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностического обследования.

3. Развивающая и коррекционная деятельность. Данное направление является центральным в социально-реабилитационной работе с детьми и подростками. Исходными его данными являются результаты психодиагностического обследования. , формы и методы развивающей и коррекционной работы должны обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка или подростка.

Развивающая работа традиционно ориентирована на развитие познавательной, эмоциональной, волевой и социальной сфер личности. Ее содержание вытекает из целей и задач социальной реабилитации и определяется рабочей программой и индивидуальным планом коррекции и развития личности каждого ребенка.

Реализация этой программы осуществляется путем включения ребенка в различные формы общения и деятельности.

Это могут быть: специальным образом организованная с учетом развивающего эффекта игровая, обслуживающая, трудовая деятельность, учебная, специальные развивающие занятия, на которых решаются задачи, например, формирования навыков общения, сотрудничества или конкурентного поведения, навыков понимания чувств и переживаний других людей, самооценки и самоанализа своего поведения и многие другие. В процессе такого взаимодействия у детей постепенно развивается не только интеллектуальная сфера, но и расширяется опыт социальных отношений, приобретается определенный духовный и эмоциональный опыт.

Психокоррекционная работа ориентирована на решение конкретных проблем, связанных с вторичными нарушениями в развитии ребенка.

Основным ее инструментарием являются коррекционные методики и технологии, которые позволяют моделировать ситуации, в которых наиболее полно задействуются сферы личности ребенка, нуждающиеся в исправлении.

Психокоррекционная работа осуществляется в двух формах: индивидуальной и групповой. Выбор названных форм и подбор коррекционных методик определяется конкретными задачами, поставленными перед каждым ребенком.

4. Просвещение и консультирование детей и подростков, родителей и сотрудников участвующих в обслуживании детей с ограниченными возможностями.

Психолого-педагогическое просвещение. Главной его задачей является приобретение детьми и подростками определенных знаний и навыков, которые призваны помочь им успешно взаимодействовать с другими людьми, повысить мотивацию жизнедеятельности, активность.

Чтобы знания, навыки и умения, передаваемые и прививаемые ребенку, активно включались в процесс личностного развития, необходимо серьезно подходить к отбору содержания доступного и интересного ребенку, а также к выбору форм его подачи. Основным условием здесь выступают учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, уровень их реального развития, готовность к усвоению тех или иных знаний.

Наиболее эффективными формами для ребенка можно считать те, которые являются для него доступными, привлекательными, актуально значимыми.

Консультирование — еще один вид практической работы специалистов по социальной реабилитации. Консультирование рассчитано на работу с детьми старшего возраста — подростками и старшими школьниками.

Консультирование, как правило, — индивидуальный вид работы и организуется в большинстве случаев по запросу детей и по результатам психодиагностического обследования.

Оно может иметь различное содержание, касаться многих проблем развития и личностного самоопределения подростка или юноши, взаимодействия с другими людьми, взаимоотношения полов и т. п.

В функции специалистов по социальной реабилитации входит не только просвещение и консультирование детей и подростков, но и родителей. Консультирование родителей и сотрудников, занимающихся социальной реабилитацией детей, является важным условием налаживания отношений и совместного сотрудничества, выяснения точек соприкосновения в решении задач социальной реабилитации.

5. Деятельность по охране здоровья и безопасной жизнедеятельности. Охрана здоровья ребенка — важнейшая задача всех реабилитационных мероприятий.

Педагоги и специалисты по социальной реабилитации должны знать закономерности возникновения проблемы отсутствия слуха у обучающегося, воспитанника, как базовой предпосылки при определении и разработке основных подходов социальной реабилитации ребенка.

Чтобы грамотно организовать социально-реабилитационный процесс, важно учитывать особенности защитно-приспособительных реакций и перестройки динамического стереотипа организма и их влияние на процесс реабилитации.

Нужно ясно осознавать и предвидеть как внутренние, так и внешние факторы, обуславливающие жизнедеятельность организма, знать основные принципы и подходы формирования безбарьерной травматической окружающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья по признаку аномалии.

Важно также добиться, чтобы ребенок осознал, что результаты его развития находятся в прямой зависимости от полноценной жизни и многих других факторов: питания, состояния окружающей среды, наличия вредных привычек, психогигиенических навыков, физической тренированности организма.

Оздоровительная работа. В ее задачу входит развитие и укрепление физических сил и возможностей ребенка.

6. Социально—диспетчерская деятельность.

Цель — получение детьми, их родителями и коллегами от специалистов по социальной реабилитации социальной и психологической помощи, во-первых, выходящей за рамки его функциональных обязанностей, а, во-вторых — за рамки его компетенции.

В этих целях он должен обладать банком данных о службах и специалистах, которые смогли бы оказать реальную помощь ребенку. Причем, специалисты по социальной реабилитации не только дают консультации, но и сами организует это взаимодействие.

В рамках социально-диспетчерского направления предполагается решение следующих задач:

— определение характера проблемы и возможностей ее решения;

— поиск службы или специалиста, способного оказать ребенку помощь;

— подготовка необходимой сопроводительной документации;

— отслеживание результатов взаимодействия ребенка со специалистами;

— осуществление психологической поддержки ребенку во время его взаимодействия со специалистами;

— контроль за организацией помощи ребенку в условиях образовательного учреждения.

Итак, мы рассмотрели основные подходы к организации социально-реабилитационной работы, которая существует в нашей школе, выделили основные ее направления.

Источник: https://infourok.ru/vistuplenie-na-pedagogicheskom-sovete-po-tete-osnovnie-napravleniya-socialnoreabilitacionnoy-deyatelnosti-korrekcionnoy-shkoli-p-720662.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.